Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.
Задачи: Образовательные:
-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;
- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;
- Исследовать лист, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.
Развивающие:
- познавательную активность в процессе выполнения опыта;
- умения сравнивать, рассуждать;
- наблюдательность, любознательность, внимание;
- интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;
- умение договариваться;
- бережное отношение к живой и неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osen.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.
Задачи: Образовательные:
-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;
- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;
- Исследовать лист, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.
Развивающие:
- познавательную активность в процессе выполнения опыта;
- умения сравнивать, рассуждать;
- наблюдательность, любознательность, внимание;
- интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;
- умение договариваться;
- бережное отношение к живой и неживой природе.
Оборудование:
- проектор;
- презентация к занятию;
- ноутбук;
Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.
Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки, листья живых растений для опыта); доска; ноутбук; проектор.
Ход занятия
Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:
Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, гости! В гости просим!
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила загадку. Послушайте, пожалуйста.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Я время года….(осень)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь. Я сегодня вас приглашаю в сказочный осенний лес. Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»). Ребята, кто что услышал? Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел. А это, что за звук? (на слайде появляется старичок – Лесовичок, звук колокольчика).
Воспитатель: Ребята, посмотрите у Лесовичка письмо к нам.
Лесовичок: Ребята, пишет вам Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Проснулся сегодня утром от шума. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень? Помогите навести порядок в лесу.
Воспитатель: Ребята, напомним Лесовичку, а какое сейчас время года? (осень)
Воспитатель: Поможем Лесовичку навести порядок в лесу? (да) Но чтобы помочь Лесовичку, нужно вспомнить, что мы знаем об осени.
1. Какие осенние месяцы вы знаете?
2. Скажите мне, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
3. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
4. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).
Лесовичок отправил нам фотографию с тем, что происходит в лесу (Колокольчик звенит).
Воспитатель: Да действительно, все перепуталось. Ребята, а вы знаете, как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке?
Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные).
Давайте поиграем. Посмотрите ребята, здесь у нас животные. Скажите пожалуйста, как они готовятся к зиме? Давайте проверим, там, где луна, должны переместится животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, должны быть животные, которые не спят зимой.
Лесовичок: Звон колокольчика. Навели порядок в мире животных.
Воспитатель: Ребята, мы распределили животных правильно, а теперь давайте попробуем помочь птицам.
Воспитатель: Это еще что за шум? Птицы. Ребята, осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края). Давайте попробуем помочь птицам. Скажите пожалуйста, птицы, которые улетают в теплые края называются – перелетные, а которые остаются – зимующие.
Игра «Перелетные – зимующие птицы». (Дети разбирают силуэты птиц. Перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края. «У вас есть по птичке. Подумайте, кому улететь, кому остаться зимовать». Закрепите птиц на доски. Перелетных - где теплые края, зимующих прикрепите где зима).
Воспитатель: Каких птиц поставили справа, а каких слева? А теперь проверим, правильно ли распределили птиц, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка).
Лесовичек: Звон колокольчика. Ребята, Лесовичок обрадовался, что мы справились с заданием. Навели порядок в мире птиц.
Появляется картинка «Листопад».
Воспитатель: Что вы видите? Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Посмотрите, у нас тоже листопад. Давайте подойдем и соберем их.
Физминутка:
Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем
Желтые листочки…
С дерева срывая. – движения руками
И летят листочки – кружатся
С ветки на дорожки.
И бегут по листьям – легкий бег
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем – шагают
И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.
Воспитатель: А вы знаете, с каких деревьев у вас листочки? Давайте, я вам загадаю, а вы отгадайте.
Загадки («У кого листочек?»)
Воспитатель: Молодцы! Слышите звон колокольчика? Лесовичок рад, что мы смогли навести порядок в мире растений
Воспитатель: Ребята, а какого цвета они у вас? А почему листья желтеют? (высказывания детей: стало холодно, мало солнца)
Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшой опыт. Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Давайте рассмотрим зеленые листочки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл. Давайте вместе повторим. Оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце.
А теперь давайте рассмотрим осенние листик. Положите его на белую ткань, так же деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы заметили? (Нет зеленого вещества на ткани). Значит, у осенних листиков нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света. А осенью мало света, значит хлорофилл исчезает.
Вывод: Давайте ребята сделаем вывод. Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество хлорофилл постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, красным, оранжевым. Влаги становится меньше и лист опадает.
Лесовичок: Письмо. До свидания.
Воспитатель: Скажем Лесовичку до свидания. Ребята, Лесовичок нас поблагодарил за помощь. Скажите, а вам понравилось помогать Лесовичку? Что больше всего понравилось?
Давайте попрощаемся с гостями.
До свидания, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
До свидания, ножки! Топ, топ, топ!
До свидания, щечки! Плюх, плюх, плюх!
До свидания, гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
Образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическ...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Осенние посиделки"
Цели : закрепить знания детей о домашних животных;расширить представления детей о жизни домашних животных в осеннее время, о том, какготовятся к зиме и где зимуют;узнавать животных...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе, " Осень".
Конспект открытого занятия " Осень"....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Осень золотая"
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «По тропинкам осени» В форме квест - игры
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Среди широко используемых в практике игровых технологийможно выделить Квест - технологию....