Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.
\
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie.docx | 239.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Змей Горыныч о трёх головах»
в старшей группе «Солнышко»
Составил воспитатель: Проценко Е.А.
2021
Тема: змей Горыныч о трёх головах
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.
Развивающая: развивать представления о сериационном изменении воды. Развивать наблюдательность, любознательность.
Воспитательная: воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).
Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений, и закрепление имеющихся знаний.
Форма занятия: нетрадиционное
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.
Оборудование и материалы: картинки: Змей Горыныч с тремя головами, лампа, лед, зеркало, чайник с кипятком.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Приемы: физкультминутка, показ картинки, дидактическая игра.
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный этап: Основной этап: Физкультминутка: Дидактическая игра: Заключительный этап: | Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал? (открыть изображение дракона) Дети: Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах». -Как вы думаете, он злой или добрый? Почему? Дети: Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной. - Вспомните название каждой головы. Дети: Ледяная, Водяная, Паровая. - Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? Дети: как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно. - А водяная голова? Дети: брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет. - Чем опасна паровая голова? Дети: выдыхает горячий- пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя. - Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает. Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара. - А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите? Дети: да! Опыт 1. -Тогда начнём с разгадывания первой тайны - тайны льда. - Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.) - А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.) - Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает) -Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа) (педагог зажигает лампу) - А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит? Какой можно сделать вывод? (При нагревании лед тает и превращается в воду) - Вот она – тайна льда: Лед растает, и тогда Будет из него вода! Опыт 2. - Настала очередь тайны воды! - А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.) - Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар) - Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится. - Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше! - Получилось! Что произошло? (Вода испарилась) - Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется) - Вот и тайна воды разгадана: Если сильный, сильный жар Из водички будет пар! - А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает) - Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз. - Какой вывод можно сделать? - Правильно. Если холод вдруг придёт Из водицы будет лёд! - А теперь давайте отдохнём. Физкультминутка. Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз) И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой) Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх) Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой) Намочились лица (наклоны головой вперед-назад) Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом) Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед) Плечами дружно поведем (движение плечами) И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук) От дождя мы убежим, (бег на месте) Под кусточком посидим. (садятся за столы). Опыт 3. - Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара. - У меня есть чайник. Горячий! - Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.) - Сейчас я открою крышку. - Что вы видите? (пар) - Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий) - Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно) - И нельзя наклонятся над горячим паром. - Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся) - Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное) - Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром? Проверим! - Что произошло? (появились капли воды) - Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду) - Молодцы, верно! - Вот и разгадка последней тайны, тайны пара! Если пар вдруг охладится, будет из него… (водица). - Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже. Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд! И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела. - Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда) - А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны) - Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания. Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите? Дидактическая игра «Лёд – вода – пар» Дети напоминают значение символов. 1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара) 2.Хорошо мы все запомним, что водичка - это волны.( показ символа воды) 3.А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда). Итог занятия: А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие? - Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие») Что запомнил ты, Алик? Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду; при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами! | 5 минут 23 минуты
2 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Домики для трёх поросят" в старшей группе
Закрепить количественный счёт в пределах 10, сравнение полосок по длине с применением палочек Кюизенера, складовать фигуры по образцу. Развивать пространственную орентировку, память, внимание, логичес...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»
1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года «Весна».3. развивать речев...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: Змей Горыныч о трех головах в подготовительной группе
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»
. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года «Весна».3. развивать р...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.Задачи: Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»
1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года «Весна».3. развивать ...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»
1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года «Весна».3. развивать ...