Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.

Задачи:

Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.

\

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie.docx239.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 «Змей Горыныч о трёх головах»

в старшей группе «Солнышко»

https://vivareit.ru/wp-content/uploads/2019/05/sost22.jpg

Составил воспитатель: Проценко Е.А.

                                                         

2021

Тема: змей Горыныч о трёх головах 

Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.

Задачи:

Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.

Развивающая: развивать представления о сериационном изменении воды. Развивать наблюдательность, любознательность.

Воспитательная: воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).

Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений, и закрепление имеющихся знаний.

Форма занятия: нетрадиционное

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: картинки: Змей Горыныч с тремя головами, лампа, лед, зеркало, чайник с кипятком.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные,  практические.

Приемы: физкультминутка, показ картинки, дидактическая игра.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный этап:

Основной этап:

Физкультминутка:

Дидактическая игра:

Заключительный этап:

Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?

(открыть изображение дракона)

Дети: Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах».

-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?

Дети: Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной.

- Вспомните название каждой головы.

Дети: Ледяная, Водяная, Паровая.

- Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова?

Дети: как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно.

- А водяная голова?

Дети: брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет.

- Чем опасна паровая голова?

Дети: выдыхает горячий- пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя.

- Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.

Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.

- А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?

Дети: да!

Опыт 1.

-Тогда начнём с разгадывания первой тайны - тайны льда.

- Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)

- А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)

- Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)

-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)

(педагог зажигает лампу)

- А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?

Какой можно сделать вывод? (При нагревании лед тает и превращается в воду)

- Вот она – тайна льда:

Лед растает, и тогда

Будет из него вода!

Опыт 2.

- Настала очередь тайны воды!

- А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)

- Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)

- Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.

- Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!

- Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)

- Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)

- Вот и тайна воды разгадана:

Если сильный, сильный жар

Из водички будет пар!

- А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)

- Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно.

Если холод вдруг придёт

Из водицы будет лёд!

- А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим. (садятся за столы).

Опыт 3.

- Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.

- У меня есть чайник. Горячий!

- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)

- Сейчас я открою крышку.

- Что вы видите? (пар)

- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)

- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)

- И нельзя наклонятся над горячим паром.

- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)

- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)

- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?

Проверим!

- Что произошло? (появились капли воды)

- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)

- Молодцы, верно!

- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!

Если пар вдруг охладится,

будет из него… (водица).

- Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.

Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!

И решили все три головы больше никогда

не ссориться, дружить и делать только добрые дела.

- Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)

- А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)

- Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.

Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?

Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»

Дети напоминают значение символов.

1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)

2.Хорошо мы все запомним, что водичка  - это волны.( показ символа воды)

3.А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда).

Итог занятия:

А теперь я очень хочу узнать, понравилось   ли вам наше занятие?

- Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)

Что запомнил ты, Алик?

Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;  при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!

5 минут

23 минуты

     

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Домики для трёх поросят" в старшей группе

Закрепить количественный счёт в пределах 10, сравнение полосок по длине с применением палочек Кюизенера, складовать фигуры по образцу. Развивать пространственную орентировку, память, внимание, логичес...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»

1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года  «Весна».3. развивать речев...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»

. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года  «Весна».3. развивать р...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»

Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.Задачи: Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»

1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года  «Весна».3. развивать ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе «В гости к весеннему Солнышку»

1. Приучать протяжно на одном вдохе произносить звук «У».2.продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года  «Весна».3. развивать ...