Конспект ОД «Путешествие в страну знаний и экспериментов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения «Путешествие в страну знаний и экспериментов»
Цель: развитие интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Программные задачи:
- Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;
- Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- Формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- Развивать коммуникативные умения;
- Способствовать развитию самостоятельности и активности в процессе опытов.
Речевая задача: расширять и активизировать словарь (ученый, экспериментатор, опыт, эксперимент, конфедератка – шапка ученых)
Методические приемы:
- Наглядные;
- Словесные (напоминание, указание, вопросы);
- Контроль за ходом выполнения практической работы;
- Поощрение
Методы и приемы: беседа, объяснение, показ, художественное слово.
Оборудование: подносы для каждого ребенка, стаканчики, сахар, пуговицы, ракушки, вода, ложки, блюдца, чашки, марля, бумага, воронка, гуашевая краска, картинки с изображением тучек.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сахар, банка с вареньем, сода, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
Ход развлечения:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Познавайкин. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
- Мне нужны два помощника.
(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, П.П. обращается с вопросами к детям).
Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
- Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)
- Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. П.П. предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).
- Что мы слышим? (Дети: Воздух)
- Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
Воспитатель предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).
Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
(Дети повторяют это свойство воздуха , сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .
- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
Воспитатель:
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже в море в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята мы с вами кое-что уже знаем о воде, а сейчас мы познакомимся с её некоторыми свойствами.
Воспитатель: Приглашаю вас в научную лабораторию для дальнейшего проведения опытов и экспериментов.
Дети подходят к столам, на которых разложены предметы для проведения экспериментов.
Воспитатель: Посмотрите, сколько удивительных предметов лежит у вас на столе. Давайте мы с вами проведём первый опыт. Подвиньте к себе поднос №1
Опыт 1
На столе перед детьми – стаканчики с водой и без воды, набор мелких предметов (пуговицы, ракушки)
Воспитатель: Ребята, возьмите пустой стаканчик, посмотрите на него. Он какой?
Дети отвечают.(если затрудняются ответить, задаю вопрос:- Он прозрачный или нет?)
Дети: прозрачный
А теперь взяли стакан с водой, понюхайте, есть ли запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети отвечают.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А теперь опустите пуговицу и ракушку в стакан с водой. Видим предметы? Почему они видны?
Дети высказывают предположения.
Вывод: Вода прозрачная.
Воспитатель: Что мы узнали из опыта № 1?
Дети: Вода не имеет запаха и вода прозрачная.
Воспитатель: Отодвиньте поднос. Встаньте. Подойдите к нашему большому зеркалу. Посмотрите, что вы там видите?
Воспитатель предлагает детям посмотреть в зеркало .
Что вы увидели?
Дети отвечают: (Если затрудняются ответить Воспитатель говорит, что он видит там своё отражение.) Свое отражение.
Воспитатель: Где ещё можно увидеть свое отражение?
Дети высказывают предположения. В реке, озере, луже, темной бочке с водой.
Ребята подойдите пожалуйста к моему столу
Воспитатель: У меня есть темная чаша с водой. И теперь каждый из вас в неё заглянит,
-Что вы видите?
Дети: Свое отражение.
Воспитатель: Давным-давно, в старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя наклонившись над бочкой с водой, рекой. Так какой же из этого мы сделаем вывод?
Вывод: Вода отражает предметы.
Воспитатель: Ребята, сядьте на свои места. Переходим ко 2 опыту.
Опыт №2.
Воспитатель: Подвиньте поднос №2. Перед вами 2 стакана с водой, 2 ложки, кусочек сахара и банка с краской.
В первый стакан положим кусочек сахара и мешаем ложкой до полного его растворения. Что мы видим? Растворился ли сахар?
Дети отвечают. Да
Воспитатель: А вода поменяла свой цвет?
Дети: Нет, осталась прозрачной.
Возьмите второй стакан и положите в воду немного краски и мешайте до полного растворения. Что мы видим? Растворилась ли краска?
Дети отвечают. Да
Воспитатель: Краска растворилась и вода приобрела цвет краски.
Какой мы сделаем вывод из этого опыта?
Вывод: Вода хороший растворитель.
Ребята отодвиньте поднос №2. Мы хорошо поработали пора и отдохнуть. Давайте поиграем. Выйдите из-за стола. Пройдите на середину нашего зала
Динамическая пауза - игра «Капельки и тучки» (под музыку)
На полу разложены тучки из бумаги (на одну меньше, чем детей). Все дети – «капельки». Пока звучит музыка все дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую тучку. «Капелька», которой не хватило тучки, испарилась под лучами солнца. Игра поводится 2 - 3 раза. Ребята какой мы можем сделать вывод из этой игры?
Вывод: Вода имеет свойство испаряться.
Вы немножко отдохнули, а теперь продолжим работу в лаборатории.
Опыт №3.
Воспитатель: Давайте ещё проведем опыт с водой. (Берём воду из графина и переливаем её в тарелку). Вода приняла форму тарелки. Затем переливаем воду в чашку (Спрашиваем у одного из ребёнка. Какую форму приняла вода?)
Ребёнок отвечает: Форму чашки.
Воспитатель: Теперь наливаем воду в пиалку (Спрашиваем у одного из ребёнка. Какую форму приняла вода?
Ребёнок отвечает: Форму пиалы.
Воспитатель: Ребята обратите внимание вода всегда принимает форму предмета, в который мы её наливаем. А как вы думаете есть ли у неё своя форма?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Итак, мы с вами сделали важный вывод: вода не имеет формы.
Опыт №4.
Воспитатель: Ребята мы уже знаем, что вода хороший растворитель, но часто в ней могут растворяться ненужные и даже вредные вещества. Но люди научились очищать воду. Хотите тоже этому научиться? И я вам в этом помогу.
Воду можно очищать с помощью угля и еще её можно профильтровать через марлевый или бумажный фильтр.
Воспитатель проводит опыт и обращает внимание детей, что мелкие частицы угля прошли через марлевый фильтр.
Ребята какой фильтр очищает воду лучше.
Дети: Бумажный.
Вывод: Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра.
III Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, встаньте и пройдите в середину зала. Вы хорошо поработали и за это, я хочу вас наградить медалями.
Воспитатель награждает детей медалями «юных экспериментаторов или ученых».
Воспитатель: Ребята мы сегодня узнали много интересного о воздухе и воде и их свойствах. Что вам больше всего запомнилось? Вам понравилось наше путешествие в страну знаний и экспериментов?
Дети отвечают.
Воспитатель: И сейчас нам нужно отправиться назад в детский сад.
Но для этого нам надо превратиться из юных экспериментаторов в детей.
Берет волшебную палочку и говорит слова:
Вокруг себя ты обернись
И ребенком окажись!
Воспитатель: Вот вы и превратились в обычных детей, но страна знаний и экспериментов не прощается с вами, а говорит до свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"
Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"...
Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"
Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"...

Конспект занятия "Путешествие в страну Знаний"
Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1.Повышать психологическую безопасность детей (способствоватьуменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе...
конспект занятия Путешествие в страну знаний"
Конспект занятие 2мл группа "Путешествие в страну знаний"...

"Путешествие в страну знаний и экспериментов"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию...

Конспект развлечения "Путешествие в страну опытов и экспериментов" (Самообразование)
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности...