конспект вулканы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности.
Возраст детей/группы: подготовительная к школе группа.
Тема: «Вулканы».
Образовательная область (приоритетная): Познавательно-исследовательская.
Цель: Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране.
Задачи:
1. Образовательная: формирование элементарных научных экологических знаний. Формировать представление о вулкане как природном объекте.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мышление и память; расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
3. Воспитательная: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера; рассматривание картин, иллюстраций, видеофильмов; изучение различных природных явлений, изготовление конуса.
Создание среды для организации и проведения НОД: : макет вулкана.
Материал к занятию: ноутбук, проектор; фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; поддон; конус; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка. Макет вулкана.
Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.
Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», опыт «Извержение вулкана», сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (речевая игра «Составь слово»)
Коммуникативная ( беседа, ответы на вопросы, вопросы)
Двигательная деятельность (физкультминутка «Вулкан»)
Познавательно - исследовательская (показ видеофильма «Что такое вулкан?» «Извержение вулкана»)
Чтение художественной литературы…др. (загадывание загадок о природных явлениях, рассказывание легенды о вулкане)
Планируемые результаты:
1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
2.Воспитывать бережное отношение к объектам природы, умение изучать объекты неживой природы.
3. Проявляет интерес к объектам живой природы природе.
4. Имеет элементарное представление об объектах неживой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности.
Возраст детей/группы: подготовительная к школе группа.
Тема: «Вулканы».
Образовательная область (приоритетная): Познавательно-исследовательская.
Цель: Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране.
Задачи:
1. Образовательная: формирование элементарных научных экологических знаний. Формировать представление о вулкане как природном объекте.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мышление и память; расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
3. Воспитательная: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера; рассматривание картин, иллюстраций, видеофильмов; изучение различных природных явлений, изготовление конуса.
Создание среды для организации и проведения НОД: : макет вулкана.
Материал к занятию: ноутбук, проектор; фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; поддон; конус; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка. Макет вулкана.
Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.
Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», опыт «Извержение вулкана», сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (речевая игра «Составь слово»)
Коммуникативная ( беседа, ответы на вопросы, вопросы)
Двигательная деятельность (физкультминутка «Вулкан»)
Познавательно - исследовательская (показ видеофильма «Что такое вулкан?» «Извержение вулкана»)
Чтение художественной литературы…др. (загадывание загадок о природных явлениях, рассказывание легенды о вулкане)
Планируемые результаты:
1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
2.Воспитывать бережное отношение к объектам природы, умение изучать объекты неживой природы.
3. Проявляет интерес к объектам живой природы природе.
4. Имеет элементарное представление об объектах неживой природы.
Критерии оценки деятельности детей на НОД
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Эмоциональность
Проявление волевых усилий
Самооценка и др.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познание, коммуникация, здоровье.
Интеграция образовательных областей
Области | Виды детской деятельности | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская (рассматривание картинок иллюстраций с изображением вулканов, природных явлений) | Расширение знаний детей о многообразии окружающего мира. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная (беседа, речевая игра) | Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми. |
Физическое развитие | Физкультминутка «Вулкан» | Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками. Развивать мелкую моторику рук. |
Речевое развитие | Рассказ, ответы на вопросы | Формировать умение отвечать полным ответом. |
№ п/п | ЭТАПЫ НОД/ обеспечение психолого-педагогических условий | Ход НОД: | Технологии, методы, формы работы, приемы | Планируемые результаты (целевые ориентиры: ФГОС ДО п.4.6) | Время (в мин.: 15 20 25 30) | |||||
1. | Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности (присутствие игровых персонажей, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемной ситуации, игры и т. д.) | Воспитатель: Дети стоят в кругу. Выполняется игра-приветствие: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! Воспитатель: -И вот, в таком хорошем настроении, я приглашаю вас в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто это такие – исследователи? Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний. Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей? Дети: Да! | Здоровьесберегаюшая технология | Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами | 2 | |||||
2. | Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности, подбор средств) | Воспитатель: Чтобы попасть в клуб исследователей, необходимо разгадать загадки. Вы готовы? Дети: Да! Воспитатель: Тогда внимательно меня слушайте:
Журчит в холодном роднике, Зимой, застыв, алмазом блещет, Дрожит дождинкой на листке, Висит туманами в овраге, От жажды бережёт всегда, С собой приносит сырость, влагу Всем людям нужная ... (Вода). Воет ветер, гонит пыль, Гнёт к земле траву, ковыль. Хлещет ливень, гром гремит, Небо с нами говорит. Мчится, словно хулиган, Этот страшный...(Ураган ) В воде не тонет, а плывёт, А от огня он слёзы льёт. Лучом на солнышке сверкнёт, Как стёклышко прозрачный (лёд) Только за окошком Попустил мороз, Потекли сосульки Бусинками слез. Ну, а ты, дружочек, Отвечай теперь — Под моим окошком Что звенит? …(Капель) Меряет его прибор, Родственник термометра. Людям служит с давних пор Стрелочка барометра. Если низкое оно, То стучится дождь в окно. Если вверх оно идет, То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление) Его не трудно увидать, Лишь стоит голову поднять И посмотреть во все глаза. Там солнышко или гроза, Там птица точкою видна, Там ночью плавает луна. По цвету может быть любое, Но красивее – голубое. (Небо) |
Технология проблемного обучения | владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; | 5 | |||||
3. | Исполнительский этап Поддержка инициативы Поддержка индивидуальности Предоставление выбора Организация взаимодействия детей друг с другом Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация) | Воспитатель: Молодцы! Но это ещё не все. Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, нужно угадать все первые буквы тех слов, которые вы угадали. Какая первая буква в слове «вода»? Дети: «В» Воспитатель: В слове «ураган»? Дети: «У» Воспитатель: В слове «Лёд»? Дети: «Л» Воспитатель: В слове «Капель»? Дети: «К» Воспитатель: В слове «Атмосфера»? Дети: «А» Воспитатель: В слове «Небо»? Дети: «Н» Воспитатель: А теперь прочитайте, какое слово получилось? Дети: Вулкан. Воспитатель: Правильно. Вы хотите узнать, что такое вулкан и как происходит извержение? Дети: Да! Воспитатель: Сегодня в клубе исследователей мы будем вместе с вами изучать это природное явление. А начнем, мы, пожалуй, с легенды о вулкане, которую расскажу вам я. Рассказ легенды: «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан. (иллюстрации вулкана) Вулкан имеет форму конуса. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть один интересный фильм и закрепить свои знания о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Смотрите внимательно! Просмотр учебного фильма «Вулканы и гейзеры» Воспитатель: Что такое вулкан? Дети: Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава. Воспитатель: Какой формы бывают вулканы? Дети: Конический вулкан и щитовой вулкан. Воспитатель: Какие типы вулканов вы запомнили? Дети: Действующий, спящий, потухший. Воспитатель: Правильно, действующий – это вулкан. Извергающий в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан. Воспитатель: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть город и спастись. Таких ученых называют вулканологи. Физкультминутка «Вулкан»: Вулканы начали "играть" - Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.) Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза) Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ) Последний раз огнём дыхнул - (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь») И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят») Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как «ожил» один из вулканов в Мексике. Просмотр видео «Извержение вулкана» (во время него воспитатель читает стихотворение): Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно? Дети: Да! Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию для интересного опыты: извержение вулкана? Дети: Да! А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов. Проведение опыта «Извержение вулкана». — Насыпаем 3ложки соды. Добавляем красной краски. 5 ложек моющей жидкости, 5 ложек воды. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. (Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.) Воспитатель: Что вы наблюдаете? -Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас пройдите к своим местам, возьмите карандаши и зарисуйте опыт, который мы с вами проделали. (Раскрашивание вулкана). | Технология проблемного обучения ИКТ Здоровьесберегающие технологии Личностоно-ориентированные технологии Опытно-экспериментальные технологии | 20 | ||||||
4. | Рефлексивный этап («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности) | Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у нас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются чупа-чупсы). | 2 | |||||||
5. | Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей) | Воспитатель: -Я предлагаю вам вечером посмотреть фильм про вулканы с родителями и рассказать о нашем сегодняшнем путешествии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы. Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...
Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"
Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...
Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...
Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...
Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан. Гипотеза: возможно ли создание искусственного...