Информационно-исследовательский проект «Господин Лук» по окружающему миру в объединении ШКР «Родничок»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сафронова Светлана Александровна

Цель: Формирование у детей основ исследовательской деятельности, экологического самосознания.

 

Ссылка на презентацию https://youtu.be/yEPoMcH1gmw

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_gospodin_luk.docx416.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»

Информационно-исследовательский проект «Господин Лук»

по окружающему миру

в объединении ШКР «Родничок»

Подготовила и провела Сафронова С.А.,

педагог дополнительного образования

Воронеж 2019

Информационно-исследовательский проект «Господин Лук»

Актуальность:

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? ». Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

 Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.

Работа с дошкольниками по проекту проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.

В проекте участвовали как дети, так и их родители.

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского учреждения. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в центре поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука. Эксперимент: в каких условиях лук лучше растет.

Цель: Формирование у детей основ исследовательской деятельности, экологического самосознания.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей знания об овощной культуре –лук;

- расширить представление о видах лука;

-познакомить детей со значением витаминов в жизни человека;

-расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;

- формирование представлений о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека;

- фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

Развивающие:

- развивать связную речь;

-развивать память, мышление, воображение и слуховое внимание;

-  развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений;

- развивать творческие способности, умения и навыки, эстетический вкус, необходимые для созидательной деятельности;

.

Воспитательные:

-формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело;

- воспитывать усидчивость,  трудолюбие, аккуратность при выполнении задания;

-воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле;

-прививать бережное отношение к своему здоровью.

 Вид проекта: информационно-исследовательский, фронтальный.

Продолжительность проекта: кратковременный (4 недели).

Время реализации:15 марта- 10 апреля.

Возраст детей: 4-6 лет.

Участники проекта: дети, родители, педагог-Сафронова С.А.

Объект исследования: лук.

Формы реализации проекта: занятия; дидактические игры; беседы; занятия в игровой форме; использование ИКТ; элементарные эксперименты и опыты; трудовые поручения, работа с родителями.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

Ожидаемый результат:

- у детей сформируется интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике.

- обогатятся знания дошкольников о луке, об особенностях его выращивания, о необходимых условиях для его роста.

- у воспитанников сформируется уважение к труду и бережное отношение к его результатам.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

Просмотр иллюстраций с изображением лука разных сортов.

Рассматривание основных частей лука, беседа о пользе овощей.

Загадки, поговорки о луке.

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука»

Изготовление дневников наблюдения.

Беседа «Что нужно для растений?» «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища». Проведение дидактических игр « Где растет?», « Корешки и вершки», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек».

2. Реализация проекта

Вопрос: Что нужно растению для роста?

(Вода, почва, свет)

Совместная деятельность – посадка лука.

Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, почва- черный, свет, тепло – желтый.

В группе  разбили грядки на подоконнике. В пластиковые стаканчики с землей каждый ребенок посадил луковицу, педагог наклеил на каждый стаканчик разные наклейки, чтобы дети могли наблюдать за своей луковицей. Для луковиц созданы все условия для роста. (Образцы  №1) Дополнительно взяли еще 3 луковицы для эксперимента.

Образец №2: ставим в банку с водой (синий и желтый кружки). Луковица будет расти без почвы.

Образец №3: ставим в банку с водой  (синий круг) и накроем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой. Лукавица будет расти без света. Образец №4: ставим в банку без воды и без почвы, но  на свету(желтый круг).

Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».

Чтение сказки «Волшебная луковица».

Организованная образовательная деятельность: «Лук от всех недуг»

Наблюдение за появлением первых луковых перышек и ростом растения. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

Труд по уходу за растениями (полив, рыхление).

Наблюдение за ростом растений.

Зарисовка этапов роста растений.

Эксперимент – растет ли лук без воды и света.

Лепка «Лук для борща».

Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты». Посадка лука в домашних условиях. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в  домашних условиях. Совместное творчество родителей с детьми (поделки из лука), чтение художественной литературы Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

3. Заключительный

-проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей;

-сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, почва, свет, тепло);

-выработали навыки посадки лука в землю и в стакан с водой;

-выставка луковиц из пластилина «Лук для борща»;

-сбор урожая;

-употребление в пищу;

-создание презентации;

-оформление стенгазеты «Мы исследователи»;

- оформление выставки семейных поделок из лука.

Результаты проекта:

 Дети: научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.

 У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука. В комнатных условиях; как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. А также и в других условиях, в темноте и без воды.

 Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

 Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

 Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.

Родители: получили новые знания; расширили возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания; чтение и изготовление поделок совместно с ребенком.

Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придавать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Приложение

 Конспект ООД «Лук от всех недуг»

Цель: организация совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимые для роста растения;

-познакомить с характерными признаками лука;

 -учить детей разным способам посадки луковиц;

-упражнять детей в правильных приемах посадки луковиц;

-закрепить название овощей.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, развивать речь ребенка, трудовые умения;

-развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание ухаживать за луком, выращенным своими руками;

- прививать любовь к труду;

-воспитывать умение трудиться в коллективе.

 Материал: Луковицы для каждого ребенка, емкость с землей, лопатки, лейка с водой, фартуки на каждого ребенка, картинки.

Ход занятия.

Педагог: -Ребята, наш друг Незнайка заболел.

-Как вы думаете, чем ему можно помочь?- Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей.

Педагог: -Зимой нам не хватало солнца, тепла, поэтому весной человек испытывает недостаток витаминов и может заболеть.

Педагог: Где же нам  взять витамины?                                                                        

 Дети: – Много витаминов  в овощах: луке, морковке, чесноке, свёкле, капусте…

Незнайка: Я осенью урожай овощей собрал, за зиму что-то съел, но немного ещё осталось. В прошлогодних овощах мало витаминов…..

 Педагог: Ребята, за зиму многие овощи теряют свои полезные свойства. Для больного лучше – свежие овощи.                                

Педагог: – Где же нам  взять свежих овощей?                                        

Дети: – Можно посадить.                                                                                

 Педагог: – Но ведь овощи так долго растут, а витамины Незнайке нужны сейчас!

Презентация

Чиполлино:

Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Я – лук от семи недуг.

Я из луковой семьи.

Меня зовут Чиполлино.

Мой папа - лук.

Моя мама – лук.

Наша семья очень знаменита.

Люди просто жить не могут без нас, а почему? Подумайте.

Педагог: Дети,  подумаем и вспомним, чем полезен лук для человека?

- Его используют в пищу (картинки - суп, салаты, котлеты…)

- Луком лечат многие болезни (картинки - грипп, ОРЗ…)

- В луке много витаминов (картинки – витаминов)

Чиполлино:

-Правильно. Я ваш друг от семи недуг.

Вы мне очень понравились и я хочу подарить вам корзинку с

луком, вы его посадите в землю и увидите какое произойдёт чудо.

Педагог и дети:

- Спасибо тебе, Чиполлино.

Педагог:-Дети, рассмотрим луковицу. Какой она формы?

Дети рассматривают луковицу.

Дети: круглая, овальная.

Педагог:-У лука есть чешуйки золотистого цвета. Потрогайте его пальцем и

скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу

(все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте,

чем он пахнет? А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и

заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на

вкус? Горький , но он очень полезный, в нем много витаминов. А ещё у

лука есть донце, если лук посадить донцем в землю и поливать, то

появятся корешки, корешки будут пить воду и на головке у

луковицы вырастут зелёные, длинные стрелочки –пёрышки вот

такие.

Физкультминутка: «Расти, расти, лучок»

Педагог: Дети, встаньте и закройте глазки, представьте себе, что вы

Луковицы, присядьте, Лена у нас будет Огородница , она будет

ходить и поливать свой «лучок», а мы – луковицы будем расти на

нашей грядке .

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Педагог:Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети

приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук

становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети

выпрямляются, тянут прямые ручки вверх, встают на носочки).

Затем выбирается другой Огородник. (Играют 2-3 раза). Молодцы,

хорошо поиграли.

 Дети садятся на стульчики полукругом.

А теперь вспомним, Чиполлино говорил, что если мы

посадим лук в землю, то произойдёт чудо. Как вы думаете, что

произойдёт с луком?

Дети : -У него вырастут стрелочки, пёрышки, их можно кушать они

полезные, в них много витаминов.

Педагог:- Какими еще лечебными свойствами обладает лук? Улучшает аппетит, борется с микробами, хорошее средство при лечении зубов, кожи, от кашля, насморка.

Педагог: -Посадим в группе лук и поможем Незнайке выздороветь?

-Я приготовила для каждого стаканчик с землёй, каждому дам луковицу и он посадит её донцем в землю.

-А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? Ответы детей.

-Да, нужно надеть фартуки, застелить столы.

-А вы любите трудиться? Прежде чем начать работу, нужно подготовить наши руки, поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

-Мы сажаем огород

Лук, чеснок на нем растет

И петрушка, и горох (загибают пальцы)

Огород у нас не плох. (хлопки ладонями)

Перец, тыква кабачок

Лег на грядку на бочок

Помидоры, огурцы (загибают пальцы)

Мы ребята молодцы! (хлопки ладонями)

Педагог: Посмотрите, как я буду сажать? "Донцем вниз", я сажаю с

некоторым усилием.

Педагог:- Молодцы! А что нужно сделать, чтобы лук начал расти?

Дети: - Его надо полить водой.

Педагог:-Поливать надо часто чтобы лук рос быстрее.

- Дети, подумайте, что ещё нужно луку, кроме земли и воды, чтобы лук хорошо рос?

Дети: - Ему нужен свет и тепло.

Педагог:- Значит, для того чтобы лук хорошо рос ему нужен свет, вода,

тепло, земля. Мы поставим наш лук ближе к свету.

Дети ставят стаканчики в поддоны и убирают на подоконник.

А теперь давайте скажем: «Расти наш лук – зелёный друг!».

Эксперимент

Педагог:-Предлагаю проращивать луковицы по-разному – у ваших луковиц будут все три необходимых условия: свет, вода, почва (образец №1), а эти луковицы посадим так: вторую луковицу «посадим» в воду(образец №2), у третьей луковицы будет вода и тепло, но не будет света, луковицу надо будет  накрыть колпаком (образец №3), у четвертой луковицы не будет ни почвы, ни воды(образец №4). Ребята, я предлагаю вам взять дневники наблюдения и зарисовать посаженые луковицы. А когда лук прорастет, мы зарисуем его уже с пророщенными перышками, и будем наблюдать в каких условиях лук растет лучше и что с ним происходит.

Рефлексия.

Педагог:- Что мы сегодня с вами делали?

Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатления детей. Спрашивает у детей, что им запомнилось из полезных свойств лука. Благодарит всех за работу.

Стихи про лук

Е. Жуковская

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Т. Казырина

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Л. Шмидт

– Какое горе! – крикнул Лук.

– Я приношу так много мук!

Хозяйка слёзы льёт полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

 Н. Красноперова

 На Букву «Л» тут зреет Лук,

 Он для здоровья лучший друг.

 Хоть Лук порой до слёз доводит,

 Но со стола у нас не сходит.

 В салат порежем мы лучок,

 Иди, сорви скорей пучок.

 А. Тесленко

Вот на грядке лук зелёный,

 Ярким солнцем освещенный,

 Стрелы вытянулись в ряд,

 Как солдатиков отряд.

 Знают все, что лук полезен,

 Витаминами богат,

 Но немного горьковат.

 В этом лук не виноват.

 От природы он такой,

 Очень скромный и простой.

 Ешьте все зелёный лук,

 Он здоровью верный друг!

 Л. Генералова

 Почему от лука плачут?

 Говорят, он очень злой.

 Кто же злит его на даче?

 Почему же он такой?

 Я у бабушки спросила:

 - Расскажи мне, почему?

 И она мне объяснила,

 Разъяснила что к чему.

 Что лучок - полезный овощ,

 И никто его не злит.

 Он всегда спешит на помощь,

 От микробов защитит.

 Лук сырой, конечно, горький,

 А чеснок ещё горчей.

 Но зато помощник стойкий

 От простуды для людей.

 Луковое счастье

С луком дружат все спортсмены,

Любят взрослые и дети.

Даже те, кто на диете

Потребляют непременно

Наш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,

Вторых блюдах, овощах,

Привкус он дает особый

 Ты не веришь нам? Попробуй.

Загадки про лук

        «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»

«Никого не огорчает, А всех плакать заставляет»

«Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься»

«Что без боли и без печали доводит до слез?»

«Золотистый и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он. Когда чистишь - слезы льешь»

F:\фото\проект лук 2019\стенгазета\DSC00002.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру на тему: «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста.

В новостях нам сообщают, что из Волгоградского цирка сбежала лошадь и движется по направлению в соседний регион - Республику Калмыкию.Воспитатель предлагает детям отправиться в степь и помочь найти сб...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Здания родного города» ( с детьми подготовительной группы)

1.  Продолжить знакомить детей с достопримечательностями родного города;2.  Уточнить знания детей о функциональной принадлежности зданий (жилые дома, предприятия, детские сады, школы и т. д....

НОД по ознакомлению с окружающим миром "Крым - мой край родной".

НОД по ознакомлению с окружающим миром "Крым - мой край родной"....

Материал для родителей по окружающему миру тема : «Мордовия - моя родная республика»

Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину,толерантное отношение к людям разных национальностей, патриотические чувства.Знакомить детей с национальной символикой республики Мор...

Проект по ознакомлению с окружающим миром "Мой город", посвященный родному городу Электрогорску, отмечающему в 2021 году свое 75-летие

Текст проекта см. далее, презентацию к проекту в виде видеоролика см. в разделе "Видеоматериалы" или по ссылке http://youtu.be/ZGHnu8EIKww     Благодаря проекту, наши дет...

Детско родительский Информационно исследовательский Творческий проект « Мой родной сибирский край»

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, в...