Проект по экологическому воспитанию " Природа - наш общий дом " с детьми младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_nash_obshchiy_dom.docx | 813.9 КБ |
prilozhenie_3.docx | 862.95 КБ |
prilozhenie_1.docx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет).
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации: с августа 2020 года по май 2021 года
Актуальность проекта:
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Цель проекта: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.
- Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
- Формировать умение замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
- Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; расширять представления детей о лесе и его обитателях.
- Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы.
- Формировать умение детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно -поисковую деятельность детей.
- Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- Формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления.
- Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
- Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Продукты реализации проекта:
- Работа с детьми
- Разработка и реализация проектных карт по теме «Природа - наш общий дом».
- Оформление выставок детских работ.
- Экологическое развлечение «Путешествие по волшебным уголкам природы».
- Работа с родителями
- Проведение консультаций: «Экологическое воспитание детей в семье», «Мой дом земля», «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».
- Памятка для родителей «Береги природу».
- Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания», «Экологическое образование в семье».
- Совместная работа детей и родителей
- Оформление стенда «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
- Изготовление поделок из бросового материала «Сохраним природу вместе» на тему «Зимние фантазии».
- Оформление фотовыставки «О красоте родного края».
- Изготовление книжек малышек «Любимые петомци».
- Изготовление кормушек для птиц.
- Изготовление поделок «Семь чудес света Башкирии».
Работа с коллективом:
- Участие во Всероссийском конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята - Дошколята» дошкольных образовательных организациях.
Научно – методическое обеспечение проекта.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, Э.М. Доровеевой. – 6-е изд доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
- Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
- Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
- Статьи из журналов
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
- Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
10. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017
11. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013
Этапы реализации проекта
Этапы, сроки | Название | Содержание |
I этап (с 1 по 15 августа 2020 года) | Поисковый (подготовительный) |
|
II этап (с 15 по 31 августа 2020 года) | Аналитический |
|
III этап (сентябрь 2020 года - апрель 2021 года) | Практический (основной) | Организация исследования в рамках проекта, организация ООД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта. |
IV этап (май 2021 года) | Заключительный | Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОО, и на родительском собрании. |
Проектная карта
«Наш веселый огород» Сентябрь | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней осени. Наблюдение за ростом растений на огороде детского сада, с детьми старшего дошкольного возраста. |
Экспериментальная деятельность: |
|
Социально-коммуникативное развитие. |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». |
«Цветы и деревья» Октябрь | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явления природы. Наблюдение за цветами и деревьями на территории детского сада. |
Экспериментальная деятельность: |
|
Социально-коммуникативное развитие. |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком». |
«Природа - наш общий дом» Ноябрь | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениями природы, типичными для поздней осени: иней, дождь, слякоть, снег и т.д. |
Экспериментальная деятельность: |
|
Социально-коммуникативное развитие. |
|
Речевое развитие | 1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе. 2. Загадывание загадок о природе. |
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Консультация для родителей «Мой дом земля». |
«Лес и его обитатели» Декабрь | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снежинками, первым снегом (белый, холодный, мокрый), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явления природы, типичными для ранней зимы. |
Экспериментальная деятельность | 1. Сравнение веточек сосны и ели. 2. Опыт «Иней». 3. ООД «Как люди помогают лесным обитателям». |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Беседа: «Лес и его обитатели», «Как животные к зиме готовятся». 2. Дидактические игры: «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Большие и маленькие», «Животные мира». |
Речевое развитие | 1. Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «Как животные к зиме готовятся». 2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». 3. Загадывание загадок о диких животных. |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Зимняя фантазия». |
«Зимующие птицы» Январь | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Экспериментальная деятельность | 1. Опыт «Как снег становится водой». 2. ООД «Станем юными защитниками природы». 3. Придумывание историй «Как я спас птичку». |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Беседа: «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой». 2. Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире птиц», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Большие и маленькие». 3. Сюжетно-ролевые игры: «Зима в лесу», «Птички зимой». |
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | 1. Подвижные игры: «Гуленьки», «Птички в гнездышке». 2. Игры на развитие координации слова с движением: «Снегири». 3. Игры на развитие дыхания: «Ладошки», «Птички полетели». 4. Пальчиковые игры: «Снегири», «Падал снег на порог». |
Работа с родителями | Изготовление кормушек для птиц. |
«Домашние животные зимой» Февраль | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Экспериментальная деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рисование: «Домашние животные». 2. Аппликация «Будка для собаки». |
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Изготовление книжки малышки «Любимый питомец». |
«Весна - красна» Март | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снегом, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней весны. |
Экспериментальная деятельность | 1. Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга». 2. Викторина «Лучший знаток деревьев». 3. ООД «Весна - красна». |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Речевое развитие |
Г. Скребицкий «Счастливый жучок», А Толстой «Сорока», Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка» , Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Коллективное создание альбома: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». |
«Животные, птицы и растения Башкирии» Апрель | |
Познавательное развитие | Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, таяньем снега, птицами, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны. |
Экспериментальная деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями | Оформление фотовыставки «О красоте родного края». |
Предварительный просмотр:
Работа с коллективом
Участие во Всероссийском конкурсе
на лучший стенд (уголок) «Эколята - Дошколята»
в дошкольных образовательных организациях
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Конспект ННОД по экологическому воспитанию на тему: "Покормим птиц" в группе младшего дошкольного возраста
· Цель: Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, Воспитывать заботливое отношени...
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"
Презентация совместной деятельности с детьми второй младшей группы в Центре природы и экспериментирования в рамках проведения Недели экологии в детском саду...
Методический проект - программа «Экологическое воспитание как средство развития познавательной – исследовательской компетенции детей дошкольного возраста по ФГОС»
В настоящее время проблема развития познавательной активности дошкольников ― одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста На тему «Берегите природу»
Цели: Формирование у детей основы экологической культуры....
Проект по экологическому воспитанию «Мир домашних животных» с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).
Краткое содержание работы по экологическому проекту "Мир домашних животных" с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года)....