Рабочая программа по экологисекому воспитанию дошкольников средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Бикмурзина Елена Михайловна

Содержит материалы рабочей программы по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по экологии81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    

Рабочая программа

по экологическому воспитанию

для детей 4 – 5 лет.

                                                                                                                       Разработала

воспитатель МБДОУ

                                                                 д/с комбинированного вида второй категории №1            «Родничок» г.о. Лосино-Петровский

                                                        Е.М. Бикмурзина

Введение

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 4 -5  лет разработана в рамках  программы «Юный эколог»: Программа экологического воспитания в детском саду/ С.Н. Николаева.  – Москва: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.

Цель рабочей программы:

формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада»/ С.Н. Николаева – М: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.

2. «Формирование экологической культуры дошкольников» // Авт.-сост. Л.Г. Киреева – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007. – 269 с.

3. «Занятия по экологии в детском саду»/ Н.В. Коломина – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 144 с.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4 – 5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому воспитанию.

Содержание программы

Тема

Содержание

1

«Ранняя осень»

Беседа о времени года осень, ее приметах;

 дидактическая игра «Когда это бывает»,

оформление выставки «Дары осени»,

 рисование «Осенние листья».

2

«Овощи»

Беседа об овощах, пополнение знаний детей об овощах,

 их разнообразии, отличии от других растений.

3

«Фрукты»

Беседа о фруктах, сравнение их с овощами,

 д/и «Во саду ли, в огороде», лепка «Яблоко и слива».

4

«Золотая осень»

Рассматривание иллюстраций с картинами осенней природы, сравнение осени в сентябре и октябре;

экскурсия в осенний парк.

5

«Деревья»

Беседа о видовом разнообразии деревьев,

отличии их от кустарников, строении дерева,

 сравнение лиственных и хвойных деревьев,

 аппликация «Осеннее дерево».

6

«Поздняя осень»

Обобщающая беседа об осени,

 сравнение ранней и поздней осени,

 закрепление знаний детей о признаках осени;

 чтение рассказа Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»

7

«Зима»

Беседа о признаках зимы,

 зимних месяцах,

изменениях в жизни растений и животных, экспериментирование «Цветные льдинки».

8

«Зимующие птицы»

Беседа о зимующих птицах,

дидактическая игра «Птичья столовая», лепка «Воробей».

9

«Дикие животные»

Беседа о диких животных средней полосы России, о месте обитания, способах питания, аппликация «Белка».

10

«Свойства воды. Снег и лед»

Беседа о свойствах воды, экспериментирование «Превращение в воду», «Цветная вода».

11

«Домашние животные»

Беседа о домашних животных, о заботе о них человека, рассматривание иллюстраций, лепка «Лошадь».

12

«Знакомство с комнатными растениями»

Рассматривание комнатных растений, сравнение их листьев, стеблей, знакомство со способами ухода за растениями, труд «Мытье комнатных растений».

13

« Весна»

Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает», экскурсия на водоем.

14

«Животные жарких стран»

Беседа о видовом разнообразии животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, сравнение образа жизни этих животных с животными средней полосы, рисование «Слон».

15

«Знакомство с первоцветами»

Беседа о первых весенних цветах, обогащение словаря новыми названиями цветов, воспитание бережного отношения, конструирование из бумаги «Тюльпан».

16

«Перелетные птицы»

Беседа о перелетных птицах, сравнение их с зимующими птицами, чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

17

«Насекомые»

Беседа о насекомых, их видовом разнообразии, особенностях строения и жизнедеятельности, лепка «Божья коровка»

18

«Лето»

Беседа о лете, сезонных изменениях в природе, сравнение весны и лета, экскурсия на луг.

Календарно – тематическое планирование

Месяц/неделя

I неделя

I I неделя

I I I неделя

IV неделя

Сентябрь

Диагностическое обследование

Занятие 1

Октябрь

Занятие 2

Занятие 3

Ноябрь

Занятие 4

Занятие 5

Декабрь

Занятие 6

Занятие 7

Январь

каникулы

Занятие 8

Занятие 9

Февраль

Занятие 10

Занятие 11

Март

Занятие 12

Занятие 13

Апрель

Занятие 14

Занятие 15

Май

Диагностическое обследование

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

 

Требования к уровню подготовки детей.

К концу пятого года жизни ребенок должен уметь отмечать сезонные  изменения в природе, знать особенности каждого сезона, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать несколько видов домашних животных и обитателей уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Знать 3-4 вида деревьев, 4-5 видов овощей и  фруктов, 3-4 комнатных растения.  Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития  растений.  Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

 

Учебно – методический комплект.

1. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада»/ С.Н. Николаева – М: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.

2. «Формирование экологической культуры дошкольников» // Авт.-сост. Л.Г. Киреева – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007. – 269 с.

3. «Занятия по экологии в детском саду»/ Н.В. Коломина – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 144 с.

Дидактические материалы.

Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.  

Оборудование.

Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.),полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.  

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/с №1

«Родничок»

__________________О.В. Кохова

_______________________2017г.

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром,

раздел – экологическое воспитание  детей)

для детей средней группы

Подготовила: Бикмурзина Е.М.

2017-2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе

Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе на год...

Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы

Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".

Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»

                                   Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году

СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...