Рабочая программа по экологисекому воспитанию дошкольников средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Содержит материалы рабочей программы по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по экологии | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по экологическому воспитанию
для детей 4 – 5 лет.
Разработала
воспитатель МБДОУ
д/с комбинированного вида второй категории №1 «Родничок» г.о. Лосино-Петровский
Е.М. Бикмурзина
Введение
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 4 -5 лет разработана в рамках программы «Юный эколог»: Программа экологического воспитания в детском саду/ С.Н. Николаева. – Москва: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.
Цель рабочей программы:
формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада»/ С.Н. Николаева – М: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.
2. «Формирование экологической культуры дошкольников» // Авт.-сост. Л.Г. Киреева – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007. – 269 с.
3. «Занятия по экологии в детском саду»/ Н.В. Коломина – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 144 с.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4 – 5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому воспитанию.
Содержание программы
№ | Тема | Содержание |
1 | «Ранняя осень» | Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», оформление выставки «Дары осени», рисование «Осенние листья». |
2 | «Овощи» | Беседа об овощах, пополнение знаний детей об овощах, их разнообразии, отличии от других растений. |
3 | «Фрукты» | Беседа о фруктах, сравнение их с овощами, д/и «Во саду ли, в огороде», лепка «Яблоко и слива». |
4 | «Золотая осень» | Рассматривание иллюстраций с картинами осенней природы, сравнение осени в сентябре и октябре; экскурсия в осенний парк. |
5 | «Деревья» | Беседа о видовом разнообразии деревьев, отличии их от кустарников, строении дерева, сравнение лиственных и хвойных деревьев, аппликация «Осеннее дерево». |
6 | «Поздняя осень» | Обобщающая беседа об осени, сравнение ранней и поздней осени, закрепление знаний детей о признаках осени; чтение рассказа Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий» |
7 | «Зима» | Беседа о признаках зимы, зимних месяцах, изменениях в жизни растений и животных, экспериментирование «Цветные льдинки». |
8 | «Зимующие птицы» | Беседа о зимующих птицах, дидактическая игра «Птичья столовая», лепка «Воробей». |
9 | «Дикие животные» | Беседа о диких животных средней полосы России, о месте обитания, способах питания, аппликация «Белка». |
10 | «Свойства воды. Снег и лед» | Беседа о свойствах воды, экспериментирование «Превращение в воду», «Цветная вода». |
11 | «Домашние животные» | Беседа о домашних животных, о заботе о них человека, рассматривание иллюстраций, лепка «Лошадь». |
12 | «Знакомство с комнатными растениями» | Рассматривание комнатных растений, сравнение их листьев, стеблей, знакомство со способами ухода за растениями, труд «Мытье комнатных растений». |
13 | « Весна» | Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает», экскурсия на водоем. |
14 | «Животные жарких стран» | Беседа о видовом разнообразии животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, сравнение образа жизни этих животных с животными средней полосы, рисование «Слон». |
15 | «Знакомство с первоцветами» | Беседа о первых весенних цветах, обогащение словаря новыми названиями цветов, воспитание бережного отношения, конструирование из бумаги «Тюльпан». |
16 | «Перелетные птицы» | Беседа о перелетных птицах, сравнение их с зимующими птицами, чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». |
17 | «Насекомые» | Беседа о насекомых, их видовом разнообразии, особенностях строения и жизнедеятельности, лепка «Божья коровка» |
18 | «Лето» | Беседа о лете, сезонных изменениях в природе, сравнение весны и лета, экскурсия на луг. |
Календарно – тематическое планирование
Месяц/неделя | I неделя | I I неделя | I I I неделя | IV неделя |
Сентябрь | Диагностическое обследование | Занятие 1 | ||
Октябрь | Занятие 2 | Занятие 3 | ||
Ноябрь | Занятие 4 | Занятие 5 | ||
Декабрь | Занятие 6 | Занятие 7 | ||
Январь | каникулы | Занятие 8 | Занятие 9 | |
Февраль | Занятие 10 | Занятие 11 | ||
Март | Занятие 12 | Занятие 13 | ||
Апрель | Занятие 14 | Занятие 15 | ||
Май | Диагностическое обследование | Занятие 16 | Занятие 17 | Занятие 18 |
Требования к уровню подготовки детей.
К концу пятого года жизни ребенок должен уметь отмечать сезонные изменения в природе, знать особенности каждого сезона, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать несколько видов домашних животных и обитателей уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Знать 3-4 вида деревьев, 4-5 видов овощей и фруктов, 3-4 комнатных растения. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
Учебно – методический комплект.
1. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада»/ С.Н. Николаева – М: «Мозаика-синтез», 2010. – 138 с.
2. «Формирование экологической культуры дошкольников» // Авт.-сост. Л.Г. Киреева – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2007. – 269 с.
3. «Занятия по экологии в детском саду»/ Н.В. Коломина – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 144 с.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование.
Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.),полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ д/с №1
«Родничок»
__________________О.В. Кохова
_______________________2017г.
Рабочая программа
по образовательной области «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром,
раздел – экологическое воспитание детей)
для детей средней группы
Подготовила: Бикмурзина Е.М.
2017-2018 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе
Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе на год...
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".
Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»
Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году
СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...