Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по гендерному воспитанию в средней группе | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Калинка»
Красносулинского района Ростовской области
ПЛАН РАБОТЫ В
средней группе
на 2015-2016 учебный год.
по гендерному воспитанию.
Выполнила: Голенкова
Светлана Вячеславовна
п. Пригородный
2015-2016 учебный год.
ПАСПОРТ
I.Целевой раздел Программы
1.1 Пояснительная записка стр.3
1.2 Цели и задачи реализации программы. стр.3
1.3 Принципы к реализации программы. стр.3
1.4 Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития
детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с учётом гендерного воспитания
стр.4
1.5 Планируемые промежуточные результаты освоения программы. стр.4
II.Содержательный раздел:
2.1Содержание психолого - педагогической деятельности с учётом гендерного воспитания в соответствии с образовательными областями: стр.5
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Физическое развитие».
2.2 Описание форм, способов, методов и средств
реализации программы стр.8
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся.( план см. в Приложении) стр.12
III.Организационный раздел:
3.1 Методические материалы стр.14
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы стр.14
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
стр.15
Приложение №1 стр.17
Приложение №2 стр.40
I. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания детей. Содержание воспитательно-образовательного процесса ориентировано только на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того и иного возраста, которые, по мнению учёных, различаются:
- в физическом развитии;
- в социальном поведении;
- в интеллектуальных способностях.
Поэтому, медики, психологи и педагоги, считают, что начинать половое воспитание, включающее полоролевую идентификацию, подготовку к семейной жизни, гигиену и другое, необходимо с самого рождения. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли.
Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости дополнительной деятельности по данной теме. Опираюсь на программу «Азбука общения» Л.М. Шипициной, которая призвана способствовать развитию гендерной идентичности дошкольников в ДОУ и направлена на то, чтобы помочь ребёнку осознать свои характерные особенности.
1.2
Цели и задачи реализации программы
Цель программы - является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
- Формировать правильное отношение между мальчиками и девочками;
- Развитие представлений у детей о мужских и женских ролях;
- Формирование позитивного отношения к своему полу;
- Закрепление способности дифференцировать свою половую принадлежность;
- Развитие дружеских взаимоотношений между детьми разного пола.
1.3.
В основу вариативной части программы положены принципы:
- принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны
родителей, педагогов, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового
воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации,
которую получают дети. (этот и следующий принцип тесно);
- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном
характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий
(невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
1.4 Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с учётом гендерного воспитания.
Большинство детей имеют недостаточное представление о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»), о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). Они имеют не полное представление об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
1.5
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
- ребёнок определяет гендерную позицию по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- осознаёт собственное Я – мальчик(девочка), имеет представление о себе(знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол),о семье (знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках),
- ребёнок проявляет благодарность, заботу и внимание по отношению к родителям,
- желает отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности.
II. Содержательный раздел программы.
2.1.
Содержание психолого - педагогической деятельности с учётом гендерного воспитания в соответствии с образовательными областями:
Содержание вариативной части Программы охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Познавательное развитие направлено:
- на дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в руководстве познавательной деятельностью.
Опираясь на данные о различиях деятельности мозга мальчиков и девочек, гендерные особенности познавательных психических процессов существуют некоторые рекомендации в осуществлении дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в руководстве познавательной деятельностью.
В работе с мальчиками необходимо:
• обеспечивать высокий темп подачи материала;
• использовать широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
• обеспечивать разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
• использовать большое количество нестандартных логических заданий; • минимизировать количество повторений пройденного материала; • работать в режиме поисковой активности, делать акцент на самостоятельность;
• использовать групповые формы работы с элементами самостоятельности с обязательной сменой лидера;
• обеспечивать дозированную, эмоциональную подачу материала, выход на эмоции через логику;
• подходить к формированию знаний через практические действия с материалом.
В работе с девочками необходимо:
• соблюдать размеренный темп подачи материала;
• обеспечивать большое количество повторений для усвоения; • дозировать объем и разнообразие новой информации;
• обеспечивать большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями;
• способствовать эмоциональной окрашенности нового материала, движению от эмоций к логическому осмыслению;
• подходить к формированию правил через речевые навыки;
• использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь; • использовать большое количество наглядного материала;
• обеспечивать эмоционально окрашенную оценку любой выполненной работы с обозначением перспективы.
- на развитие представлений ребёнка о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола;
- на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного и женственного поведения;
- на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье;
- развитие исследовательской и поисковой деятельности в гендерном подходе;
- дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в руководстве познавательной деятельностью.
Физическое развитие предполагает:
- дифференцированный подход в процессе физического развития мальчиков и девочек. Дифференциация в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется по нескольким направлениям:
• подбор упражнений (планируются упражнения, вызывающие интерес у детей данного пола, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами);
• нормирование физической нагрузки (зависит не только от гендерных, но и от индивидуальных особенностей детей: состояние здоровья, физическая подготовленность, тип конституции);
• методика обучения сложным движениям. В связи с наличием движений, овладение которыми обусловлено полом детей (девочкам трудно овладеть метанием, мальчикам – прыжками через скакалку), при обучении данным движениям детей разного пола целесообразно использовать различные технологии (разное число повторений, разные подготовительные упражнения, и др.);
• требования к качеству выполнения заданий и оценка двигательной деятельности. Осуществляя педагогическое руководство двигательной деятельностью, я обеспечиваю благоприятный для детей обоего пола режим двигательной активности (для мальчиков благоприятен режим большой двигательной активности, для девочек – средней двигательной активности). В совместных играх и соревнованиях подбираю игры и задания нейтрального содержания интересные для детей обоего пола. Девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к качеству выполнения одних и тех же движений. Для мальчиков в выполнении движений важны: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий, для девочек – пластичность, выразительность, грациозность. По–разному оцениваю и результативность в освоении отдельных видов движений (прыжки со скакалкой).
Использую различные варианты организации физкультурных занятий, позволяющие учитывать гендерные особенности дошкольников.
1– й вариант - занятия провожу со всей группой, при этом некоторые задания для мальчиков и девочек различаются.
2– й вариант - занятия по подгруппам, при этом подгруппы комплектую по половому признаку.
3– й вариант - «интегрированные занятия».
Занятие с подгруппой детей (мальчиков или девочек). В одной из частей занятия выступают дети одного пола, демонстрируя свое мастерство. Отмечая важность осуществления дифференцированного подхода в руководстве двигательной деятельностью детей разного пола, я учитываю не только половые особенности детей (двигательные предпочтения детей разного пола), но и индивидуальные особенности, не подавляю стремления заниматься двигательной деятельностью, в большей степени соответствующей представителям другого пола. Кроме того, при оценке физического состояния детей ориентируюсь на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол
- формирование соответствующего поведения мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.
- развитие творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.
- воспитание нравственно - волевых качества, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и т. д.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.) .
- формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знание о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
Социально-коммуникативное развитие предполагает:
- формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
- развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимной поддержки между мальчиками и девочками.
- овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности (мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки с аккуратностью);
- воспитание чувства гордости за свою половую принадлежность.
Художественно-эстетическое развитие направлено:
- дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в изо деятельности (мальчики лидируют на этапе планирования, девочки, на этапе реализации);
- овладение традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек через художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы),
- побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами.
- формирования поло ролевого поведения детей, дифференцированного подхода через музыкально-ритмические движения (мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), овладевают навыками ведущего партнёра. У девочек преобладает плавность, мягкость движений грациозность, изящество (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами);
- воспитание культуры взаимоотношения полов;
Речевое развитие:
- учитывает гендерные особенности детей (например: при пересказывании – первыми пересказывают девочки, т.к. они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, т.к. мальчикам требуется дополнительный речевой образец);
- побуждать детей к артикуляции (проговариванию)собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой.
Итак, реализация гендерного подхода в организации различных видов деятельности позволяет более эффективно решать задачи формирования личности, способствует повышению результативности образовательного процесса.
2.2
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Тематическое планирование
психолого-педагогической работы
по гендерному воспитанию обучающихся
на 2015/16 уч. год
(см. Приложение №1)
Реализация вариативной части программы осуществляется в процессе:
- НОД (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной);
- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей.
Формы реализации вариативной части программы
- Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации вариативной части программы.
- Наблюдения
- Беседы
- Проблемные ситуации
- Чтение
- Продуктивная деятельность.
Полоролевое воспитание осуществляю с помощью разнообразных средств, методов и приемов.
К наиболее важным средствам полоролевого воспитания отношу фольклор, детскую художественную литературу, различные виды игр, труд, народные традиции.
Методы поролевого воспитания:
• познавательно-развивающие: этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.;
• диалогово-рефлексивные: игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги (взрослыедети, мальчикдевочка, девочкадевочка), диалоги с самим собой;
• театрально-игровые: имитационные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики; • сюжетно-образные: символические игры, моделирование жизненно-значимых ситуаций, схемы, эксперименты;
• состязательные: игры-состязания, конкурсы, турниры– викторины и т. д. Главным в выборе методов полоролевого воспитания является обеспечение комплексности в их применении.
Художественная литература и фольклор как средства полоролевого воспитания.
Произведения фольклора и художественной литературы служат одним из важных источников формирования детских представлений о мужских и женских социальных ролях, о качествах мужественности и женственности, так как отражают существующие в обществе гендерные стереотипы. В полоролевом воспитании использую художественные произведения разных жанров и тематики.
• Произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, поэзия пестования.
• Произведения, отражающие традиционные мужские и женские виды деятельности (профессии, спорт).
• Произведения о детях, проявлении мальчиками и девочками качеств мужественности, женственности.
• Произведения о семье, знакомящие дошкольников с семейными ролями и ценностями.
В произведениях фольклора, сказках, пословицах, поговорках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.
Каждый фольклорный жанр обладает специфическими возможностями в решении задач полоролевого воспитания дошкольников. Важным средством полоролевого воспитания является «поэзия пестования» (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки). Потешки и прибаутки не только знакомят с окружающим миром, забавляют и развлекают ребенка, создают у него бодрое и радостное настроение, но и способствуют половой идентификации ребенка, так как содержат гендерно-ориентированные обращения к детям: «сынок», «доченька», «внучок»: «Наша доченька в дому, что оладушек в меду»; «Уж я Ванюше пирог испеку, уж я внученьке румяненький». Произведения фольклора знакомят детей с половыми семейными ролями, распределением трудовых обязанностей в семье.
Баю, баю, за баю. Отец ушел за рыбою.
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.
В пословицах и поговорках отражены не только важность семьи, но и народные идеалы «настоящего мужчины» – главы семьи, хозяина, защитника отечества, мужественного воина: «Всякий дом хозяином держится», а также идеал «настоящей женщины» – заботливой матери, хорошей хозяйки: «Нет такого дружка, как родная матушка».
Важное место в полоролевом воспитании дошкольников принадлежит сказкам. Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами. В сказках отражены народные идеалы семейной жизни, которые помогают детям понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.). Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены народные представления об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом. Образы богатырей, добрых молодцев представлены в русских народных сказках «Иван – крестьянский сын» и «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка». Настоящими мужскими качествами обладают былинные герои-богатыри Илья Муромец, Алеша Попович. «Красна девица» – красавица, обладающая лучшими женскими качествами – добротой, терпимостью, отзывчивостью, миролюбием, сердечностью («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»).
В формировании представлений детей о профессиональных мужских и женских ролях важное место занимают произведения о представителях мужских и женских профессий, которые знакомят детей со спецификой мужского и женского труда, расширяют их кругозор. Дети узнают, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины – пожарные, летчики, спасатели (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Бахревский «Вертолетчики»).
Особое значение в решении задач полоролевого воспитания имеют произведения, героями которых являются дети – мальчики и девочки. Эти произведения отражают жизненные ситуации, понятные ребенку, позволяют идентифицировать себя с героями, показывают образцы полоролевого поведения в разных ситуациях, в общении со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми, с членами семьи.
Важная роль в полоролевом воспитании принадлежит произведениям, которые дают дошкольникам представления о счастливой семье, в которой все любят друг друга, заботятся друг о друге (Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Эти произведения помогают формированию у детей образа семьи, семейных идеалов
Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям позволяет обогащать представления детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин, помогает понять их эмоциональное состояние.
Полоролевое воспитание в игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – это и незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими или женскими образами, подражают модели их поведения.
Особо благоприятны совместные игры, в которых как мальчики, так и девочки имеют возможность проявить свои мужские и женские качества. Так, в игре «Переезд на новую квартиру» мальчики в роли папы могут выполнять типичную мужскую работу (грузить мебель на машину и перевозить на машине в новую квартиру). Девочки в роли мамы выполняют типичные женские функции (собирают детей, домашнюю утварь, одежду, наводят порядок в новом доме, украшают дом, сервируют стол и др.).
Эффективными методами обогащения представлений детей о жизни семьи являются: чтение произведений художественной литературы соответствующей тематики; просмотр анимационных фильмов, кукольных спектаклей; рассматривание иллюстративного материала (картины, иллюстрации, фотографии); обращение к личному опыту детей. Богатый материал для обогащения содержания игр семейной тематики дают произведения художественной литературы и фольклора.
Разнообразить тематику детских игр, а также игровые действия персонажей помогает рассматривание с детьми иллюстративного материала.
В игре-драматизации происходит идентификация ребенка с героем, поэтому художественную основу игр составляют произведения, в которых представлены образы героев, обладающих ярко выраженными положительными мужскими и женскими качествами.
В методику руководства игрой-драматизацией включаю проведение предварительной работы: чтение детям художественного произведения (сказки, рассказа) на занятии или в свободное время; провожу беседы по содержанию сказки, направленной на выявление отношения детей к героям сказки, выяснению мотивов поступков героев. В беседе акцентирую внимание детей на мужские и женские качества героя, мотивах его поступков. В беседу вношу элементы драматизации (воспроизведение реплик героев с нужной интонацией). Для углубления понимания образа героя использую рассматривание иллюстраций, рисование детьми понравившихся эпизодов. Большое значение в играх-драматизациях имеют атрибуты. Так, девочек очень привлекают костюмы героинь сказок, различные аксессуары – головные уборы, веера, сумочки и др. Для мальчиков привлекательно оружие героев – мечи, сабли, щиты, палицы и др. К изготовлению атрибутов привлекаю самих детей. В игре-драматизации необходимы действия особенно эмоционально привлекательные для мальчиков и девочек, позволяющие продемонстрировать качества мужественности, женственности.
Дидактические игры – это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. С помощью дидактических игр решаю задачи формирования представлений детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин (одежда, прически, атрибуты), половозрастных особенностях, специфических видах деятельности (спорт, труд, отдых).
В полоролевом воспитании использую различные виды дидактических игр: игры с куклой; настольно-печатные игры типа «Лото», «Разрезные картинки», «Домино»; словесные игры.
Важную роль в полоролевом воспитании отвожу народным играм, в которых дети отражают социально одобряемые полоролевые модели поведения, взаимоотношения между представителями разного пола, семейные отношения. Игры девочек с народными куклами – «пеленашкам» готовят к выполнению материнской функции. Любимые народные игрушки мальчиков-дошкольников – лошадки, солдатики – способствуют ориентировке детей в традиционных мужских видах деятельности.
Народные подвижные игры часто имеют дифференциацию по половому признаку. Игры мальчиков в казаков-разбойников, в городки требуют проявления силы, ловкости, быстроты, включают элементы соревнования. Фольклорные народные игры, построенные на совместных действиях представителей одного пола («А мы просо сеяли»), способствуют освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки».
Одним из методов, обеспечивающим реализацию сформированных представлений о качествах мужественности, женственности, упражнение в типичном для пола поведении, является разрешение проблемных ситуаций. Например, для реализации представлений детей о семейных отношениях рекомендую ситуации: «Помощь мальчику», «Плачет малыш», «Уговори малыша съесть кашу» и др. Так, в ситуации «Просьба о помощи» девочка должна обратиться к мальчику с какойлибо просьбой. Просьба должна быть выражена в доброжелательной форме, с обращением к мальчику по имени и с выражением благодарности за выполнение просьбы. Педагогическая ценность подобных упражнений заключается в активизации полоролевых представлений детей, формировании способов взаимодействия со сверстниками противоположного пола
Реализация гендерного направления предполагает создание уголков мужского и женского труда. В уголках труда есть всё необходимое для мужского и женского труда оборудование: инструменты (молоток, пила, лобзик – для мальчиков; пяльцы, швейная машинка – для девочек), заготовки, , выкройки и др.
Мальчиков углубленно знакомлю с мужскими видами труда, а девочек – с женскими. Существующее разделение труда на «мужской» и «женский» объясняю детям тем, что мужской труд требует большей физической силы, выносливости, а женский труд, как правило, физически более легкий.
Трудовые поручения, используемые в повседневной жизни, также планирую с учетом пола детей (для девочек – украшение салфеток и т. д.; для мальчиков – починка кукольной мебели). Совместный труд мальчиков и девочек - эффективное средство полоролевого воспитания. Эффективность полоролевого воспитания возрастает, если мальчики и девочки объединены в процессе труда. Совместный труд позволяет воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств. Участие детей в разных видах труда определяется интересами и желаниями самих детей. При этом важно обеспечить привлекательность трудового задания для детей разного пола.
2.3
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся.( план см. в Приложении №2)
Только совместными усилиями детского сада и семьи социализация и развитие каждого ребенка с учетом его личностных качеств и гендерной идентификации будет проходить более успешно и эффективно.
Цель:
Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
Задачи:
1.Пропаганда знаний среди родителей о важности полоролевого воспитания.
2.Активизация участие родителей в воспитательно – образовательном
процессе через гендерное воспитание.
Работа с родителями носит информационно-практический характер. В работе с ними использую различные методы
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности ( прогулки, беседы, развлечения, экскурсии) ;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования) ;
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка) ;
- проведение опросов, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в моей группе функционирует «Уголок для родителей», где помещается наглядная информация по данной проблеме.
Также мною были выработаны основные направления организации работы с семьей:
1. Диагностическая работа по изучению семей:
- анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4. Организация мероприятий с родителями; работа в клубе молодых родителей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
III. Организационный раздел
3.1
Методические материалы
Шипицына Л.М. «Азбука общения» Санкт Петербург Детство – Пресс 2000г.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
Большая роль в эффективности качества образовательного процесса отводится материально-техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса группы.
Материально-техническое обеспечение соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей.
Площадь группового помещения составляет 60,6 кв. м.
Направление развития воспитанников |
Групповые помещения |
Познавательное развитие | - мелкий и крупный конструктор, - настольная игра « одежда», - дидактический материал «женские», «мужские» профессии, |
Речевое развитие | - Художественная литература с учётом гендерной принадлежности. |
Социально - коммуникативное развитие | - атрибуты для сюжетно- ролевых игр, Для девочек: - парикмахерская - мебель и атрибуты для сюжетно- ролевых игр, - кукольная мебель, - куклы мужского и женского пола, - посуда - коляска - лейки в уголке природы Для мальчиков: - машины, - инструменты для ремонта и строительства, - рыбалка, - солдатики, - оружие, - носилки для уборки снега и листьев, - тачка. |
Художественно - эстетическое развитие | - музыкальные инструменты, - уголок рукоделия, - раскраски принцесс и машин, - кукольный театр |
Физическое развитие | - скакалки и обручи для девочек, гантели, канат и мяч футбольный для мальчиков, - настольная игра « хоккей» |
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.) и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Моя роль в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого
ребенка.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:
- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги», «Центр математики») ;
- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества», «Центр безопасности») ;
- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства») .
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, и т. д. ; мальчикам – разнообразные технические игрушки.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта», «Ателье», «Школа» и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.
Для реализации гендерного подхода в приобщении к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием, набором игрушечных инструментов и материалами.
В «Центре творчества» и в «Центре книги» созданы условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы, бэтмены, богатыри и т. д.) . А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.
Для девочек организован «Уголок рукоделия», в котором находятся швейная машинка, различные ткани, клубки ниток и тд.
В «Центре познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти. Для девочек – полотенца розового цвета, для мальчиков – синего.
В приёмной на шкафах детей таблички с фамилиями и именами детей красного и синего цвета. Уголок «Наше творчество» также оформлен с учётом гендерного подхода.
Маркировка кроватей соответствует гендерным особенностям детей.
Приложение №1
Перспективный план по гендерному воспитанию в средней группе «Одуванчик»
на 2015-2016 уч. г.
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ | ЗАДАЧИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа « Наша группа»
Выставить иллюстрации с изображением детей для последующего самостоятельного рассматривания Чтение потешек и прибауток «Наша доченька в дому, что оладушек в меду»; « Уж я Ванюше пирог испеку, уж я внученьке румяненький» Дидактическая игра « Кому это принадлежит» Прослушивание песен « Родительский дом»; « Под крышей дома твоего» и т.д. Сюжетно- ролевая игра « Дочки- матери» Подвижные игры по желанию девочек и мальчиков Дидактическая игра « Опиши того кто справа…» | Формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя. Способствовать проявлению интереса к сверстниках и о себе. Овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). Какими качествами мальчики и девочки должны обладать, об особенностях воспитания. Развивать умения дифференцировать свою гендерную принадлежность, учить находить характерные признаки одежды для мальчиков и девочек. Воспитывать любовь к родному дому Формировать умения отображать в игре взаимоотношения мальчиков и девочек, умение проявлять женские и мужские качества. Воспитывать выдержку, ловкость, выносливость. С уважением относиться к игровым интересам друг друга. Формировать представления о рядом сидящем ребёнке, выделять сходство и отличия полов. | Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Совместная |
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки)» Рисование на тему: «Моя семья» Разучивание фольклорной народной игры « А мы просо сеяли» Труд детей в уголках «Самоделкин», «Уголок рукоделия» Инсценировка сказки « Гуси-лебеди» Чтение сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Беседа «Кем быть?» Школа мяча для мальчиков, ритмика для девочек Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку». Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови». Игра-этюд «Поссорились – помирились» | Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Учить детей в рисунке передавать особенности внешности человека с учетом половых и возрастных различий. Способствовать освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки». Организация труда с учётом интересов мальчиков и девочек Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Воспитывать культуру взаимоотношений в семье. Привитие культуры труда и такого качества как «ответственность» девочкам и мальчикам. Формировать у детей представления о мужских и женских профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им. Развивать физические способности детей с учётом пола. Развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку. Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем. Упражнять в проявлении эмоционального состояния, формировать навык управления своими эмоциями. | Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Самостоятельная Совместная |
Н О Я Б Р Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Игра «Найди себя на фотографии» Беседа: «Из чего сделаны мальчиш-ки?» Моделирование ситуаций «Сделай комплимент» Чтение детям произведения Бондаренко «Таня и братик» Конструирование из строительного материала «Домик для друзей» Игра со скакалками для девочек, футбол для мальчиков Чтение русской народной сказки « Никита- Кожемяка» Внести иллюстрации с изображением «Переезд семьи на новую квартиру» для последующего самостоятельного рассмотрения. Сюжетно- ролевая игра « Переезд на новую квартиру» | Способствовать умению идентифицировать себя на общей фотографии, развивать интерес к совместным играм и действиям. Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Формировать у детей умение проявлять внимание друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям противоположного пола. Закрепить представления детей о родственных связях, об отношениях братьев и сестер, обратить внимание на характерные особенности поведения мальчиков и девочек. Воспитывать отзывчивость, интерес и положительное отношение к занятиям по конструктивной деятельности и игре; поддерживать у детей желание строить поделку самостоятельно; Развивать физические способности детей с учётом пола. Формировать представления о мужских качествах. Воспитывать у детей идеалы мужественности. Способствовать проявлению мужских и женских качеств в быту. Формировать у мальчиков роль папы (грузить мебель, перевозить на машине), у девочек роль мамы ( собирают детей, домашнюю утварь, одежду). | Самостоятельная Совместная Совместная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Самостоятельная |
4 неделя | Внести атрибуты для организации сюжетно- ролевой игры « День рождение сына» Чтение Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Серова «Папа дома» Дидактическая игра « Мужские и женские профессии» | Активизировать игровые действия, способствовать развитию сюжета, продолжать формировать умение распределять роли в игре. Дать представление детям о счастливой семье, в которой любят друг друга. Формировать представления детей о женских и мужских профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых | Самостоятельная Совместная Самостоятельная | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Предложить детям атрибуты для выполнения физических упражнений: гантели, ленты, гимнастические полки. Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки». Сюжетно - ролевая игра « Военные» Игровой тренинг « Какие мы нарядные» Разыгрывание проблемной ситуации « Помощь мальчику». Просмотр мультфильмов «Ивашка из страны пионеров», « Трое из Простоквашино» Разучивание музыкально-ритмических движений Чтение былин про богатырей « Илья Муромец» Сюжетно- ролевые игры « Строители», «Ателье» Инсценировка сказки « Муха-Цокотуха» Трудовое поручение мальчики носят снег на носилках, девочки лепят фигуры. Беседа о различии полов « Кто Я?» | Развивать двигательную активность. Обращать внимание девочек на пластичность, осанку, мальчиков- на количество движений, качество выполнения, силовую сторону. Формировать умения детей описывать внешний вид игрушки, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома. Расширять представления детей об игрушках, которыми пользуются девочки и мальчики. Продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на наглядность (отражение в зеркале), формировать чувство уверенности в себе, своих силах. Активизировать полоролевые представления детей, формировать способы взаимодействия со сверстниками противоположного пола. Воспитывать культуру взаимоотношений. Мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений ( хороводы). Формировать в мальчиках настоящие мужские качества. Проявлять инициативу, самостоятельность. Воспитывать уважение друг к другу. Объединить детей в процессе труда для воспитания отношений к представителям противоположного пола как носителям определённых «мужских», «женских» качеств. Формировать адекватное представление о собственной гендерной принадлежности. Закреплять представления о взаимосвязи имени человека и его гендерной принадлежности. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу независимо от пола. | Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Самостоятельная Совместная |
Я Н В А Р Ь | 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Просмотр презентации «Сказание о Петре и Февронии» Русская народная игра « Бояре, а мы к вам пришли…..» Разучивание танца (вальс) Чтение сказки для девочек « Крошечка- Хаврошечка» Рассмотрение иллюстраций в любимых книгах А. Барто, Б.Благининой. Просмотр презентации картин « Мужской образ в искусстве», «Женский образ в искусстве» Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семьи («Всякий дом хозяином держится», «Нет такого дружка, как родная матушка») Рисование «Каким я буду» Коммуникативная игра « Для чего это надо?» « Скажи мне, почему?» | Формировать представления о хорошей, благочестивой семье, стремление иметь такую же семью. Развивать активную социальную позицию. Воспитывать у детей идеалы мужественности и женственности. Способствовать освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки». Формировать у мальчиков навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца. Формировать у девочек доброту, терпимость, отзывчивость, милосердие. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Знакомство с портретной живописью. Воспитывать важность семьи, идеалы «настоящей женщины», «настоящего мужчины». Активизировать творчество детей. Приобщать к творчеству с учётом гендерной принадлежности. Развивать умение анализировать, сопоставлять, дифференцировать, обобщать. | Совместная Самостоятельная Совместная
Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Подвижные игры «Веселый хоровод» Разрешение конфликтных ситуаций «Просьба о помощи» Прослушивание песни «Из чего же?», «Настоящий друг» М. «Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"» Хозяйственно- бытовой труд Игра на музыкальных инструментах. Беседа «Военные профессии» Участие родителей в музыкально-спортивном развлечении «Папа может всё что угодно» цель: привлечение внимания родителей к совместной деятельности с детьми. Беседа» С кем бы я хотел дружить». Настольная игра « Кто что носит» Рассмотрение фотоальбом «Наша дружная группа» (фотографии с праздников, прогулок, значимых мероприятий, повседневной жизни). Игра расскажи стихи руками | Активизация двигательной активности, воспитание положительных взаимоотношений. Активизировать полоролевые представления детей, формировать способы взаимодействия со сверстниками противоположного пола. Эстетическое развитие детей, формировать понимать смысл песни Учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа. Учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу. Способствовать трудиться сообща, оказывать помощь друг другу. Активизировать дифференцированный подход – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах. Формировать представления детей о профессии военного, их разновидности. Развивать познавательный интерес к профессиям пап, желание быть похожим на папу. Воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины. Привлечение внимания родителей к совместной деятельности с детьми. Развивать силу, ловкость на личном примере родителей. Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе. Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек Закрепить положительное отношение детей друг к другу, формировать чувство общности группы, активное проявление положительных эмоций по отношению к сверстникам. Способствовать вербализации мыслей и чувств детей | Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Совместная |
М А Р Т | 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа «Мир девочек» Дидактическая игра «Мама» Аппликация « Подарок маме» Концерт для мам Подвижные игры по желанию девочек и мальчиков. Чтение В. Драгунский «Денискины рассказы» Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери» Развивающая игра «Дом добрых дел» Предложить детям материалы для продуктивной деятельности, альбомы с женскими прическами, нарядами для девочек, для мальчиков с моделями машин, самолетов. Сюжетно- ролевая игра «Родственники». Просмотр мультфильмов про былинных богатырей. Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций. Театрализованная игра «Морозко» | Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным, видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. развитие представления детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное. Воспитывать чувство любви к маме, желание порадовать ее своим вниманием. Развивать умение передавать свои чувства через исполнение музыкальных произведений. Воспитывать ловкость, выносливость, умение самостоятельно организовывать знакомые игры. Формировать представления о счастливой семье, в которой любят друг друга. Активизировать в игре роли, в которых дети идентифицируют себя с мужскими и женскими образами. Формировать представления детей об обязанностях членов семьи, воспитывать желание оказывать помощь членам семьи. Обогащать представления детей о внешнем виде и увлечениях мальчиков и девочек. Активизировать разнообразие родственных отношений, кто кому приходится: для бабушки и дедушки они – внуки, для тети и дяди – племянники, и т.п. Формировать представления об идеальных мужских образах. Воспитывать заботливое отношение к близким на примере животных. Поощрять творческие проявления детей. | Совместная Самостоятельная Самостоятельная Самостоятельная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная |
А П Р Е Л Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Разрешение проблемных ситуаций « Уговори малыша съесть кашу» Развивающая игра «Кем я буду и каким?» Сюжетно-ролевая игра «У нас гости». Дидактические игры «Сундучок русской хозяюшки». Совместная трудовая деятельность «Стирка кукольной одежды». Имитационные игры «Любящие родители». Русские народные игры «В хороводе были мы Рисование: «Кем я стану, когда вырасту» Беседа: «Один дома», «Я гуляю один» Беседа: «Почувствуй мир другого». Чтение детям произведения С. Маршака «О девочках и мальчиках» . Сюжетно- ролевая игра « Домашние хлопоты» | Формировать представления детей о семейных отношениях. Формировать умение планировать, аргументировано высказывать свои предположения, отвечать на поисковые вопросы, развивать творческое мышление, фантазию. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа. Учить детей в зависимости от пола распределять трудовые обязанности, мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; цель которых получить положительный результат.
Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям. Формировать умение овладевать нормами межполового общения. Развивать творческое воображение, умение воплощать в рисунке задуманный сюжет Формировать способность детей принимать правильное решение в экстремальных условиях Воспитывать у детей способность к сочувствию, вниманию к тем, кто нуждается в нашей помощи. Закрепить представления о девочках и мальчиках, формировать умение выделять в художественной литературе женские и мужские образы. Дать представление каждому ребёнку, что обе роли в семье главные и одинаково сложные. | Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Самостоятельная Совместная Совместная Совместная Самостоятельная |
М А Й | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Разучивание танца «кадриль» Чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица» Дидактическая игра «Пожелания» Предложить детям атрибуты для самостоятельного конструирования и аппликации на тему «Подарок для друга» Игра-беседа «Кто мы?» Дидактические игры «Наши прически». Совместная трудовая деятельность Имитационные игры «Бездомный котёнок» Предложить рассмотреть иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора», «Мужик и медведь» Дидактическая игра «Мужские и женские имена» Сюжетно - ролевая игра «Автозавод» Чтение сказки «Варвара краса- длинная коса» | Формировать у мальчиков навыки ведущего партнера, девочек учить изящным и грациозным элементам танца. Формировать адекватную полу модель поведения. Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Развивать дружеские взаимоотношения между членами группы, умение проявлять симпатии, организовывать общую деятельность. Продолжать способствовать гендерной социализации детей, развивать умение проявлять интерес не только к внешнему виду, но и к потребностям друг друга, желаниям, формировать умение учитывать их при организации совместных игр. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании. Обратить внимание детей на яркие мужские и женские образы, закрепить умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха. Предложить назвать имена мужчин, женщин, смешанные. По каким критериям можно это определить и почему. Формировать представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям. Формировать умение выделять в художественной литературе женские и мужские образы. | Совместная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная |
И Ю Н Ь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Имитационная игра «Испуганный мальчик (девочка)» Предложить детям рассмотреть карточки с изображением ситуаций нравственно-эстетического характера. Чтение детям сказок «Русалочка» и «Добрыня и змей» Сюжетно-ролевая игра «День рождения» Беседа «Мальчики –юные мастера. Девочки – маленькие хозяюшки» Внесение альбомов «Маленькие принцессы», «Модели машин». Сюжетно - ролевая игра для девочек: «Дом моды» Дидактическая игра «Что кому? »; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.) | Формировать умение детей передавать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя. Закрепить умения детей отвечать на поисковые вопросы, развивать умение высказывать предположения, выбирать правильное решение. Показать детям примеры таких качеств как защита и сострадание, проявляемых как женщинами, так и мужчинам. Воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.
Закрепить знания детей о характерных полоролевых связях, особенностях деятельности, нравственных качествах. Развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежность. Развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус. Дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.) | Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Совместная Самостоятельная Самостоятельная Совместная |
И Ю Л Ь А В Г У С Т | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Моделирование ситуаций «Прими решение». Подвижная игра «Ручеек» Беседа «Наша родная Армия»
Предложить детям рассмотреть карточки с изображением родов войск и их формы. Моделирование ситуаций «Прими решение». Символические игры «Мой любимый герой». Беседа «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? » Игра «Ушки на макушке» Игра «Надень и попляши» Игра-состязание «Напиши словесный портрет девочки, напиши словесный портрет мальчика» Дидактическая игра «Мама Труд совместный «Мальчики носят песок» Моделирование ситуации «Прими решение» Презентация «Одежда наших предков» Русская народная игра «Царевна-королевна» Беседа «Защита и сострадание» | Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры. Формировать представление детей о российской армии, охраняющей нашу Родину; воспитывать уважение к защитникам Отчизны. Развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежность. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал. Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. Воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола. Учить описывать по памяти развитие связной речи. Развитие представления детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное. Учить детей в зависимости от пола распределять трудовые обязанности. Формирование у детей умения самостоятельно принимать решение, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятого в обществе. Ознакомление детей с женскими и мужскими костюмами. Развитие интереса дошкольников к традициям народа. Овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребёнка. Формировать качества мужчин и женщин. | Совместно Самостоятельная Совместно Самостоятельная Совместно Совместно Совместно Совместно Самостоятельно Совместно Совместно Самостоятельно Самостоятельно Совместно Самостоятельно Совместно |
Приложение №2
Перспективный план работы с родителями в средней группе «Одуванчик»
на 2015-2016 уч. г.
МЕСЯЦ | ФОРМА РАБОТЫ |
Сентябрь | Консультация «Что такое гендерное воспитание» Проведение мероприятия « День красоты» |
Октябрь | Анкетирование «Гендерное воспитание» Памятки «Воспитание девочек (мальчиков)» |
Ноябрь | Оформление наглядной информации «Будущий мужчина», «Будущая женщина» Круглый стол «Гендерные стереотипы и семья» |
Декабрь | Консультация «Секреты эмоционального здоровья» Пошив костюмов к Новому году |
Январь | Оформление наглядной информации для родителей «Советы мамам и папам» Оказание помощи воспитателям в подборе иллюстративного материала и изготовлении альбомов для детей «Мир техники: машины», «Маленькие принцессы» |
Февраль | Оформление фотовыставки « Наши замечательные папы!» Подготовка к празднику 23 февраля (изготовление костюмов, атрибутов к празднику, разучивание стихов) |
Март | Изготовление памяток для родителей «Словесные поощрения мальчиков и девочек» Проведение праздника 8 марта |
Апрель | Информация о книгах по воспитанию в семье. Консультация «Что читать мальчикам и девочкам среднего дошкольного возраста?» |
Май | Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы
Рабочая программа по физическому воспитанию для средней возрастной группы...
образовательная рабочая программа по гендерному воспитанию дошкольников 4-5 лет
Рабочая программа составлена с учётом того, что в большинстве программ дошкольного образования уделяется мало вниманию гендерному воспитанию детей....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".
Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"...
приложение №2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г.
приложение №2.2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г....
Рабочая программа по экологисекому воспитанию дошкольников средней группы
Содержит материалы рабочей программы по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»
Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...