Проект метеостанция.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарному фиксированию и прогнозированию состояния погоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteostantsiya2021.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Название проекта | Метеостанция |
Руководитель проекта | Асминкина Светлана Анатольевна |
Участники проекта | Воспитатели, родители воспитанников |
Цель проекта | Обучение детей старшего дошкольного возраста элементар- ному фиксированию и прогнозированию состояния погоды. |
Задачи проекта | 1.Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей. 2.Формировать элементарные экологические знания и пред- ставления детей через прогнозирование. 3.Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. 4. Развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов. 5. Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду. 6. Познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования. 7.Воспитывать навыки применения знаний на практике. |
Срок реализации проекта | 01.09.2020г. -31.08.2022г. |
Актуальность проекта | В настоящие время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за состоянием растений и некоторых явлений природы заметно снижается. Создание « Метеостанции» на территории ДОУ позволит ребенку углубить знание о природе, о значимости компонентов, самому прогнозировать погоду,развивать его умственные способности, наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, рас- суждать, делать выводы. |
Реализация проекта | 1 этап: Подготовительный - Создать творческую группу по разработке проекта. - Изучить методическую литературу по теме проекта. - Определить цели, задачи и сроки реализации проекта. - Составить план-схему и паспорт проекта. 2 этап: Основной - Внедрить в практику план реализации проекта. - Разобрать план мероприятий для всех участников проекта. 3 этап: Заключительный - Представление опыта работы: участие в городских семинарах, мастер-классах, в сетевых взаимодействиях, в конкурсах, пуб- ликация на сайте ДОУ. - Анализ достигнутых результатов. |
Ожидаемый результат проекта | 1.Повышен профессиональный компетенции педагогов и родителей. 2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и представления через прогнозирование. 3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов. 4. Воспитанники умеют пользоваться приборами- помощ- никами, могут использовать их для определения состояния по- годы и прогнозирования. |
Словарик юного метеоролога.
Метеоплощадка – это площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Метеобудка – служит для размещения метеоприборов.
Флюгер – прибор для измерения направления ( иногда скорости) ветра.
Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и ее движение по циферблату.
Ветряной рукав – определяет силу ветра.
Термометр – прибор для измерения температуры воздуха, воды.
Осадкомер – прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Осадки – влага, которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.
Снегомер – прибор для измерения высоты выпавшего снега.
Компас – прибор для определения сторон света.
Гигрометр – определяет влажность воздуха.
Паспортизация оборудования.
Наименование | Термометр |
Назначение | Прибор для определения окружающего воздуха. |
Количество | 2 шт. |
Расположение | Один термометр расположен под крышей метеодомика, чтобы он был защищен от солнечных лучей. Второй термометр укреплен на крыше домика , под прямыми солнечными лучами. |
Описание исследования | Цель: определения принципа работы термометра Задачи: - познакомить детей с устройством термометра и его назначением; - познакомить с понятием «температура»; - активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учит сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; - развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе; |
Описание исследования:
1.Что влияет на температуру воздуха на улице? ( солнце)
Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха.
Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.
Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше.
А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей , его показания ниже.
2. Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?
Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что температура воздуха на улице ниже.
- Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.
Опыт 1.
Действительно ли лампы могут обогревать воздух. Для этого необходимо включить настольную лампу. Взять термометр и отметить температуру воздуха на начало опыта. Через некоторое время отметить температуру воздуха около настольной лампы.
Вывод: с помощью настольной лампы воздух нагревается, и температура становится выше. Искусственное освещение влияет на температуру воздуха в группе.
Опыт 2.
Подышали на ладошку. Тепло или холодно?
Вывод: Наше дыхание влияет на температуру воздуха в группе.
3. Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.
Опыт. Для опыта понадобится два термометра, лампа, длинная линейка.
Воспитатель вместе с детьми берет линейку и помещает один термометр на отметку 10см, а второй термометр – на отметку 100см. Поднесите линейку от нулевой отметки к включенной лампе. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Вывод: Термометр , который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагревать дальний термометр.
4. Как температура воздуха зависит от солнечного тепла.
Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером.
Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером.
Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. Чертится температурный график. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.
Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся , т.е становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.
Опыт 2. Сравнение температуры воздуха по месяцам.
Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневник наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?
Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагревать земную поверхность.
Наименование | Ветряные вертушки |
Назначение | Для определения наличия ветра. |
Количество | 10 штук разных размеров и форм. |
Расположение | По периметру метеоплощадки. |
Описание исследования | Цель: с помощью исследования определить наличие ветра и его силу. Задачи: - познакомить детей с устройством вертушки и ее назначением; - познакомить с понятием « сила ветра»; - активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; - развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результаты своей деятельности; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе; |
Опыт 1. Цель: Выявить ,что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха ( движение). Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится ( ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; Дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. |
Наименование | Компас |
Назначение | Служит для ориентировки на местности и определения сторон света: где находится север, юг, запад, восток. |
Количество | По количеству детей или 1 шт. на двоих во время опыта. |
Расположение | В уголке познавательно – исследовательской деятельности. |
Описание исследования | Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Задачи: - познакомить детей с устройством компаса и его назначением; - познакомить с понятием « стороны света»; - активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; - развивать интерес к творческому поиску , учить видеть результат своей деятельности; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе; |
Опыт 1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и « открыв» его ( как это сделать показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг ( на этот раз – с помощью компаса). Вывод: Компас – специальный прибор, с помощью которого можно определить стороны света. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная – на юг. | |
Опыт 2. Игра « Команды». (Вариант 1) Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки «смотрел» на букву С, т.е на север. Тогда стрелочка( или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» ( действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в « Команды» с «использованием» всех сторон горизонта. ( Вариант 2) Заранее положить несколько предметов в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание найти игрушку, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо – западе, игрушка спрятана на востоке и т.д. |
Наименование | Флюгер |
Назначение | Флюгер – это прибор для указания направления, скорости и силы ветра. Он устанавливается на высоте не менее 10- 12 метров от земли и представляет собой металлическую пластинку ( флюгарку), которая крутится вокруг оси под воздействием ветра и показывает направление движения воздушных масс. В метрологии флюгер используется и для измерения скорости ветра. Нужно помнить, что стрелка флюгера указывает именно в сторону, откуда дует ветер, а не наоборот. Некоторые флюгеры могут измерять также силу ветра. Для этого устанавливается вертикальная пластина, которая может свободно качается в стороны. Степень ее отклонения от нулевого положения и показывает силу ветра. Порой для определения силы ветра используется пропеллер, обладающий малой массой. |
Количество | 1 шт. |
Расположение | Метеоплощадка |
Описание исследования | Цель: Определение направления ветра. Задачи: - познакомит детей с устройством флюгера и его назначением; - познакомит с понятием « направление ветра»; - активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; - развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе. |
Описание исследования: Опыт №1. Дети вместе с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель: Как вы думаете, что может повлиять на погоду? Дети: Ветер. Воспитатель: Сегодня есть ветер? Дети: Да, сегодня сильный ветер. Воспитатель: Какой прибор на нашей метеоплощадке помог вам узнать об этом? Дети: Флюгер. Он постоянно кружится, не стоит на месте. Да, верно, по движению флюгера можно определить наличие ветра. Дети рассматривают флюгер, а воспитатель знакомит с устройством этого прибора. Вывод: Давление на голову и хвост флюгера заставляет его принять положение, параллельно направлению ветра. Так как хвост больше головы, ветер сильней отталкивает его, поэтому голова поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер. Опыт №2. Продолжаем опыт. Поставьте флюгер перед вашем окном в ветреный день. Посмотрите, что происходит. Задувает в окно или из него, или вы не чувствуете дуновения ветра? Проверьте, дует ли ветер одинаково в окна, направленные в разные стороны. |
Наименование | Солнечные часы |
Назначение | Устройство для определения времени по изменению длины тени от гномона и ее движению по циферблату. Гномон – вертикальный столбик, тень от которого служит своеобразной стрелкой. Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. Поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Указатель, т.е. тот край гномона, тень которого указывает время, всегда направляют на полюс мира. Высота указателя – это угол, под которым указатель наклонен к циферблату, а центр циферблата( точка, из которой радикально расходятся линии) – это точка пересечения указателя с плоскостью циферблата. Узел – это особая точка на указателе, тень от которой используют для отсчета высоты, склонения и азимута, а так же времени. |
Количество | 1 шт. |
Расположение | На территории метеоплощадки. |
Описание исследования | Цель: Определение времени по солнечным часам. Задачи: - познакомить детей с устройством солнечных часов и их назначением; - познакомить с понятием « определение времени»; - активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования: учить сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; - развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе. |
Описание исследования. Опыт №1. Как устроены солнечные часы? Цель: знакомство с устройством солнечных часов. Материалы: одноразовые бумажные тарелки ( по количество детей), заточенные карандаши ( по количеству детей). Ход опыта: Ни одна солнечная лаборатория не может обойтись без солнечных часов, для которых может использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш. Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час, не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время. Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня – от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете. На следующий день часами можно пользоваться, и ребенок сможет сам проследить, когда вы вышли на прогулку, сколько времени вы уже провели на улице и не пора ли вам домой. Опыт №2. Как узнать время по солнцу? Вариант 1. Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг. Выносим на улицу в солнечную погоду сделанные нами портативные солнечные часы и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду ( север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах мы увидим солнечное время в наше регионе. Оно может ( и скорее всего, будет) отличаться от официального времени. Вариант 2. Проводим наблюдения по солнечным часам, расположенных на метеоплощадке .Фиксируем время выходя на улицу ( сверяя по ручным часам) и время ухода с площадки. Вывод: положение тени гномона ( столбика) меняется в течение дня. Устройство солнечных часов основано на использовании этого явления. Солнечные часы вполне пригодны, если их правильно установить, для определения времени при солнечной погоде в промежутке от 21 марта до 23 сентября.
|
План мероприятий с детьми в метеостанции.
Старшая группа.
№ | Месяц | Название | Цель |
1. | Сентябрь | Знакомство с площадкой метеостанции | Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений. |
2. | Октябрь | Знакомство с термометром. Систематические наблюдения на метеоплощадке | Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. |
3. | Ноябрь | Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. |
4. | Декабрь | Какой бывает веете? ( изготовление султанчиков, вертушек) | Разнообразить знание детей о видах ветра по его силе ( спокойный, умеренный, безветрие – штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч) |
5. | Январь | Познакомить детей со снегомером. | |
6. | Февраль | Наблюдение за снежным покровом. | Учить измерять толщину сугробов на открытых участках. Учить делать выводы. |
7. | Март | Что такое гигрометр? | Познакомить детей с прибором для определения влажности воздуха. |
8. | Апрель | Знакомство с песочными часами. | Учить определять время с помощью песочных часов. |
9. | Май | Знакомство с цветочными часами. | |
10. | Июнь Июль Август | Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. |
Подготовительная группа.
№ | Месяц | Название | Цель |
1. | Сентябрь | Чем измеряют силу ветра? Изготовление анемометра. | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра. Учить детей изготавливать анемометр. |
2. | Октябрь | Что такое осадки и с помощью чего их можно измерить? | Познакомить детей с осадкомером, учить работать с ним. |
3. | Ноябрь | Систематическое наблюдение на метеоплощадке. | Закреплять навыки фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками. |
4. | Декабрь | Знакомство с флюгером. | Учить определять направление ветра с помощью флюгера. |
5. | Январь | Изготовление флюгера. | Учить детей изготавливать флюгер. |
6. | Февраль | Знакомство с компасом. | Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. |
7. | Март | Знакомство с компасом. | Учить определять стороны света. |
8. | Апрель | Знакомство с солнечными часами. | Познакомить с солнечными часами. Наблюдение за тенью. |
9. | Май | Продолжать знакомство с цветочными часами. | Определять части суток с помощью цветов. |
10. | Июнь Июль Август | Систематические наблюдения на метеоплощадке. | Закреплять навыки фиксирования результатов наблюдений. |
Проект
«Метеостанция»
Старший дошкольный
возраст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Метеостанция в детском саду"
laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...
Проект «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находит...
проект Метеостанция
проект Метеостанция...
Проект " Метеостанция в детском саду"
Проект " Метеостанция в детском саду"...
Проект "Метеостанция в детском саду"
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...
Проект "Метеостанция"
Данный прект был представлен в рамках муниципального конкурса проектов молодых специалистов в системе образования г.Канска «Молодой учитель – новой школе - 2018»...