Проект "Метеостанция".
проект на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Природа является источником добра,
ее красота влияет на человека только тогда,
когда юное сердце облагораживается
высшей человеческой красотой - добром,
правдой, человечностью, сочувствием,
непримиримостью к злу.
В. А. Сухомлинский
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.
Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например, наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток).
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).
Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Тип проекта: познавательно- игровой.
По числу участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Цели:
- Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
- Формирование представлений об универсальной ценности природы.
- Воспитание потребности в общении с природой.
- Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.
- Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Задачи:
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
- Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
- Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
- Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
- Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
- Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Ведущие принципы развития дошкольников:
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
- Природ сообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
- Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности;
- Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
Формы организации детей:
- Целевые прогулки: по территории ДОУ, сквер, улицу города;
- Экскурсии на метеостанцию;
- Организованная образовательная деятельность в уголке природы;
- Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Разнообразны и методы работы, но ведущими стали:
- Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
- Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
- Чтение природоведческой литературы (половицы, поговорки, стихи и т.д.);
- Моделирование;
- Экспериментирование;
- Труд в уголке природы и на метеоплощадке;
- Домашние задания.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
- Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.
ПЛАН РАБОТЫ ПРОЕКТА «МЕТЕОСТАНЦИЯ»
НА 2018-2019 учебный год
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
ОКТЯБРЬ 1 | Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром. | Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. | Персонаж Зайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. |
ОКТЯБРЬ 2 | Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; под. игра «Ходят капельки по кругу». | Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. | Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик». |
ОКТЯБРЬ 3 | Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки. | Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). | Простейшие метеорологические приборы. |
ОКТЯБРЬ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». | Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). | Книжка – календарь; кроссворд «Осень». |
ОКТЯБРЬ 5 | Совместная деятельность с детьми: Рисование на тему «Унылая пора», Стихи Т. Шорыгиной «Приметы осени». | Учить отражать в рисунке осенние явления. | Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора». |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
НОЯБРЬ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскина «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». | Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. | Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры). |
НОЯБРЬ 2 | Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. | Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний». |
НОЯБРЬ 3 | Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию. | Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. | Фото - выставка |
НОЯБРЬ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Ноябрь – ворота зимы, полу зимник». | Познакомить с народным названием месяца, приметами («Синица к избе – зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима»). | Выставка рисунков на тему примет. |
НОЯБРЬ 5 | Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме». | Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень». |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
ДЕКАБРЬ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег». | Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. | Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт». |
ДЕКАБРЬ 2 | Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики». | Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. | Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет. |
ДЕКАБРЬ 3 | Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень». | Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). | Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима». |
ДЕКАБРЬ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед». | Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. | Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед». |
ДЕКАБРЬ 5 | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться». | Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления. | Выставка детских работ Муз. сопровождение: П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»). |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
ЯНВАРЬ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба». | Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия. | Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода». |
ЯНВАРЬ 2 | Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – про синиц»; заучивание стих. С. Маршака «Январь». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). | Народный календарь, модель года, дневник наблюдений. |
ЯНВАРЬ 3 | Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй). | Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. | Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы). |
ЯНВАРЬ 4 | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном». | Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. | Выставка детских работ. |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
ФЕВРАЛЬ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей. | Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. | Выставка: народные приметы в рисунках детей. |
ФЕВРАЛЬ 2 | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться». | Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления. | Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». |
ФЕВРАЛЬ 3 | Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). | Выставка детских работ на тему народных примет. |
ФЕВРАЛЬ 4 | Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки». | Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают). | Снежинки из разных материалов. |
ФЕВРАЛЬ 5 | «Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная». | Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам. | Выставка детских работ на тему зима. |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
МАРТ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр. «Хорошо – плохо». | Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. | Разработка памятки «Правила ЗОЖ». |
МАРТ 2 | Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр. «Хорошо – плохо». | Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. | Разработка памятки «Правила ЗОЖ». |
МАРТ 3 | Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако». | Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. | Выставка «Такие разные облака». |
МАРТ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Март - про тальник». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». | Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». |
МАРТ 5 | Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса». | Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность. | Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды. |
МАРТ 6 | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе». | Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. | Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна». |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
АПРЕЛЬ 1 | Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок». | Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. | Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула. |
АПРЕЛЬ 2 | Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка». | Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. | Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. |
АПРЕЛЬ 3 | Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». | Выставка рисунков на темы примет. |
АПРЕЛЬ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой». | Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. | Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках. |
Месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности |
МАЙ 1 | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Чайка прилетела – лед идет». | Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. | Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка» |
МАЙ 2 | Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию. | Продолжать знакомить с работой метеостанции. | Фотовыставка. |
МАЙ 3 | Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды». | Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды». | Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля». |
МАЙ 4 | Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». | Рифмованные примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»). |
МАЙ 5 | Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик». | Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. | Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики. |
МАЙ 6 | Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик». | Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. | Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики. |
МАЙ 7 | Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна». | Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. | Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки»; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной. |
Список литературы
- Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
- Интернет ресурсы «УМНИЧКА.РУ».