Дополнительное образование "Друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Дополнительное образование для младшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_druzya_prirody.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад №236»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

(3-4 года)

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Воспитатели:

Пеценюк Татьяна Юрьевна

Григорова Оксана Владимировна

г. Омск

2021

«У природы есть друзья: это мы, и ты, и я! »

Пояснительная записка

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.

От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.

Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его, и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.

Цели и задачи кружка:

  • Формирование экологического мышления вот цель данной работы:
  • Ответственность за сохранность природы несет человек;
  • Человек и природа неотделимая часть друг от друга;
  • Сама природа многообразна и едина;
  • Человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;

Задачи обучения

  • Через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок;
  • Формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества;
  • Для творческой работы организовать сбор природного материала;
  • Научить детей правильно вести себя в лесу.

 

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Расписание: 1 раз в неделю,  во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Основная цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа призвана решать следующие задачи:

  • Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • Воспитание правильного поведения в природе.
  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Перспективный план работы кружка 2021 – 2022 учебный год

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

2 неделя

 «Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки»  Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

3неделя.

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: «Дерево».
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

3неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь 
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.  а.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

3 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки»

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой

« Путешествие капельки»

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

3 неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа «Морозные узоры»

Февраль
1 неделя

 

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, посадка лука.

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март 
1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, сравнение кошки и собаки

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель 
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

2 неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3 неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какая птичка»-игра. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

4 неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныРазвивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация «Полянка цветов»

Май 
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка, экспериментирование «Тепло – холодно».

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика , игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется».

4 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение «Берегите природу».подв.игра «Раз. два, три к дереву беги»

 

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников./С.Н. Николаева – М., Мозаика-Синтез, 2002
  2. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева, М: Просвещение, 1999 г.
  3. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
  4. Н.А. Рыжова Волшебница вода

Диагностика по экологическому воспитанию детей.

Растительный мир.

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.

Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Картинки (муляжи) фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец), тарелка, корзинка.

Задания:  1. Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?

             2. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста,    

                   картофель).

             3. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).

             4. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель,  

                   капусту (овощи).(«Положи фрукты в тарелку, а овощи – в корзинку»)

             5. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на  соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно выполняет задание - показывает и называет изображённые на  картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в выполнении задания, отвечает с помощью наводящих

    вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может выполнить задание - назвать и показать предметы, нарисованные на  картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов.

Животный мир.

Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних  животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе  передвижения.

Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь).  Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).

Задания: 1. Кто изображён на этой картинке (животные, птицы, рыбы).

                2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы,    

                  голову, уши,        глаза, нос).

              3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк,  

                  заяц, медведь).

              4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей,

                  курица, утка).    

              5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка,

                  лошадь, овца, свинья, баран).  

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на  картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих

 вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на

 картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов

Времена года.

Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях  времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.

Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».

Задания:  1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).

              2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).

              3. Какого цвета шубка у зайчика зимой?

              4. Где проводит зиму медведь?

              5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом,

                   осенью)? Или «Чем можно заниматься на улице зимой (весной, летом,

                   осенью)?»

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том, как  меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет, изображённые на

    картинке  предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих

    вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на

    картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 3 – 5 баллов

 

Задание 4.

Устанавливает элементарные взаимосвязи: тепло- тает снег весной; ветер дует- качаются ветки на деревьях, падают листья;  мороз – вода замёрзла в лужах и т.п.

Цель: выявить умение детей устанавливать элементарную взаимосвязь в природе.

 Методы: беседа, наблюдения.

Проводится по подгруппам и индивидуально.

В процессе наблюдений на прогулке воспитатель беседует с детьми: «Посмотри на веточки дерева. Качаются ли они? А почему ветки качаются, как ты думаешь?» И т.п.

1. Ребёнок правильно отвечает на вопрос, с желанием наблюдает – 3б.

2.Ребнок затрудняется назвать причину, вступает в беседу не охотно – 2 б.

3. Ребёнок не вступает в беседу, отказывается наблюдать – 1 б.

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл.

Задание 5.

Предпосылки экологической культуры (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

 Цель: выявить  у детей раннего возраста  наличие предпосылок экологической культуры.

Материал: сюжетные картинки, изображающие действия детей с объектами природы.

Методы: беседа, наблюдения, дид.упр. «Можно-нельзя».

Проводится по подгруппам и индивидуально.

В процессе наблюдений на прогулке, в различной деятельности. В ходе игры, рассматривая  сюжетные картинки, спросить у ребёнка можно так делать или нет.

1. Ребёнок при встрече с объектом природы бережно к нему относится (не рвёт цветы, не пытается поймать бабочку, не наносит вред, пытается высказать своё мнение по этому поводу и т.п. – 3б.

2.Ребнок пытается высказать своё мнение по поводу бережного отношения к объектам природы, однако может нанести вред (сорвать цветок, раздавить паука, собрать улиток и т.п.) – 2 б.

3. Отсутствие данных предпосылок  – 1 б.

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл.

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

Высокий уровень – 15-21балл

Средний уровень – 8-14 баллов

Низкий уровень – 3-7баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...

Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа родного края»

Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРИРОДА САМОТЛОРА»

Природа Самотлора – сурова и прекрасна....