"Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
"Познавательно-исследовательская деятельность". Открытый просмотр ННОД профессионального конкурса - "Воспитатель года" 2020, по теме "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_nnod.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей
в подготовительной к школе группе
по теме «Весна»
в области «Познавательное развитие»
Автор ННОД: воспитатель первой квалификационной категории,
Мирошниченко Е. Я.
с. Прокудское
2020
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Развивающая предметно-пространственная среда: аудиосистема, телефон, аудиозапись “Лесной марш”, аудиозапись “О помощи”, 3 сугроба из белой ткани, картинки - мольберт, ручей, ледоход, сосульки, метель, одуванчик, тюльпан, ландыш, роза, 3 набора пазлов с перелетными птицами (ласточка, скворец, журавль), числовой буквенный шифр, пластмассовые буквы на магнитах (С, Т, О, Л), столы, стулья, атрибуты для опытов (одноразовые ложки и тарелки по количеству детей, снег, лед, термокружки оформлены гофрированной бумагой (в которой снег - белая, 3 штуки, которая со льдом - синяя, 2 штуки), варежки из синего фетра 4 штуки, салфетки, цветной картон, подарки детям (подснежники), аудиозапись - благодарность от “Весны”.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Воспитывать у детей вежливость | Воспитатель с детьми входят под веселую музыку, останавливаются на середине группы: “Всем доброго утра и прекрасного настроения!” Обращается к детям: “Пожелайте друг другу доброго утра и веселого настроения на весь день!” Дети желают друг другу доброго утра и хорошего настроения | “Социально – коммуникативное развитие ”, коммуникативная деятельность | Приветствие | Аудиоколонка, телефон, аудиозапись для входа, речь детей, речь педагога | Дети освоили культурные навыки |
Усовершенствовать технику основных движений | Воспитатель проговаривает физминутку и показывает движения, дети повторяют: Чтобы было веселее Покрутите дети шеей. Чтобы ловкими мы были Плечи мы расшевелили. Чтобы все мы успевали Дружно мы поприседали! Чтобы занятие начать Ногами громко постучать! | “Физическое развитие”, двигательная деятельность | Физ минутка | Речь и показ педагога, физические упражнения | Дети выполняют основные движения, выполняя их естественно, легко, точно и выразительно |
Развивать интерес и познавательную мотивацию | Воспитатель (включает голосовое сообщение с помощью телефона и аудиоколонки через блютуз): “Здравствуйте ребята, меня зовут Весна! Зима не хочет уходить, я не могу вступить в свои права! Я прошу вас мне помочь!!! | «Социально коммуникативное развитие», коммуникативная деятельность | Проб лем ная ситуация | Аудиоза пись “Весна”, аудиоколонка, телефон, речь педагога | Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельность | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Закреплять знания дошкольников о зимних и весенних изменениях в природе | Воспитатель: Дети, на календаре Весна, а Зима никак не хочет уходить, подумайте, какие признаки зимы остались?” Дети: “Лежат сугробы, холодный ветер... Воспитатель: “Кирилл, назови весенние месяцы? Кирилл: “Март, апрель, май” | «Познавательное развитие», коммуникативная деятельность | Беседа | Речь педагога, речь детей | Дети называют зимние и весенние изменения в природе, определяют месяцы весны |
Закреплять знания детей о весенних признаках. Закреплять умения детей ориентироваться на ограниченной территории, ориентируясь на условные обозначения | Воспитатель обращает внимание на “сугробы” (среди макетов деревьев в группе расположены сугробы из ткани) «Посмотрите и здесь лежат сугробы. Как вы думаете, каким образом сугробы исчезают?» Дети: “Они таят”. Воспитатель: “Если сугробы растают, то у Весны есть возможность вступить в свои права. Зима не хочет уходить, поэтому приготовила для нас испытания, сугробы непростые, а волшебные, они будут таять, если мы выполним задания, и тогда мы поможем Весне. Обратите внимание, что это лежит возле сугроба №1?” Дети достают картинку - мольберт (магнитная доска), на нем красный крестик. “Лена, куда направляет нас подсказка?” Лена: “К мольберту (к магнитной доске)”. Воспитатель: “Проходите на стулья, выполним первое испытание, которое приготовила Зима”. | Познавательное развитие”, коммуникативная деятельность | Сюрпризный момент, беседа | Речь педагога, речь детей, сугробы из ткани, макеты деревьев, стулья, картинка “мольберт” с красным крестом, поиск по картинке | У детей закреплены о знания о признаках весны. Дети могут ориентироватьсяна ограниченной территории с помощью условных обозначений |
Развивать умение классифицировать предметы и весенние явления по общим качествам | Проводится игра “Найди лишнюю картинку” Воспитатель: “Ваня, достань, пожалуйста, из сундучка картинку” (ребенок подходит к сундучку, достает картинку цветка, крепит с помощью магнита к доске). Воспитатель: “Что изображено на картинке? Ваня: “Роза” Воспитатель приглашает по очереди еще 3 ребенка, они крепят на доску цветы и проговаривают их название - ландыш, одуванчик, тюльпан. Воспитатель: “Изображены 4 картинки, у трех из этих картинок есть что - то общее, а одна картинка лишняя, Лена, назови картинку, которая лишняя и почему?” Лена: “Лишняя роза, потому что она летний цветок, а тюльпан, ландыш и одуванчик - весенние цветы”. Воспитатель приглашает по очереди 4 ребенка, они крепят на доску предметы одежды и обуви, проговаривают их название - резиновые сапоги, перчатки, шуба, джинсы. Воспитатель: “Изображены 4 картинки, у трех из этих картинок есть что - то общее, а одна картинка лишняя, Юля, назови картинку, которая лишняя и почему?” Юля: “Лишняя шуба, ее надевают зимой, а перчатки, резиновые сапоги и джинсы надевают весной” Воспитатель: “Молодцы, вы справились с первым заданием. Весна будет Вам благодарна. Кирилл, сними, пожалуйста, слой снега с сугроба под № 1 (под слоем снега поднос с картинками). | «Познавательное развитие», “Речевое развитие”, коммуникативная деятельность, игровая деятельность | Дидактическая игра | Мольберт, стулья, столы, сундучок, магниты, картинки: ручей, ледоход, сосульки, метель, одуванчик, тюльпан, ландыш, роза, речь педагога, речь детей, “сугроб”. | Дети классифицируют предметы и весенние явления по общим качествам |
Содействовать проявлению и развитию в игре качеств: ассоциативно-образного и логического мышления, познавательной активности | Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке и выйти в круг. Воспитатель: “Здесь расположена подсказка, где нужно искать следующее задание. Нужно найти пару своей картинке ”. Дети находят пару, один ребенок остается без пары, потому, что у него одна картинка (окно). Воспитатель: “Ира, какие у вас картинки?” Ира: “У нас журавли” (вопрос к каждой паре) Воспитатель: “Саша, почему у тебя нет пары? Саша: “Потому, что картинка с окном только одна” Воспитатель: “Саша, значит, в каком месте Зима приготовила следующее задание?” Кирилл: “На окне”. Воспитатель предлагает Кириллу отыскать задание на окне. | Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, коммуникативная деятельность”, игровая деятельность | Дидактическая игра | Речь педагога, речь детей, поиск, картинки: 2 журавля, 2 ласточки, 2 тюльпана, 2 скворца, 1 окно | Дети проявили в игре такие качества как, ассоциативно-образное и логическое мышление, познавательную активность |
Закреплять знания о весенних птицах. Активизировать речь детей. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу | На окне лежит следующее задание, пазлы - перелетные птицы (журавль, ласточка, скворец). Воспитатель располагает на ковре три снежинки, в разных местах (белая, серая, голубая) дети в соответствии со своими цветными табличками на груди, на которых написано имя, размещаются согласно цветам. Воспитатель: “Здесь пазлы, нужно составить картинку и рассказать, кто изображен и что общего у картинок”. Проводится дидактическая игра “Составь картинку” (дети работают в подгруппах, после составления картинки, описать птицу, обобщить, что все они перелетные птицы). Воспитатель: “Прекрасно справились, теперь сугробов будет еще меньше и Весна совсем рядом. Анюта, сними слой снега с сугроба № 2” (снимает слой снега). Под этим слоем лежит числовой буквенный шифр, в нем зашифровано название места, где искать следующее задание. | Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, коммуникативная деятельность, игровая деятельность. | Дидактическая игра | Речь педагога, речь детей, 3 набора пазлов с перелетными птицами (журавль, ласточка, скворец), “сугроб”, числовой буквенный шифр | Владеютзнаниями о весенних птицах. Активизирована речь детей. С помощью игры развито умение: сообразительность и умение самостоятельно решать поставленную задачу |
Побуждать детей – будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения | Воспитатель: “Ребята, это шифр, нужно быть максимально внимательным. Проходите на стулья (на мольберте размещаются: числовой буквенный шифр и пронумерованный алфавит, на столе лежат пластмассовые магнитные буквы (С, Т, О, Л)). Детям объясняются правила игры, воспитатель показывает пронумерованный алфавит, что под каждой буквой порядковое число, нужно поставить буквы в верхнюю часть таблицы и сложить слово. Воспитатель: “Наташа, какая буква над номером 16?” Наташа: “Буква “С” (крепит букву в таблицу) Воспитатель приглашает по очереди 3 ребенка, дети крепят с помощью магнита оставшиеся буквы Воспитатель проговаривает буквы: “С” “Т” “О” “Л”. “Игорь, какое получилось слово?” Игорь: “Стол” Воспитатель: “Верно”, мы отправимся с вами в научную лабораторию. Раз, два, три, повернись и в научной лаборатории очутись!”. Дети перемещаются к столам. | Познавательное развитие”, игровая деятельность | Дидактическая игра | Числовой буквенный шифр, таблица с цифрами, стол, стулья, магнитные пластмассовые буквы | Дети проявили инициативу для получения новых знаний, активизировалась речь |
Развивать познавательно-исследовательский интерес, организовывая занимательные опыты, привлекать к простейшим опытам и экспериментам. Углублять представления о существенных характеристиках, о свойствах и качествах материалов (снег, лед) | На трех столах размещены предметы для исследовательской деятельности. Воспитатель предлагает детям занять стол, на столе снежинка (БЕЛАЯ) в соответствии с цветом таблички на груди (остальные дети наблюдают за опытом) Воспитатель объясняет задание первой подгруппе. Опыт № 1 “Сравните, где быстрее растает лед, на ладони или на варежке?” (дети приступают к работе) Воспитатель уточняет вывод у одного из детей: “Антон, где быстрее растаял лед, на ладони или на варежке?”. Антон: “Снег быстрее тает на ладони, чем на варежке” Воспитатель: “Почему?” Антон: “Потому, что ладонь теплая, а варежка холодная”. Воспитатель вместе со всеми детьми перемещаются ко второму столу, теперь занимают места те дети, у которых соответствует цвет таблички со снежинкой (СЕРАЯ) (остальные дети наблюдают), воспитатель объясняет задание второй подгруппе. Опыт № 2 “Попробуйте проткнуть ложками снег, а затем лёд. “Определите свойства снега”. Воспитатель уточняет вывод у одного из ребенка подгруппы: “Кирилл, что вы делали со льдом и снегом?” Кирилл: “Пытались проткнуть” Воспитатель: “Как результат?” Кирилл: “Лед твердый, его нельзя проткнуть, а снег мягкий, он протыкается” Воспитатель вместе со всеми детьми перемещаются к третьему столу, теперь занимают места те дети, у которых соответствует цвет таблички со снежинкой (ГОЛУБАЯ) (остальные дети наблюдают), воспитатель объясняет задание третьей подгруппе. Опыт № 3 “Сравните снег и лёд”. На цветной картон положите снег, и рядом лед”. Посмотрите через снег, а после через лёд, через что можно увидеть цветной картон?” Воспитатель уточняет вывод у одного из детей подгруппы: “Света, какое задание у вас было?” Света: “Видно ли цветной картон через лед” Воспитатель: “Какой вы сделали вывод?” Света: “Лёд бесцветный и прозрачный, через него видно картон, а снег белый, через него не видно картон” | Познавательное развитие”, познавательно-исследовательская деятельность. “Речевое развитие”, коммуникативная деятельность” | Опыт, беседа | Речь детей, речь педагога, столы, одноразовые ложки и тарелки, снег, термокруж ки - 5 штук, варежки - 4 штуки, салфетки, лед, цветной картон, “сугроб”, подснежники | У детей развит познавательно-исследовательский интерес, с помощью опытов, углубилось представление о свойствах и качествах таких материалов, как снег и лед. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию. Побуждать к высказыванию и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. | Воспитатель хвалит детей и приглашает присесть на ковер, в руках у него солнечный лучик - атласная желтая лента. “Ребята, вы выполнили столько много заданий, вы молодцы! Матвей, что больше всего понравилось тебе выполнять?” (воспитатель передает “лучик” ребенку). Матвей: “Мне понравилось искать пару картинке” (передает “лучик другому ребенку). Воспитатель: “Аня, как мы помогали Весне вступить в свои права?” Аня: “Мы собирали пазлы и называли перелетных птиц” (передает “лучик” следующему ребенку). Воспитатель: “Ира, какая игра была для тебя более интересна?” Ира: “Отгадывать зашифрованное слово”. Воспитатель: “Лена, сними последний слой снега под № 3” (ребенок снимает слой снега, а под ним подснежники по количеству детей, жюри и воспитателя). “Весна пробудилась и наконец-то вступит в свои права, ведь это первые весенние цветы - подснежники”. Воспитатель: “Лена, подари каждому гостю по весеннему цветку”. Воспитатель включает голосовое сообщение от Весны: “Дорогие ребята, вы помогли проводить зиму, сугробы растаяли, освободили первые весенние цветы - подснежники, спасибо Вам! Примите их от меня в подарок” Воспитатель: “Чтобы занятие закончить, нужно громко всем похлопать!” (дети и воспитатель выходят из группы). | “Речевое развитие”, коммуникативная деятельность | Беседа, сюрпризный момент | Речь детей, речь педагога, подарок (подснежники), аудиозапись благодарности от “Весны» | Дети высказывают свое мнение, характеризуют ситуацию. Излагают свои мысли в виде выводов, понятно для окружающих |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....