Проект по познавательно - исследовательской деятельности. Вода и ее свойства.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2proekt_po_eksperimen.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Проект на тему: «Вода и её свойства»
Выполнила:
воспитатель
Алиева Т.В.
«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.
1. Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка, имеющих свою специфику на каждом возрастном этапе.!!! Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем обучении в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание осваивать новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности – активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстрополяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Знания подчерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
2. Общая характеристика проекта:
Тип проекта: Долгосрочный, информационный, практически – ориентированный.
Вид проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
- С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
- С родителями: консультации, фото и видео отчёты занятий.
Объём проекта: Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
3. Цели и задачи
Цели проекта:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка, средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
3. Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно - следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами воды.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы проведения:
- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты;
- Проведение опытов (практических);
- Беседы (конструктивные).
4. Этапы проекта
1) Подготовительный этап:
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудования, природные материалы);
- определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
- теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
- практическая часть:
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной программой ДОУ; Обогащение предметно - развивающей среды в группе.
Эксперименты
1 часть : «Вода, какая она?»
• «Есть ли у воды вкус и запах?»
Материал: стаканчики с водой, дольки яблок, кусочки банана, моркови и репчатого лука, цветные карандаши, альбомные листы.
В этом эксперименте детям предлагалось узнать, есть ли у воды вкус и запах. Дети с закрытыми глазами нюхали воду в стакане, пробовали дольки яблока, кусочки банана, морковки и репчатого лука. Затем рассказывали, что они почувствовали? Узнали ли по вкусу и запаху то, что пробовали? Делали вывод. Как итог, нарисовали то, что больше всего им понравилось на вкус и запах.
• «В какую бутылку быстрее нальется вода?»
Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
Цель данного эксперимента продолжать знакомить детей со свойствами воды( жидкая, прозрачная, принимает форму того сосуда, в который ее наливают и т.д) и развивать наблюдательность и умение делать выводы об увиденном.
• «Испаряется ли вода?»
Материал: лейки с водой, маркер красного и зеленого цвета, пластиковые стаканчики.
Дети самостоятельно с помощью маркера сделали две отметки на пластиковом стакане на не большом расстоянии друг от друга. Красная метка – сколько воды в начале эксперимента. Зеленая метка – сколько воды на следующий день, через день и через 2 дня. Стаканы ставили в холодное и теплое место. Детям необходимо было пронаблюдать, в каких условиях вода испаряется быстрее ( при высокой температуре (в тепле) или при низкой). Затем сделать вывод.
2 часть: «Снег и его свойства»
- «Какой снег»
Материал: снег в тазике.
Принести в группу снег (в тазике). Предложить потрогать рукой – снег холодный или тёплый?
Предложить детям слепить комочек – не лепится, рассыпается.
Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным, из него можно лепить комочки.
Сделать вывод о том, что в тепле снег становится влажным и только тогда из него можно слепить комочек.
- «Куда пропали снеговики»
Материал: тазик со снегом.
Предложить детям слепить маленьких снеговиков, оставить их в гостях , в группе. После игры, дети обнаруживают, что снеговиков нет, в тазике одна вода. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь, на дне тазика. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег - это тоже вода, но в другом состоянии. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя кушать снег. Предложить вынести воду на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.
- «Фломастеры»
Материал: Лейки (бутылки с дырками в крышках), банка с водой, кисточки, краски.
- А давайте попробуем нарисовать на снегу! Вот эти бутылки с цветной водой будут нашими фломастерами. Педагог показываает, что нажимая на бутылку, можно рисовать на снегу струёй воды. Предложить ребятам попробовать самим.
3 часть: «Лед и его свойства»
- «Новогодние украшения»
Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки.
В пластиковой бутылке заморозить мелкие предметы в нашем случае – ягоды шиповника, веточка и иголочки сосны, резаный по 2-5мл «дождик». Из за того, что они все разной плотности они будут располагаться в куске льда на разных условиях: тяжёлые лягут ниже, лёгкие вмёрзнут на самом верху емкости.
- «Искалочка»
Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки.
До начала игры замораживаем мелкие игрушки. Далее предлагаем детям отыскать спрятанные предметы. Для этого положите получившуюся льдину в небольшой тазик и дайте ребёнку лейку с тёплой водой – пусть он поливает кусок льда. Фигурки будут постепенно оттаивать и выпадать из ледяной глыбы.
- «Водолаз»
Материал: игрушечная фигурка тяжелее воды, пластиковый стаканчик, большая прозрачная ёмкость, в которую будет погружаться фигурка.
Для того, чтобы сделать водолаза, нам понадобится игрушечная фигурка, которая тяжелее воды (Лего человечик). Его надо переложить в пластиковый стаканчик, залить водой и поставить в холод застывать.
После того как вода в стаканчике замёрзнет, нашего водолаза, вмороженого в кусок льда, можно достать и пустить плавать в ёмкость с водой.
По мере того, как лёд будет таять, водолаз сам собой будет опускаться на дно. Наблюдать за этим процессом очень интересно.
- «Ледяной медальон»
Материал: небольшая пластиковая емкость прямоугольной формы, различные крупы, семена, пуговицы и т.д., прочные нитки.
В небольшой пластиковой емкости нужно выложить узоры из крупы, семян, пуговиц и т. д . Залить их водой и поставить емкость застывать на мороз. Не забудьте предварительно опустить в емкость с водой один край цепочки или нитки для того, что бы медальон можно было надевать на шею.
Эксперимент - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Водичка, водичка» для детей 2-3 лет.
Проект разработан с целью создать условия для экспериментальной деятельности детей 2-3 лет, формирования и развития умений, в сфере познавательно-исследовательской деятельности в условиях детского сад...
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»
Ход занятия:I Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.Она и в озере, и в лужице, она снежинкою над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она в рече...
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»
Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать речь, мышление...
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»
Ход занятия.Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать ре...
Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»
Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий; по с...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...