Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Как обнаружить воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_obnaruzhit_vozduh.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Как обнаружить воздух»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать, что воздух действительно естьвезде. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).
Опыт №1«Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».он невидимка.
Дети обратите внимание, что пакеты по размеру получились у всех разные…
Как вы думаете почему?
Опыт №2«Движение воздуха»
Воспитатель:
Мы можем почувствовать движение воздуха?
Как?
Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Давайте возьмем в руки листок бумаги и сделаем веер. Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
Итак, делаем вывод, что воздух – движется.
Опыт №2 «Что в стакане?»
В.: Профессор Всезнайкин предлагает вам провести следующий опыт.
Возьмите в руки салфетку. Потрогайте ее, она сухая? А теперь возьмите в руки стаканчики и с помощью пластилина прикрепите салфетку ко дну стаканчика.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри салфетка осталась…….?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Дети: СУХАЯ!!!!
Ребята, почему вода не попала в стакан и не намочила салфетку? Какой можно сделать вывод?
Вывод:Правильно, в стакане находился воздух, он не пустил туда воду. Потому можно сделать вывод: Воздух легче воды. Вот поэтому салфетка и осталось сухой. А почему мы не видели воздух?.....
Дети, вы уже знаете, что воздух…….-невидимка.
Предлагаю всем немного отдохнуть.
Физминутка
Руки к небу поднимаем,
И вдыхаем, и вдыхаем.
Вот мы руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем.
Опыт №3 «Бумажная крышка»
В.: Что случится, если перевернуть стакан с водой вверх дном?
Ответы детей.
В.: правильно. Она сразу же выльется! Подобрать для стакана подходящую крышку очень трудно, но для этой цели можно воспользоваться бумажной.
Нам потребуется: стеклянный стакан, лист бумаги, глубокая миска, вода.
Наливаем воду в стакан. Накрываем стакан листом бумаги. Сверху прижимаем его ладонью. Придерживая бумагу ладонью, резко переворачиваем стакан вверх дном. Делать это нужно над глубокой миской. Плавно убираем руку от бумаги. Вода не выльется из стакана.
Вывод: Когда ты перевернул стакан, то между его дном и водой образовалось безвоздушное пространство. Воздух снаружи давил на бумагу с большей силой, чем воздух внутри стакана. Поздравляю вас со вторым открытием.
Опыт №3 "Воздушный шар"
В.: Что нужно для того, чтобы надуть воздушный шарик?
Ответы детей.
Не простой воздух, а теплый…
И я вам это докажу.
Шарик, надетый на бутылку, надувается при погружении в горячую воду. Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.
Вывод: Теплый поднимается вверх. Поздравляю вас с открытием.
Предложить некоторым детям самим провести эксперимент.
В: Ребята, вы знаете, что воздух есть во всех предметах?
Ответы детей.
Опыт №4 "Воздух есть везде"
Нам потребуется: миска с водой, кусочек земли, пуговицы, губка.
В: Есть ли воздух в этих предметах? (Ответы детей)
В: Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет.
(Предметы тонут в воде, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
Вывод: Пузырьки - это воздух. Он был в предметах и вышел из них, когда предметы попали в воду. Пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух легче воды. Поздравляю вас с открытием!
Предложить некоторым детям самим провести эксперимент.
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.
Опыт № 2.
Давайте попробуем не дышать, кто сколько может.
Делаем глубокий вдох,
Зажимаем пальцем нос…и не дышим…
Выдыхаем ребята, невозможно больше терпеть.
Как вы чувствовали себя без воздуха?
Дети: плохо.
Значит для чего, прежде всего нам нужен воздух?
Дети: для дыхания.
Воспитатель читает стихотворение про воздух:
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
В.: Что вы узнали сегодня о воздухе?
Ответы детей: Воздух – часть природы, он везде вокруг нас, мы им дышим. Воздух невидим и прозрачен. Воздух при нагревании расширяется и поднимается вверх. Воздух может двигаться. Воздух необходим всем нам, без него нет жизни на Земле.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Везде найдем его с тобой!
Итог
В.: Какой из опытов вам больше всего понравился?
Ответы детей.
В.: О каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Ответы детей.
В.: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня о воздухе в лаборатории, вы обязательно расскажете своим друзьям и родителям.
Профессор Всезнайкин прощается с вами и дарит вам сюрпризы (воздушный шарик, внутри которого находится конфета.Чтобы ее достать, нужно выпустить из шарика воздух)
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка»...
Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности по теме: "Воздух и его свойства".
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам материал по опытно - экспериментальной деятельности. НОД для средней группы по ознакомлению с воздухом и его свойствами по теме: "Воздух и его свойства"....
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
ЦОпыты с воздухом....
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).
В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка"
Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развити...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Как обнаружить воздух?»
Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.Задачи:Обучающие:- познакомить детей со следующими свойствами воздуха : воздух невидим, но окружа...