Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Серебрякова Светлана Харисовна

Данный проект направлен на создание условий для решения задач позновательно-исследовательского, социально личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки».

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать,

наблюдать. (В. Сухомлинский).

Тип проекта: познавательный.

Сроки реализации: среднесрочный (октябрь-декабрь)

Вид проекта: исследовательский.

Предмет исследования: культурные растения (лук и укроп).

Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатель группы, родители.

Актуальность проекта:

• Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

• Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

• Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения.

• Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Проблема

Осень - период адаптации детей к детскому саду. У большинства детей она протекает тяжело и как следствие дети часто болеют, падает посещаемость.

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо.

По результатам анкетирования выявила, что родители не осознают важности совместного с детьми наблюдения за природой.

Гипотеза

  • Создав в группе развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
  • Витаминная добавка к пище будет способствовать поддержанию защитных сил организма, повысят его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогут приспособиться к новым условиям в детском саду.
  • Единое пространство взаимодействия педагога и родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-образовательных задач.

Цель:

Формировать первоначальные представления о условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнатных условиях, вовлекая родителей в совместную исследовательскую деятельность.

В период адаптации повысить защитные силы организма детей в противостоянии вирусным заболеваниям.

Задачи:

  • Дать представление о том, что растения «живые», они питаются, растут.
  • Развивать любознательность, интерес к наблюдениям и уходу за растениями.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
  • Помочь детям преодолеть стрессовые состояния, снизить тревогу и агрессию благодаря благоприятной среде группы, положительно влияющей на эмоциональный настрой.
  • Применять лук и укроп, как витаминную добавку к пище детей.

Прогнозируемые результаты

  • У детей будет формироваться интерес и бережное отношение к растениям.
  • Они смогут различать некоторые виды растений, узнают об условиях, необходимых для их роста.
  • Приобщаться к труду по уходу за растениями.
  • Пополнится словарный запас детей.
  • Детям легче будет адаптироваться в новых условиях.
  • Выращенные нами, полезные для укрепления иммунитета лук и укроп, мы будем добавлять в пищу.
  • Создание в группе огорода на окне.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Презентация проекта «В огороде у Антошки».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).

4. Разработка комплексно - тематического плана работы.

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».

Основной этап

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений (подготовка почвы, посадка, полив, рыхление; оформление огорода на окне; наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией результатов).

3. Отражение результата через художественно - творческую деятельность.

Заключительный этап

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород.

3. Презентация проекта «Огород на окошке» для родителей.

4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду».

Взаимодействие с семьей.

  1. Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды.

(сентябрь)

2. Сбор необходимого материала для создания огорода (октябрь).

3. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта (октябрь).

4. Практическая совместная работа взрослых и детей (октябрь – декабрь).

5. Подведение итогов по проекту «В огороде у Антошки» (конец декабря)

6. Результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты:

Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне».

Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект «В огороде у Антошки» подтвердил, что и в дальнейшем необходимо продолжать формировать первоначальные знания, совершенствовать полученные навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Это будет способствовать проявлению интереса к исследовательской, познавательной деятельности.

Работу в «огороде на окне» и опыты с луком планирую продолжить до конца января. В феврале планирую посадку чеснока и семян цветов. Мы вырастим рассаду для посадки весной на нашем участке. Тем самым создадим своими руками новые объекты для весенне-летних наблюдений на прогулке. За «любимым детищем» ребята будут наблюдать охотнее. А чеснок мы будем применять в пищу, как витаминную добавку.

Практическая значимость

Данный проект направлен на создание условий для решение задач познавательно - исследовательского, социально – личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.

Материал представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Информационные ресурсы:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и

эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я

живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической

культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Жили у бабуси".

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Ребенок должен впитывать его через колыбельные, потешки, пестушки и т.д. Только в этом случае искусство оставит в душе ребенка глуб...

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Уроки Мойдодыра"

quot;Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху" В. А. Сухомлинский...

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок !"

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок"...

Краткосрочный художественно-познавательный проект для детей первой младшей группы «Страна Одуванчиков»

Краткосрочный художественно-познавательный проект для               детей первой младшей группы«Страна Одуванчиков»...