Познавательный проект для детей первой младшей группы "Жили у бабуси".
проект по окружающему миру на тему

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Ребенок должен впитывать его через колыбельные, потешки, пестушки и т.д. Только в этом случае искусство оставит в душе ребенка глубокий след.

Цель проекта: расширить представление о русской народной культуре, отечественных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhili_u_babusi.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

 Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо глубокое знание традиций и обычаев.

            Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Проблема: Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Цель: расширить представление детей о русской народной культуре, духовных отечественных традициях.

         Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни, любовь к родному краю.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Знакомить с русскими народными игрушками, формировать умение в них играть.

4. Продолжать знакомить с народным фольклором.

5. Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через организацию мини-музея.

Образовательная область

Содержание

1.

Физическое развитие

Проведение народных, пальчиковых игр и физкультминуток на основе народных потешек на прогулке, занятиях.

2.

Социально – коммуникативное развитие

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из глины, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам.

3.

Художественно – эстетическое развитие

Развивать методы и приемы лепки из глины.  Воспитывать интерес к народному творчеству.

Приобщить детей к музыкальному искусству, игре на ложках, гуслях.

Знакомство с народным прикладным искусством; посещение мини-музея.

4.

Речевое развитие

Развивать интерес к русскому фольклору, слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

5.

Познавательное развитие

 Расширять представления о народных традициях, о процессе изготовления народных игрушек. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Методы: 

  • игровые: дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры; обучающие ситуации, игры – путешествия, игры – драматизации;
  •  словесные: чтение литературных произведений воспитателем; беседы с элементами диалога; загадывания загадок; разбор житейских ситуаций; моделирование сказок;
  • практические: лепка, рисование, аппликация; организация постановок сказок, литературных произведений; провести экскурсию в мини-музей;
  • наглядные: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание наглядной модели русской избы.

Участники проекта: педагог группы Воробьева Ю. В., воспитанники первой младшей группы, родители.

Тип проекта: познавательный, фронтальный, долгосрочный.

Ожидаемые результаты: дети смогут

1.        использовать в активной речи потешки, заклички, загадки;

2.        уметь играть в русские народные подвижные игры;

3.        знать сказки и сказочных героев, уметь узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

4.        бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества;

5.        иметь первые представления о культуре своего народа, обычаях;

6.        обогатить словарный запас;

7.        сформировать представления о доброте, красоте, трудолюбии.

     

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  1. Бабушка живет в деревне.
  2. Это домик бабушки.

  1. Как называется дом.
  2. Как называется мебель.
  3. Из чего сделана мебель и игрушки.
  4. Как играть в игрушки.
  1. Спросить у родителей, воспитателя.
  2. Прочитать в книгах.
  3. Рассмотреть фото, иллюстрации, сюжетные картинки, модель русской избы.

Продолжительность: данный проект осуществляется март месяц.

Перспективно – тематический план работы над проектом

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

Ι. Подготовительный

Изучение литературы по данной теме.

Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами.

Изготовить дид. игры по данной теме.

Подготовить материалы для работы с родителями.

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Подготовить материал для художественного творчества.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

уголок природы:

модель русской избы;

книжный центр:

сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»;

музыкальный уголок:

 деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики;

центр сюжетно-ролевых игр:

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

1 неделя марта

ΙΙ. Основной

НОД Познание

НОД Коммуникация

Игры дидактические

Игры подвижные

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Театрализованная деятельность

Конструктивная

Коллективная работа

Музыкальная

«Милости просим, гости дорогие» (Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой.)

«Уложим Машу спать», разучивание потешки «Кисонька Мурысонька».

«Что как называется?», «Одень куклу в русский костюм».

«Угадай, чей голосок», «Гуси – лебеди».

«Спала кошка на крыше»

Л. Толстой. Потешки «Уж я Танюшке пирог испеку», «Кот на печку пошел», «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Картины русских художников, детских книг.

Рисование «Лоскутное одеяло»

Лепка «Дедушку и бабушку угостим оладушками»

«Пять братьев – пальчиков», «Сорока-белобока».

Настольный театр «Репка»

«Построим печку бабушке»

Аппликация «Изба»

Музыкально-ритмическое движение «Маленький хоровод» в обработке М. Раухвергера; слушание русской народной песни в обработке Р. Рустамова «Пойду ль я, выйду ль я…».

2 неделя марта «Русская изба».

НОД Познание

НОД Коммуникация

Игры дидактические

Игры подвижные

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Конструктивная

Театрализованная деятельность

Музыкальная

Посещение  мини-музея игрушки

 

«Матрешка»

«Угадай по звуку»,  «Чудесный мешочек», «Составь узор».

 

«Идет коза»», «Салки», «Огуречик».

Л. Н. Толстой «Был у Пети и Миши конь», потешки «Водичка, водичка», «Вот они сапожки», «Наши уточки с утра», «Баю-баю, баиньки,

купим сыну валенки»,  «Из-за леса из-за гор».

Иллюстрации сборника иллюстраций с русскими игрушками.

Рисование «Нарядное платье для барыни»

«Этот пальчик», «Замок».

«Складывание матрёшки из трёх элементов»

Драматизация сказки «Колобок».

Слушание произведений: плясовая мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», «Кадриль» , хороводная игра «Шла коза по лесу…».

3 неделя марта «Народная игрушка»

НОД Познание

НОД Коммуникация

Игры дидактические

Игры подвижные

Чтение рассказов и стихов

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Конструктивная

Театрализованная деятельность

Музыкальная

«Народные сказки»

«Рассматривание иллюстраций Васнецова к народным потешкам»

 «Вершки да корешки», «Похвали Петушка», «Парные картинки».

«Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

Р. н. с. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя».

Иллюстрации Васнецова к народным потешкам.

Рисование «Забор для теремка»

Лепка «Колобок»

Драматизация сказки «Репка»

«Домик для матрёшки»

Драматизация сказки «Репка».

Музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю».

4 неделя марта «Народная сказка»

ΙΙΙ.  Презентация проекта

Составить фотоальбом группы по теме.

Открытие мини- музея игрушки.

Создание мультимедийной презентации «В гостях у бабушки».

Создание книжек-малышек «Потешки».

Апрель

Взаимодействие с родителями:

  1. Познакомить с родителей с примерным планом работы по проекту «Жили у бабуси».
  2. Консультации для родителей: «Сказки читаем — речь развиваем!», «Знакомьте малышей с народным фольклором».
  3. Готовить информационные стенды, папку-передвижку «Русские народные игры для малышей».
  4. Помощь родителей в создании мини-музея «»
  5. Участие родителей в создании книжек-малышек по народным потешкам.

Вывод: в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Индивидуально-дифференцированный подход способствовал созданию благоприятной эмоциональной обстановки, ребятам было интересно, они увидели результаты своих действий.  

Значительно укрепились связи с семьей.

Используемая литература: 

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  5. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  6. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
  7. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  8. Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
  9. А. А. Грибовская. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. - Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 – 2006 г.
  10. Н. Б. Кутьина. Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой. – Санкт-Петербург, Детство-пресс. 2004 г.
  11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.Цель: формирование ...

Познавательный экологический проект для детей первой младшей группы

Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений - важная педагогическая задача. Формировать и расширять представления детей о диких животных - основная цель нашего проекта....

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Уроки Мойдодыра"

quot;Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху" В. А. Сухомлинский...

Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки»

Данный проект направлен на создание условий для решения задач позновательно-исследовательского, социально личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста....

Краткосрочный художественно-познавательный проект для детей первой младшей группы «Страна Одуванчиков»

Краткосрочный художественно-познавательный проект для               детей первой младшей группы«Страна Одуванчиков»...