Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
Задачи:
Образовательные:
- дать детям знания о свойствах бумаги и ткани;
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление;
- совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные:
- создать у детей интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Оборудование, необходимое к занятию: Незнайка, бумажная шляпа, лоскуты ткани, бумага разных видов, лупы, тазики с водой, ножницы, схемы опытов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Он чем-то очень расстроен. Посмотрите, кто это? (Незнайка). Здравствуй, Незнайка. Расскажи, что случилось?
Незнайка: Здравствуйте, ребята. У меня ветром унесло мою любимую шляпу, и я решил сделать новую. Сделал, а коротышки надо мной смеются. И я не могу понять – почему (сидит в бумажной шляпе).
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Посмотрите на шляпу. Что с ней не так? (дети рассматривают, думают, трогают)
Воспитатель: Ребята, почему коротышки смеются над Незнайкой? Из чего он сделал шляпу?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Верно. Незнайка, коротышки смеются, потому что ты сделал бумажную шляпу.
Незнайка: Она красивая, мне нравится. Ну и что что бумажная? А из чего еще нужно делать шляпы?
Воспитатель: Ребята, скажите Незнайке, из чего делают шляпы? Правильно, из ткани.
Незнайка: А почему из ткани?
Воспитатель: Незнайка, мы сейчас тебе все покажем и расскажем. Предлагаем побывать тебе в нашей лаборатории. Ребята, надевайте халаты и проходите на свои места.
Опыт №1. Тактильные ощущения (мягкая/твердая).
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань. Возьмите ее в руку, потрите пальчиками. Запомните, какая она на ощупь. Теперь возьмите бумагу, потрите пальчиками. Какая ткань? (мягкая, ворсистая, гладкая) Какая бумага? (твердая, не очень гладкая, без ворсинок).
Опыт №2. Мнется – не мнется (можно погладить).
Воспитатель: А теперь попробуйте смять ткань и бумагу. Что мнется легче: бумага или ткань? А теперь попробуйте расправить ткань и бумагу. Что вы заметили? Одинаково разгладились ткань и бумага? (Бумага осталась мятая, до конца не разладить, ткань немного смялась.) Как можно разгладить ткань? (Утюгом). А бумагу мы так же можем разгладить? (Нет, нельзя).
Опыт №3. Рвется – не рвется (можно зашить).
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь определим, что же прочнее – ткань или бумага? Попробуйте разорвать бумагу. Что произошло? (Бумага порвалась). Теперь возьмите ткань, попробуйте разорвать. Получилось? (Нет, не рвется). Давайте разберемся, почему же ткань такая прочная. Возьмите в руки увеличительное стекло и рассмотрите через него ткань. Из чего она состоит? (Из нитей). Правильно, из нитей, которые переплетены очень плотно, близко друг к другу. Поэтому ткань очень сложно порвать. Что нам понадобится, чтобы ее разрезать? (Ножницы). Верно. А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно сделать? (Взять иглу с ниткой и зашить).
Опыт №4: Размокает – намокает.
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. Подойдите к столу, где стоят тазики. Возьмите в руки бумагу и опустите в воду. А теперь достаньте и попробуйте ее выжать? Что с ней произошло? (Бумага размокла и порвалась). Теперь проделайте то же самое с тканью. (Ткань намокла, но не порвалась).
Воспитатель: Молодцы, ребята. С работой в лаборатории мы справились, а теперь давайте поиграем.
Физкультминутка:
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, проходите на стульчики. У меня для вас есть еще одна игра – «Чудесный ящик». Сейчас каждый по очереди подойдет к ящику и скажет, что в нем лежит. Но подглядывать нельзя, только с помощью ваших пальчиков.
Незнайка: Ой, как интересно! А можно я тоже попробую?
Воспитатель: Конечно, Незнайка. (Незнайка ошибается). Ну что же ты, Незнайка? Ребята, давайте еще раз все объясним Незнайке, чем отличаются бумага и ткань и почему шляпу нужно шить именно из ткани, а не из бумаги.
Дети с помощью схем объясняют Незнайке.
1) Бумага твердая на ощупь, а ткань мягкая.
2) Бумага мнется, ее нельзя гладить, а ткань не мнется, ее можно гладить.
3) Бумага рвется, а ткань – нет, она прочная, ее можно зашить.
4) Бумага в воде размокает, рвется, она не прочная. Ткань в воде намокает, но не рвется, ее можно просушить.
Вывод: шляпу нужно шить из ткани, потому что она прочная, ее можно стирать и гладить.
Незнайка: Спасибо, ребята! Я теперь понял, почему коротышки надо мной смеялись. Одежду и головные уборы нужно шить из ткани!
Воспитатель: Ребята, вы настоящие исследователи. Помогли Незнайке разобраться в свойствах бумаги и ткани. Можете помочь снять друг другу халаты. Что вам понравилось? А чье объяснение свойств бумаги и ткани для Незнайки вам понравилось больше и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Конспект нод по экспериментированию в старшей группе «Свойства бумаги»
Свойства бумаги...
Конспект занятия по конструированию в старшей группе из бумаги "Посуда"
Познакомить детей с различными способами складывания бумаги. Вызвать интерес к технике "Оригами", учить работать с бумагой. Развивать мелкую моторику рук, внимание....
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Волшебная бумага»
Елена Осипова Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе детского сада "Волшебная бумага". МБДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида. М...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Свойства бумаги и ткани"
Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью)....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительная бумага»
Данное занятие направлено на развитие познавательной сферы детей через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Через игровой сюжет дети продолжают знакомиться с основными свойствами бумаги ...
Конспект занятия по ОО «Познание» старшая группа Тема: Бумага, ее свойства и виды.
эксперементирование с водой...