Проект "Загадки гусеницы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Александра Валерьевна

Каждое время года позволяет детям делать интересные  открытия. Проект для детей старшего возраста  "Загадки гусеницы" позволит детям увидеть необычные явления в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gusenitsa.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «Загадки гусеницы»

для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность:  гуляя на участке детского сада, дети увидели сразу нескольких гусениц разного размера и окраса. Сразу возникло множество вопросов: «Нужны ли гусеницы?», «Из всех ли гусениц появляются бабочки?», «Если гусеница зелёная, то и бабочка будет зелёной?». В ходе  обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом имеются, но их недостаточно. Таким образом, участие детей в проекте позволит им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, её строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе.   Узнать о пользе и вреде бабочек, лучше узнать природу родного края.

Цель: развитие у детей инициативы и самостоятельности через организацию исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  2. Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.
  3. Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.
  4. Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.
  5. Расширять знания ребят о многообразии мира бабочек.
  6. Формировать умение фиксировать наблюдения с помощью схемы и рисунка.
  7. Обогащать словарь ребенка (названия бабочек, их внешний вид, назначение).
  8. Развивать самостоятельность и активность в разных видах деятельности.
  9. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать других детей.
  10. Воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю.

Ожидаемые результаты: вызвать у детей интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, обогатить представление о бабочках, как живом объекте, включить родителей в образовательный процесс и стать заинтересованными участниками.

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники: групповой, дети старшей группы, их родители, воспитатели.

1 этап. Подготовительный.

Цель: формирование мотивации и обогащение зрительного опыта.

  1. Тематическая прогулка «Гусеницы и бабочки  в нашем саду».
  2. Экскурсия в парк «Белые пески» (с родителями).
  3. Беседа из личного опыта: «Гусеницы и бабочки»
  4. Формулировка исследовательских вопросов.
  5. Модель трёх вопросов.

Что я знаю о гусенице?

Что я хочу узнать о гусенице?

Как я узнаю?

Гусеницы бывают разные  (цветом, размером)

Они едят листья и траву

Гусениц люди едят

Бабочки красивые

 

                               

Какую пользу приносит?

                                 

Спрошу у папы, воспитателя, в книжке прочитаю  

Из всех гусениц появляются бабочки?  

Я спрошу у мамы, моя мама всё знает

Как долго она живёт?  

 

Наверно в книге или библиотеке  

Почему они разного цвета?              

Я спрошу у кого-нибудь

Сороконожка и гусеница это одно и то же?  

                                   

Мы с папой их рассмотрим

 А ноги у гусеницы есть? 

Мы с мамой пойдём гулять и я у мамы спрошу

У гусениц бывают дети?

Я узнаю в интернете

Откуда у бабочки берётся рисунок на крыльях?

В энциклопедии прочитаю

Если гусеница зелёная, то и бабочка будет зелёной?

В энциклопедии прочитаю

Вывод: дети имеют поверхностные представления о гусеницах и бабочках, но они проявляют интерес к тому, чтобы узнать больше. 

  1. Формулировка тем исследований и объединение детей в рабочие группы.
  2. Обсуждение и планирование взаимодействия с родителями.

2 этап. Исследовательский.

Цель: совместное планирование, подготовка материалов и реализация  деятельности по изучению гусениц и бабочки.

Примерный комплексно-тематический план   непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательные области

Интеграция с другими областями

Совместная деятельность

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая/по подгруппам

Индивидуальная

Познавательное

развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуник-ное

Художественно-эстет.  развитие

 

  Рассматривание гусеницы:

  • Какая  на ощупь: тёплая, холодная, гладкая, шершавая и тд.
  • Какова: толще или тоньше, короче или длиннее?
  • Какого цвета? Как вы думаете почему?

  Рассматривание бабочки:

  • Чем похожи, чем отличаются бабочки?

 

Разрезные картинки

Д.и. «Что сначала, что потом»

 

Рассматривание  гусениц, бабочек во время прогулок.

 

Лупы,  иллюстрации бабочек, гусениц.

Моделирующая деятельность: «Строение гусеницы», «Строение бабочки»

Проблемные ситуации:

«Что было бы, если бы  гусеницы не превращались в бабочек?»

«Что было бы, если бы исчезли все цветы?»

Составь рассказ с опорой на модель «Что есть у гусеницы (бабочки)»

Рассматривание моделей составленных разными детьми

 Образцы  разных моделей

 Беседа: «Как ты узнал, что гусеница (бабочка) живая» (с использованием модели «Признаки живого»)

Беседа: «Опыт или наблюдение?»

Этюды: «Голодная гусеница увидела сочный листочек», «Бабочка встретила свою подружку» 

Слушание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Беседа: «Как ты узнал, что  живая?»

Поиски признаков живого у гусеницы (бабочки) во время прогулки

Модель «Признаки живого»

Рассказ воспитателя с показом мультимедийной презентация о маскировочных особенностях бабочек: «Такие удивительные бабочки»

  

   Просмотр презентации

 Наблюдение и рассматривание гусениц (бабочек)

 Схемы, рисунки, лупы

 

Речевое развитие

 Познавательное

развитие

Стихи и  загадки о гусенице (бабочке)

Придумывание загадок с использованием ТРИЗ

Речевое творчество. Подбор слов, рифмующихся со словам бабочка; подбор глаголов и прилагательных.

Разучивание чистоговорок: «Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят»

 

  Составление мнемотаблиц по стихам.

Д.и. «Назови ласково»  

 Повторение стиха с использованием мнемотаблицы

 Мнемотаблицы

Обсуждение пословиц, поговорок:

«Бабочки забывают, что и они когда-то были гусеницами»

«Бабочка покажется только тогда, когда она полностью готова»

«Где цветы, там и бабочки»

 Д.и. «Один-все-много» (гусеница, бабочка)

Зарисовка пословиц

Иллюстрации с изображением гусениц, бабочек

Чтение рассказа «Бабочки» Шорыгиной Т.А. «Насекомые. Какие они?»  

 Беседа с составлением схемы: «Враги бабочек и гусениц»

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, модель «С кем  дружат гусеницы и бабочки»

Иллюстрации с изображением насекомых, модели  «Враги бабочек и гусениц», «С кем  дружат гусеницы и бабочки»

 

Художественно-эстет.  развитие

Социально-коммуник-ное

 

 

Чтение  с обсуждением «Стрекоза и муравей» И. Крылов, «Три бабочки» немецкая сказка, «Сказка про бабочку» Л. Корчагина, «Бабочка» Сутеев В.,   «Синий махаон» Г.Снегирев

 Рисование и конструирование: «Бабочка похожая на цветок» (материал по выбору детей), «Весёлая гусеница»

 

Рисование и конструирование

 

 

 

Труд в природе: посадки и полив цветов на клумбе

 

Природные материалы, рисование на песке

 

Социально-коммуник-ное

 

 Беседы:

«Как ребята ловили бабочку»

«Раненая» бабочка»

«Что нужно делать, что бы у бабочек всегда была еда?»

Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Правила поведения в природе»

 Рассматривание иллюстраций «Правила поведения в природе»

 Плакат, иллюстрации «Правила поведения в природе»

 

Физическое развитие

Познавательное

развитие

 

  П.и. «Бабочки», «Море волнуется раз, море волнуется два..»

 Физминутка «Утром бабочка проснулась»

Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает»

 Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает»

  П.и. «Бабочки», «Море волнуется раз, море волнуется два..»

Атрибуты для подвижных игр      

Взаимодействие с родителями.

  1. Семейная экскурсия с наблюдением за гусеницами и бабочками.
  2. Просмотр видео о жизни бабочек, мультфильма «Стрекоза и муравей»
  3. Знакомство с проектом.
  4. Индивидуальное консультирование родителей по реализации проекта.
  5. Участие в презентации проекта.

3 этап. Сообщения о результатах исследования.

  1.Защита проектов по теме: «Самая красивая бабочка»

2. Представление «Паспорт гусеницы» и «Паспорт бабочки»:

  • коллекция фотографий (рисунков) бабочек;
  • модели:  «Что есть у гусеницы (бабочки)», «Враги бабочек и гусениц», «С кем  дружат гусеницы и бабочки»
  • зарисовки  наблюдений;
  • придуманные детьми загадки с использованием технологии ТРИЗ;
  • рисунки и поделки  детей «Бабочка-красавица, детям очень нравится»;
  • другие материалы, которые предложили дети.

3. Беседа:

  • Что интересного вы узнали о гусеницах и бабочка?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что вас удивило больше всего?

 

 

         

           

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2016.
  2. Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты» — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2008.
  4.  Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты» — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М., 2006.
  6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие аппликация и окружающий мир " Превращение гусеницы".

Занятие было создано к проекту " Дружба". В течении хода занятия дети проживают всю историю превращения гусенички в бабочку.Они сочувствуют ей и хотят помочь....

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Задачи развития: Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными ...

Конспект занятия по лепке "Гусеница"

Конспект для детей первой младшей группы....

Дидактическая игра "Разноцветная гусеница".

Авторская разработка дидактической игры "Разноцветная гусеница" для детей 3-7 лет. Может быть использована в работе логопедов, воспитателей, психологов в ДОУ....

Рисование масляными восковыми карандашами "Жуки, стрекозы, гусеницы".

1.Описание насекомых.2.Загадки и стихи о насекомых, как их надо рисовать....

Лепка: червячок и гусеница (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

В презентации представлен поэтапный план выполнения "червячок и гусеница". Работа создана по материалам И.А. Лыковой ("Цветные ладошки"), расчитана на детей 5-8 лет. Презентация может быть использован...