Проект "Загадки гусеницы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Каждое время года позволяет детям делать интересные открытия. Проект для детей старшего возраста "Загадки гусеницы" позволит детям увидеть необычные явления в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gusenitsa.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРОЕКТА: «Загадки гусеницы»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: гуляя на участке детского сада, дети увидели сразу нескольких гусениц разного размера и окраса. Сразу возникло множество вопросов: «Нужны ли гусеницы?», «Из всех ли гусениц появляются бабочки?», «Если гусеница зелёная, то и бабочка будет зелёной?». В ходе обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом имеются, но их недостаточно. Таким образом, участие детей в проекте позволит им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, её строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Узнать о пользе и вреде бабочек, лучше узнать природу родного края.
Цель: развитие у детей инициативы и самостоятельности через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
- Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
- Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.
- Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.
- Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.
- Расширять знания ребят о многообразии мира бабочек.
- Формировать умение фиксировать наблюдения с помощью схемы и рисунка.
- Обогащать словарь ребенка (названия бабочек, их внешний вид, назначение).
- Развивать самостоятельность и активность в разных видах деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки, умение слушать других детей.
- Воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю.
Ожидаемые результаты: вызвать у детей интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, обогатить представление о бабочках, как живом объекте, включить родителей в образовательный процесс и стать заинтересованными участниками.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники: групповой, дети старшей группы, их родители, воспитатели.
1 этап. Подготовительный.
Цель: формирование мотивации и обогащение зрительного опыта.
- Тематическая прогулка «Гусеницы и бабочки в нашем саду».
- Экскурсия в парк «Белые пески» (с родителями).
- Беседа из личного опыта: «Гусеницы и бабочки»
- Формулировка исследовательских вопросов.
- Модель трёх вопросов.
Что я знаю о гусенице? | Что я хочу узнать о гусенице? | Как я узнаю? |
Гусеницы бывают разные (цветом, размером) Они едят листья и траву Гусениц люди едят Бабочки красивые
| Какую пользу приносит?
| Спрошу у папы, воспитателя, в книжке прочитаю |
Из всех гусениц появляются бабочки? | Я спрошу у мамы, моя мама всё знает | |
Как долго она живёт?
| Наверно в книге или библиотеке | |
Почему они разного цвета? | Я спрошу у кого-нибудь | |
Сороконожка и гусеница это одно и то же?
| Мы с папой их рассмотрим | |
А ноги у гусеницы есть? | Мы с мамой пойдём гулять и я у мамы спрошу | |
У гусениц бывают дети? | Я узнаю в интернете | |
Откуда у бабочки берётся рисунок на крыльях? | В энциклопедии прочитаю | |
Если гусеница зелёная, то и бабочка будет зелёной? | В энциклопедии прочитаю |
Вывод: дети имеют поверхностные представления о гусеницах и бабочках, но они проявляют интерес к тому, чтобы узнать больше.
- Формулировка тем исследований и объединение детей в рабочие группы.
- Обсуждение и планирование взаимодействия с родителями.
2 этап. Исследовательский.
Цель: совместное планирование, подготовка материалов и реализация деятельности по изучению гусениц и бабочки.
Примерный комплексно-тематический план непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательные области Интеграция с другими областями | Совместная деятельность | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | ||
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Групповая/по подгруппам | Индивидуальная | |||
Познавательное развитие
Речевое развитие Социально-коммуник-ное Художественно-эстет. развитие |
Рассматривание гусеницы:
Рассматривание бабочки:
|
Разрезные картинки Д.и. «Что сначала, что потом» |
Рассматривание гусениц, бабочек во время прогулок. |
Лупы, иллюстрации бабочек, гусениц. |
Моделирующая деятельность: «Строение гусеницы», «Строение бабочки» Проблемные ситуации: «Что было бы, если бы гусеницы не превращались в бабочек?» «Что было бы, если бы исчезли все цветы?» | Составь рассказ с опорой на модель «Что есть у гусеницы (бабочки)» | Рассматривание моделей составленных разными детьми | Образцы разных моделей | |
Беседа: «Как ты узнал, что гусеница (бабочка) живая» (с использованием модели «Признаки живого») Беседа: «Опыт или наблюдение?» Этюды: «Голодная гусеница увидела сочный листочек», «Бабочка встретила свою подружку» Слушание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка». | Беседа: «Как ты узнал, что живая?» | Поиски признаков живого у гусеницы (бабочки) во время прогулки | Модель «Признаки живого» | |
Рассказ воспитателя с показом мультимедийной презентация о маскировочных особенностях бабочек: «Такие удивительные бабочки»
| Просмотр презентации | Наблюдение и рассматривание гусениц (бабочек) | Схемы, рисунки, лупы | |
Речевое развитие Познавательное развитие | Стихи и загадки о гусенице (бабочке) Придумывание загадок с использованием ТРИЗ Речевое творчество. Подбор слов, рифмующихся со словам бабочка; подбор глаголов и прилагательных. Разучивание чистоговорок: «Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят»
| Составление мнемотаблиц по стихам. Д.и. «Назови ласково» | Повторение стиха с использованием мнемотаблицы | Мнемотаблицы |
Обсуждение пословиц, поговорок: «Бабочки забывают, что и они когда-то были гусеницами» «Бабочка покажется только тогда, когда она полностью готова» «Где цветы, там и бабочки» | Д.и. «Один-все-много» (гусеница, бабочка) | Зарисовка пословиц | Иллюстрации с изображением гусениц, бабочек | |
Чтение рассказа «Бабочки» Шорыгиной Т.А. «Насекомые. Какие они?» | Беседа с составлением схемы: «Враги бабочек и гусениц» | Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, модель «С кем дружат гусеницы и бабочки» | Иллюстрации с изображением насекомых, модели «Враги бабочек и гусениц», «С кем дружат гусеницы и бабочки» | |
Художественно-эстет. развитие Социально-коммуник-ное
| Чтение с обсуждением «Стрекоза и муравей» И. Крылов, «Три бабочки» немецкая сказка, «Сказка про бабочку» Л. Корчагина, «Бабочка» Сутеев В., «Синий махаон» Г.Снегирев Рисование и конструирование: «Бабочка похожая на цветок» (материал по выбору детей), «Весёлая гусеница»
| Рисование и конструирование
|
Труд в природе: посадки и полив цветов на клумбе |
Природные материалы, рисование на песке |
Социально-коммуник-ное
| Беседы: «Как ребята ловили бабочку» «Раненая» бабочка» «Что нужно делать, что бы у бабочек всегда была еда?» | Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Правила поведения в природе» | Рассматривание иллюстраций «Правила поведения в природе» | Плакат, иллюстрации «Правила поведения в природе» |
Физическое развитие Познавательное развитие
| П.и. «Бабочки», «Море волнуется раз, море волнуется два..» Физминутка «Утром бабочка проснулась» Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает» | Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает» | П.и. «Бабочки», «Море волнуется раз, море волнуется два..» | Атрибуты для подвижных игр |
Взаимодействие с родителями.
- Семейная экскурсия с наблюдением за гусеницами и бабочками.
- Просмотр видео о жизни бабочек, мультфильма «Стрекоза и муравей»
- Знакомство с проектом.
- Индивидуальное консультирование родителей по реализации проекта.
- Участие в презентации проекта.
3 этап. Сообщения о результатах исследования.
1.Защита проектов по теме: «Самая красивая бабочка»
2. Представление «Паспорт гусеницы» и «Паспорт бабочки»:
- коллекция фотографий (рисунков) бабочек;
- модели: «Что есть у гусеницы (бабочки)», «Враги бабочек и гусениц», «С кем дружат гусеницы и бабочки»
- зарисовки наблюдений;
- придуманные детьми загадки с использованием технологии ТРИЗ;
- рисунки и поделки детей «Бабочка-красавица, детям очень нравится»;
- другие материалы, которые предложили дети.
3. Беседа:
- Что интересного вы узнали о гусеницах и бабочка?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вас удивило больше всего?
Список литературы
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2016.
- Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты» — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2008.
- Воронкевич О.А. «Детские экологические проекты» — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М., 2006.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие аппликация и окружающий мир " Превращение гусеницы".
Занятие было создано к проекту " Дружба". В течении хода занятия дети проживают всю историю превращения гусенички в бабочку.Они сочувствуют ей и хотят помочь....
Занятие "По зелёному листочку-гусеница ползёт"
младшая группа...
Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»
Задачи развития: Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными ...
Конспект занятия по лепке "Гусеница"
Конспект для детей первой младшей группы....
Дидактическая игра "Разноцветная гусеница".
Авторская разработка дидактической игры "Разноцветная гусеница" для детей 3-7 лет. Может быть использована в работе логопедов, воспитателей, психологов в ДОУ....
Рисование масляными восковыми карандашами "Жуки, стрекозы, гусеницы".
1.Описание насекомых.2.Загадки и стихи о насекомых, как их надо рисовать....
Лепка: червячок и гусеница (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")
В презентации представлен поэтапный план выполнения "червячок и гусеница". Работа создана по материалам И.А. Лыковой ("Цветные ладошки"), расчитана на детей 5-8 лет. Презентация может быть использован...