Проект "Мир профессий"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Долгосрочный проект
для детей и родителей старшей группы
«МИР ПРОФЕССИЙ»
Подготовила :
Алексеева М.А. воспитатель
Тип проекта: долгосрочный, творческий, информационный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Сроки реализации: февраль-май.
Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе. Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.
Актуальность проекта: Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Цель проекта: расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость, воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Задачи проекта:
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
- Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Предполагаемый результат:
- Понимание значения слово «профессия».
- Рассказы детей об этих профессиях.
- Умение высказывать свое отношение к той или иной профессии.
- Знание профессий своих родителей.
- Какими качествами должны обладать люди данных профессий.
- Какую носят одежду люди этих профессий?
- Какие орудия труда используют люди данных профессий?
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1.Постановка цели и задач проекта;
2.Отобрать иллюстрации, видеопрезентации о профессиях.
3.Найти литературу, рассказывающую о профессиях
4.Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
5.Подготовить экскурсии в детском саду и ближайших к д/саду объектов
I I. Основной этап:
Развитие речи: Тема «Путешествие в мир профессий».
Работа с родителями: Анкетирование «Дошкольник и профессия»
Самостоятельная деятельность Рассматривание альбома «Профессии»
Тема | Цель | Задачи | План работы |
Профессия «Воспитатель» | Расширить знания о профессии воспитатель | 1. Развивать умение соотносить орудия труда, выполнение трудового процесса с названием профессии. 2. Развивать воображение, логическое мышление. 3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. 4Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет. 5. Воспитывать положительное, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Дидактическая игра «Знаем все профессии» Трудовая деятельность «Поможем воспитателю» |
Профессия «Прачка» | Познакомить детей с профессией прачки, с некоторыми профессиональными действиями и предметами. | 1. Активизировать словарь детей (прачечная, прачка, стиральная машина, сушилка, постельное белье: простыня, пододеяльник, наволочка). 2. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду прачки. | Экскурсия по детскому саду «Прачка» Дидактическая игра «Найди пару» Интегрированное занятие «Утюг» |
Профессия «Швея» | Расширение знаний детей о профессии швея, портниха через все виды детской деятельности | 1.Формировать у детей элементарные представления о профессии швея 2. Развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику. 3.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Экскурсия в «Ателье» Наблюдение за работай швеи Аппликация «Я модельер» Сюжет «Украшаем наряд» Дидактическая игра «Угадай наряд» |
Профессия «Врач» (медсестра) | Формировать интерес к профессии врач посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада. Сохранять и укреплять здоровье детей. | Обогатить представления детей о профессии врача . Воспитывать чувство уважения к труду взрослых ; Обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе врача. Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. | Экскурсия по детскому саду «Медицинский кабинет» Аппликация «Чемоданчик доктора» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Оригами «Медсестра» |
Профессия «Дворник» (рабочий) | познакомить детей с названием профессии дворник; дать представления об основных функциях, которые выполняет дворник | 1.Формировать представления о труде дворника. 2.Развивать эмоциональную заинтересованность. Учить вместе со взрослым искать способы достижения цели. Закреплять умения детей пользоваться инвентарём для уборки участка сада: грабли, веник. 3. Воспитывать умение договариваться, распределять обязанности и роли в игре. | Беседа на прогулке «Чем занят дворник?» Рисование «Орудия труда» Дидактическая игра «Ассоциации» Трудовая деятельность на прогулке «Поможем дворнику» Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»), |
Профессия «Повар» | Дать представление детям о профессии повара. | 1.Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами- помощниками. 2. Закрепить знания о столовой посуде. 3.Воспитывать уважение к труду. | Экскурсия по детскому саду «Столовая» Работа с соленым тестом «Мы печем пшеничные, пирожки отличные » Сюжетно-ролевая игра «Кофе» Развитие речи Заучивание стих –ия «Повар» (с использованием мнемотаблицы) Дидактическая игра «Знаем все профессии» Объемная аппликация «Поварёнок» |
Профессия «Парикмахер» | Познакомить детей с профессией «парикмахер», воспитывать опрятность, желание ухаживать за своими волосами. | 1. Прививать интерес к профессии «парикмахер». 2. Воспитывать у детей желание следить за своим внешним видом. 3. Обратить внимание родителей на внешний вид, прическу детей. | С/р игра «Парикмахерская» Речевые игры «Назови профессию», «Что делает человек этой профессии?» Дидактическая игра «Сделай прическу» Объемная аппликация «Я парикмахер» Дидактическая игра с прищепками «Все профессии важны» |
Профессия ШОФЕР | Акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других. | 1.Расширить представление детей о профессии «шофер» 2. Дать понятие, что все что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера 3. Воспитывать уважение к труду шофера | Рассматривание книг, альбомов «Виды транспорта» Дидактическая игра «Шаферы» Рисование «Машина» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Конструирование«Машина» |
Профессия «Продавец» | продолжать знакомить детей с профессией продавца. | 1 обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях. | Экскурсия в магазин Дидактическая игра «Наш магазин» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
Профессия «Строитель» | формирование интерес к профессии строитель, | 1.воспитывать способность замечать дела окружающих людей; 2.расширять знания детей об отдельных видах профессий строителя; 3.развивать умения выражать свои впечатления к разнообразной деятельности. | Конструирование « Строители»Тема: «Башня», «Мост» Дидактическая игра «Найди пару» Чтение художественной литературы «Мастер ломастер» С.Я. Маршак Сюжетно-ролевая игра «Строители» Тема: «Больница» ,«Гараж». |
Профессия «Маляр» | Познакомить с профессией маляр , о содержании и результатах труда | 1. Обогащать представления детей о труде взрослых; 2. Прививать художественно-эстетический вкус | Беседа «Профессия маляр-штукатур» Рисование «Поможем ёжику покрасить заборчик» |
Профессия «Цветовод» | расширение представлений детей о профессии цветовода, о содержании и результатах труда. | 1. Развивать способность наблюдать, строить предложения, делать умозаключения. Формировать у детей представления о том, что цветы можно выращивать в ящичках для последующей посадки на клумбы. 2. Расширять: представления о природном мире (на примере мира цветов);Закреплять знания об условиях необходимых для роста и развития растений; 3. Воспитывать уважение к труду взрослых, воспитывать бережное отношение к природе. | Ознакомление с окружающим «Цветоводы» Посадка луковиц гладиолусов. Д.\игра «Что с начало, что потом?» Наблюдение за цветами «Фиалка» Трудовая деятельность: Уход за рассадой цветов» Пластилинография «Цветы в вазе» |
Профессия «Спасатели» (Полицейский, пожарный) | познакомить детей с особенностями профессии – спасатель МЧС. | 1. Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС, с содержанием их работ. 2.Формировать представления у детей о необходимости и важности труда спасателя . 3. Учить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности. 4.Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5.Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя. 6. Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь. | Сюжетно-ролевая игра«Спасатели» Оригами«Полицейская машина» Дидактическая игра «Поможем пожарному» Аппликация«Пожарный» Дидактическая игра «Чей транспорт?» Встреча с пожарными Лепка «Пожарная машина» |
Профессия «Водолаз» | Обогащать знания детей о необычных профессиях взрослых | Стимулировать познавательное и личностное развитие каждого ребенка Развивать творческую активность, детскую инициативу и самостоятельность.. Воспитывать уважение к людям труда | Физкультминутка «Смельчаки» Работа с раскрасками «Профессии» Отгадывание загадок «Профессии» Игровое занятие « Водолазы» Игра с прищепками « Водолаз» Работа с родителями: Организация фотовыставка «Профессии моих родителей» |
Профессия «Космонавт» | познакомить детей с профессией космонавта | 1. Обогатить и систематизировать знания о профессии космонавта, о полете человека в космос. Активизировать словарь следующими существительными: «космос», «космический корабль», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость» Вызвать интерес к профессии космонавта и желание быть похожим на космонавта – сильным, здоровым, выносливым. 2. Развивать любознательность, воображение, мышление, речь. 3. Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов. | Космическая зарядка Ознакомление с окружающим «Первый космонавт на планете Земля» Фотосессия «Будущий космонавт» Рисование «Белка и Стрелка» Просмотр мультфильма «Загадочная планета» ФЭМП «Полет в космос» Развитие речи Заучивание стих-ния «В темном небе звезды светят (с использованием мнемотаблицы) Знакомство схудожественной литературой Зденек Милер «Крот и ракета» Лепка«Летающая тарелка» Космические соревнования «Юные космонавты» Работа с раскрасками «Космическое приключение» Работа с родителями»: Организация выставки работ «Космический полет» |
Профессии «Воздушного транспорта» (пилот, штурман, стюардесса) | создать условия для знакомства детей с профессиями людей воздушного транспорта. | Систематизировать знания детей о признаках профессий работников воздушного транспорта (пилот, штурман, стюардесса) Познакомит детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации. Закрепить знания детей о видах самолётов: пассажирский, грузовой, военный, спортивный, сельскохозяйственный. Развитие воображения, внимания, наблюдательности. Логического мышления, связной речи. Воспитывать интерес к миру профессий | Ознакомление с окружающим миром «Профессии работников воздушного транспорта» Сюжетно ролевая игра «Самолет» Оригами «Самолет» Встреча с родителями «Моя профессия» |
Профессии «Почтальон» | Знакомство детей с профессией почтальона . | расширять и закреплять знания детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда развивать у детей интерес к профессии взрослых, желание больше узнат уважение к людям труда и воспитывать нравственные качества и понятия ответственность за порученное дело. | Встреча с почтальоном Ознакомление с окружающим «Профессия почтальон» Д/игры «Нужные предметы» «Найди пару» Домашнее задание «Марка для письма» ФЭМП «Письмо другу» Д/игра«Доставь письмо по адресу» Дидактическая игра «Кому письмо?» Просмотр мультфильма «Почтальон Печкин» («Простоквашино») Дидактическая игра «Найди отличия» Развитие речи Заучивание стих-ния «Почтовый ящик»(с использованием мнемотаблицы) Фотосессия «Наша смена» |
III Заключительный этап
- Фотовыставка “ Профессии в моей семье»
- Пополнение игровой зоны
- Пополнение настольных игр
- Пополнение дидактических игр по теме
Результаты проекта Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Список используемой литературы: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2011. – 336с. 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с. 3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80с. 4. Шарыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 80с. 5. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 206. – 96с. 6. Колдина Д.Н.. Рисование с детьми старшей группы. Конспекты занятий. –М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...