Конспект викторины " В гостях у птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Комплекс заданий про птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_ekologii._ptits.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для детей подготовительной группы по экологии на тему:
« В гостях у птиц»
Автор: Виноградова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ №278 " Солнышко", город Красноярск.
Описание материала: данная викторина рассчитана на детей 6-7 лет. Может быть использована воспитателями ДО, студентами педагогических вузов для работы по познавательному развитию старших дошкольников. Развивает познавательный интерес, познавательную активность, внимание, мышление, речь детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
Цели:
Расширение, обобщение и систематизирование знания детей о птицах. Закрепление знаний о зимующих и перелетных птицах нашего края.
Формирование бережного отношения к птицам, воспитание желания оказывать посильную помощь.
Планируемые результаты:
Ребенок принимает активное участие в организации и проведении викторины, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.
Программные задачи:
образовательные: Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, упругие. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов: пружинит, зимовать, вьют, откладывают, высиживают.
Оборудование:
демонстрационное: предметные картинки с изображениями птиц, лист бумаги, карандаш, ножницы, ребусы, два листа бумаги один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».
раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, фишки.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.И. Чарушина «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесной хор», Г. Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (перевод с немецкого К.Орешина), заучивание стихотворений о птицах, рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке.
Используемые методы и приёмы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка), игровой метод (загадывание загадок), наглядный (показ и рассматривание картинок), практический (опыты, изготовление птиц из бумаги)
Технологии: личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, игровые, здоровьесберегающие.
Ход занятия:
1.Вводно-организационный.
Звучит пение птиц.
2. Мотивация на деятельность.
В: Дети, птицы хотят с вами поиграть, они прислали вам задания о себе. Будете выполнять?
Д: Да
В: Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, заучивали стихи, и разгадывали загадки. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, прилетающих к нам на участок, а сейчас мы проверим, на сколько вы все запомнили.
Сегодня мы проведем викторину «Что? Где? Когда? », на которой подведем итог нашей большой работе. Согласны?
А вы знаете что такое викторина?
Д: Ответы детей. (викторина- это игра, это когда задают вопросы)
Воспитатель: Да, верно, викторина- это игра, состоящая в том, что участники отвечают на вопросы, по какой-нибудь общей теме. Тема сегодняшней викторины - «В гостях у птиц».
В: Для начала нужно отгадать загадки:
Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По двору шныряет,
Крошки собирает
(Воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Как вы догадались? (воспитатель показывает картинки с изображением птиц воробья и синицы).
Вешаем на доску.
Разделитесь на две команды, чтобы участников было поровну, придумайте своей команде название. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Итак, готовы? Мы начинаем:
Одна команда будет ВОРОБУШКИ, вторая команда « СИНИЧКИ»
.
1.Загадывание загадок.
В: Сейчас задание- загадки. Каждой из команд будет загадано по три загадки. Кто первый поднимет руку и правильно отгадает, тому фишка.
1 .Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (Дятел).
2. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
3. Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
4 Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
5. Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
6 Все ворует что блестит,
Глаз её, за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен.
На ветвях сидит высоко, А зовут её?…(Сорока)
В: Молодцы команды, отгадали все загадки.
Картинки отгаданных птиц вешаются на доске.
2 В: Дети, птицы любят играть в прятки. Хотите отгадать, кто из них спрятался?
Д: Да
Проводится игра «Угадай, кого не стало».
Цель: совершенствовать умение использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями. (Не стало воробья). Развивать внимание, память.
Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец).
Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.
3.Упражнение «Закончи предложение»
В: Я начну, а вы договорите. Закончите предложение, начатое мной. Каждой из команд я предлагаю договорить по два предложения.
1.«Птиц называют перелётными, потому что…»(они улетают в тёплые края)
2.«Осенью птицу улетают в тёплые края, потому что…»(трудно прокормиться зимой)
3.«Раньше всех улетают в тёплые края птицы, которые питаются…(насекомыми)
4.«Водоплавающие птицы улетают последними, потому что…(водоёмы замерзают поздней осенью)
Ответы детей.
4. Отгадайте ребусы.
Дети разгадывают, воспитатель показывает картинки с изображением птиц – вороны и сороки.
5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинкам о последовательности развития птиц. Развивать внимание, мышление.
Правила игры: ребёнок должен расположить на доске картинки: «гнездо», «гнездо с яйцами», «яйцо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.
-Дети, кто из вас правильно расположит картинки и расскажет, как развиваются птицы? (Рассказы детей).
Воспитатель. Из чего птицы строят (вьют) гнёзда? (Из веточек, листьев, пуха, глины и т.д.).
-В какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? (Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной).
-А у какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
Динамическая пауза.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. (Встряхивание кистей)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад. (Присесть, руки отвести за спину).
6 .Практическая деятельность.
Опыт «Птица летит, птица приземляется»
-Дети, что надо сделать птице, чтобы она полетела. (Ей надо расправить крылья, распушить хвост).
-Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? (Она сложит крылья и хвост).
-Давайте это проверим на опыте.
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик.
-Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист-медленно планируя?
Делается вывод: гладкий лист-лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
(Рассматривают 2 картинки: «Птица в полёте», «Птица на земле»)
7.Упражнение «Один – много»
Воспитатель: Собираются птицы в теплые края, сбиваются в стаи. Вспомним, как будут называться стаи птиц. Я назову одну перелётную птицу, в вы назовите когда птиц много, когда они сбиваются в стаю.
грач - стая …(грачей)
стриж - стая …(стрижей)
ласточка-стая… (ласточек)
лебедь- стая …(лебедей)
гусь- стая… (гусей)
утка- стая…(уток)
скворец-стая…(скворцов)
журавль- стая …(журавлей)
В: а сейчас мы с вами сами, своими руками сделаем из бумаги птиц. Воспитатель по схеме объясняет и показывает, как делать голубя (рис. 2).
- Загните углы квадрата к середине.
- Перегните пополам вперед.
- Сделайте надрез и отогните крылья вверх.
- Вогните «клюв» внутрь, и нарисуйте глаза.
(рис. 2).
- Посмотрите, какая красивая стайка голубей у нас получилась.
- Давайте для наших птичек с помощью рук сделаем гнездо.
Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.
Пальчиковые игры [1]:
«Гнездо» - соединить округлые ладони
(рис. 3).
«Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь
(рис. 4).
«Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими
(рис. 5).
«Скворечник» - кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь
(рис. 6).
«Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими
(рис. 7).
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательно выслушивали друг друга, отвечали, не перебивая товарищей. А теперь подсчитайте фишки, которые получила ваша команда.
Подсчёт фишек.
Определение команды- победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины "В гостях у сказки"
Конспект викторины "В гостях у сказки", на которой обобщаются знания детей сказок русских и зарубежных писателей и русского народного фольклора....
Конспект занятия "Наши гости - зимующие птицы"
Конспект предназначен для проведения фронтального занятия в старшей возрастной группе для детей с ТНР. Занятие носит закрепляющий, обобщающий характер. В игровой форме (беседа со сказочным ...
Викторина "В гостях у зимующих птиц"
Викторина о зимующих птицах для детей дошкольного возраста ...
Фотоотчёт о проведении игры-викторины "В гости к зимующим птицам"
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо…В рамках областной экологической акции «Помоги птицам зимой» 3 февраля 2017 года с воспитанниками учреждения в возр...
Презентация открытого занятия - викторины " В гостях у птиц"
Викторина " в гостях у птиц"...
Конспект Занятия «В гости к птицам»«В гости к птицам»
laquo;В гости к птицам»...
Игра-викторина "В гости к птицам"
Игра-викторина для старшего дошкольного возраста...