Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Весенний калейдоскоп".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Павленко Наталья Алексеевна

Каждый родившийся ребёнок - это маленький исследователь. Постоянная жажда новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире - вот основная черта поведения ребёнка в дошкольный период. 

Ознакомление дошкольника с природой - это средство образования в его сознании реальных знаний об окружающем мире, основанных прежде всего на чувственном опыте. Любовь к природе, воспитание бережного отношения к ней, возможна только тогда, когда ребёнок будет владеть элементарными знаниями о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №199 «Радужный»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ВЕСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Выполнила: Павленко Н.А.

воспитатель

г. Краснодар

2021г.

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

В.А. Сухомлинский

  1. Информационная карта проекта:

Проект: «Весенний калейдоскоп».

Автор проекта: воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №199» Павленко Наталья Алексеевна.

Продолжительность проекта: среднесрочный – 3 месяца.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Актуальность проекта:

Каждый родившийся ребёнок – это маленький исследователь. Постоянная жажда новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – вот основная черта поведения ребёнка в дошкольный период.

Ознакомление дошкольника с природой – это средство образования в его сознании реальных знаний об окружающем мире, основанных прежде всего на чувственном опыте. Любовь к природе, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, возможна только тогда, когда ребёнок будет владеть элементарными знаниями о ней. Приобретённые в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольника глубокий интерес к ней, способствует формированию толерантного отношения ко всему живому на земле.  Ввести ребёнка в мир природы, расширить знания о её объектах и явлениях, позволит также сформировать и экологическую культуру личности дошкольника.

Цель: расширить представления об изменениях, которые происходят в природе весной у детей дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные:

изучить изменения, которые происходят в жизни растений, насекомых, животных весной;

изучить правила ухода за растениями;

изучить труд людей в весенний период;

развивающие:

развивать познавательную активность, формировать умение устанавливать причино – следственные связи, обобщать и делать выводы;

способствовать развитию связной речи,

 развивать у детей творческие способности;

способствовать развитию двигательной активности;

воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;

воспитывать дружественные отношения в детском коллективе.

воспитывать экологическую культуру;

воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда.

  1. этап – подготовительный:

создание условий для реализации проекта:

  1. подбор демонстрационного материала, иллюстраций с приметами весны, стихов, загадок, художественных произведений, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, упражнений логоритмики, подвижных игр, музыкальных произведений;
  2. разработка тематических бесед, конспектов занятий, консультаций для родителей;
  3. изготовление мнемокартинок и мнемотаблицы «Приметы весны»;
  4. подбор и изготовление материала для продуктивной деятельности детей;
  5. ознакомление и привлечение родителей к проектной деятельности.

  1. этап - основной:

Направление развития и образования детей

(далее – образовательные области)

Виды деятельности

Планируемые результаты:

  1. Социально – коммуникативное развитие

        

  1. Познавательное развитие

  1. Речевое развитие

  1. Художественно – эстетическое развитие

  1. Физическое развитие

Трудовое воспитание:

«Уборка сухих листьев на участке»,

«Посадка цветов на участке»,

«Патрули чистоты. Дежурство на групповой веранде»

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие опасности таятся весной»,

«Безопасное поведение весной на участке»,

«Солнце весной: польза и вред».

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие в лес»,

«Магазин семян»,

«Путешествие по городу весной»

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Что изменилось на улице?»,

«Что сначала, что потом?»,

«Собери цветок»,

«Птицы»,

«Какого цвета солнце?»,

«Какое небо?»

Ознакомление с миром природы:

презентация «К нам весна пришла»,

экологическая презентация «Путешествие капельки»,

презентация «Весной в лесу»,

«Приметы весны»,

«В гости к хозяйке луга»,

«Птицы весной»,

«Корзинка, а в ней для деток -  витаминки».

ФЭМП:

  1. «Весёлая сказка»;
  2. «В гости к весне»;
  3. «Весенняя прогулка в лес»
  4. «Один, два, три, четыре, пять

Будем птичек мы считать»,

Беседы:

«Первоцветы»,

«Перелетные птицы»,

«Дикие животные весной»,

«Дождик, дождик, пуще лей»,

«Светит солнце ярко – ярко. Польза – вред»,

«Растения весной»,

«Город улыбается весне» (экологич.),

«Для чего нужны витамины организму».

Эксперименты:

  1. Посадка лука:

а) в воду;

б) в грунт;

в) под чёрной коробкой в земле;

г) в пустой стакан (без воды, без грунта),

      2. эксперимент с воздухом,

      3. эксперимент с водой,

      4. эксперимент с землей.

Наблюдения:

 - наблюдаем солнце, небо, облака;

 - наблюдаем за состоянием погоды;

 - наблюдаем за явлениями природы;

 - наблюдаем за растительным миром,

 - наблюдаем за насекомыми.

 Составление рассказов по картинке:

«Весна в лесу»,

«Радуга»,

«Подснежник»,

«Перелётные птицы».

Пересказ:

«Прощай, зима» Г. Скребицкий;

«Подснежники» И. Соколов – Микитов;

«Март»,

«Первыми тронулись в путь»

 Г. Скребицкий

 Словесные игры:

«Что лишнее и почему?»,

«Подскажи словечко»,

«Помощники весны»,

«Вспомни и расскажи, какие цветы зацветут первыми»,

«Вопросы на засыпку».

Чтение художественных произведений:

  1. Русские народные сказки:

«Как весна зиму поборола»,

«Зайкина избушка»,

  1. В. Бианки «Разговор птиц весной»,

«Дед Мороз и весна»,

  1. Д.Хохлова «Сказка про весну»,
  2. А. Пушкин «Ещё дуют холодные ветры»,
  3. З. Александрова «Одуванчик»,
  4. Ф. Тютчев «Весенние воды»,
  5. Б. Заходер «Ласточка»,
  6. Е. Благинина «Весна пришла»,
  7. А. Плещеев «Весна».

Изобразительная деятельность:

«Ласковое солнышко»,

«Весенняя капель»,

«Рисуем весну»,

«Весёлый дождик»,

«На лесной полянке»,

«Подснежники»,

«Бабочка на цветке»,

«Радуга».

Лепка:

а) пластилинография:

«Лук»,

«Первые листочки»,

«Бабочка – красавица»,

б) объёмная лепка:

«На лугу».

Аппликация:

«Солнышко»,

«Цветущая яблоня»,

«Подснежник»,

«Домик для птиц».

Музыка:

«Времена года. Весна» П.Чайковский,

«Жаворонок» М. Глинка,

«Бабочка» Э. Григ,

Детские песенки:

«Солнечная капель»,

«Весна»,

«Солнышко – зернышко»,

Песня Паровозика «Поле большое»,

«Дождь пойдёт по улице»,

«Мы запели песенку».

Физминутки:

«Кап – кап звенит капель»,

«Подснежники»,

«Солнышко»,

«Мы сажали семена»,

«Мишка вылез из берлоги»,

Пальчиковые игры:

«Первоцветы»,

«Деревья»,

«Весенняя капель»,

«Два паучка»,

«Грач»,

«В садочке»,

«Птички»,

«Здравствуй, солнце золотое!»,

«Весна пришла»

Подвижные игры:

«Ручеёк»,

«Веснянка»,

«Перелёт птиц»,

«Перепрыгни через ручей»,

«Хоровод у ворот»,

«Отгадай животное»,

«Пчёлы и цветы» .

формировать трудолюбие и уважительное отношение к труду; отношения взаимопомощи в детском коллективе;

формировать представления о безопасном поведении весной в ходе различных видов деятельности;

обобщить представления детей о характерных признаках весны, о изменениях в природе в целом;

формировать желание придумывать новые комбинации игровых ситуаций;

упражнять в умении рассматривать задачи игры коллективно; развивать навыки взаимодействия у детей;

формировать представления о простейших взаимосвязях в природе;

закрепить у детей знания о животных леса, перелетных птицах, насекомых;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

развивать познавательную активность: внимание, мышление, воображение;

закрепить умение сравнивать предметы по размеру;

развивать умение определения направления в пространстве;

закрепить счет в пределах «5»;

способствовать развитию диалогической формы речи: умению вести диалог со взрослым, формулировать ответ на поставленный вопрос, используя распространенные предложения в своей речи;

воспитывать уважительное отношение к ответам друг друга;

формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования; формировать умение наблюдать, фиксировать наблюдение, анализировать, сравнивать и делать простейшие выводы;

способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы;

формировать осмысленное понимание сюжетных картинок;

развивать умение воспроизведения связного рассказа по сюжетной картинке;

способствовать развитию умения отвечать на вопросы;

развивать активный словарь, обогащая новыми словами:

- косогор, пригорок, присмиреть, поверхность, масса;

- опушка, овраг, расстилаться и т.д;

развивать навыки взаимодействия в игре;

развивать речь детей, расширяя и пополняя словарный запас;

 создать условия для развития коммуникативных навыков каждого ребёнка;

развивать фонематический слух;

способствовать развитию эмоциональной лексики: выразительности, темпа речи, силы голоса;

развивать творческие способности: чувство цвета, ритма, эстетический вкус и т.д;

развивать умение ориентироваться на листе бумаги и располагать несколько изображний;

 закреплять навыки и приёмы работы кистью;

закреплять умение аккуратного выполнения работы;

 познакомить с разными способами работы с пластилином;

развивать мелкую моторику рук;

формировать умение правильного подбора цветовой палитры;

закрепить навыки работы с пластилином: прищипывание, оттягивание и т.д;

формировать правильное обращение с ножницами;

закрепить принципы последовательного выполнения работы;

формировать представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроение;

развивать различные формы двигательной активности;

формировать умение выполнять действия в определённой последовательности;

развивать координацию и ориентацию в пространстве;

формировать умение быть аккуратным в движениях;

формировать умение соблюдать правила игры.

  1. этап - заключительный:
  1. Оформление выставки творческих работ детей.
  2. Оформление презентаций: «Дошкольник и эксперимент»,

                                              «Весенний калейдоскоп».

  1. Методическая разработка сборника для формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста «Четыре сезона».
  2. Открытое мероприятие в группе «Я люблю природу».
  3. Оформление фотовыставки «Живописные уголки природы моего края».

Подведение итогов познавательно – исследовательского проекта «Весенний калейдоскоп»:

- для детей:

сформирован интерес к особенностям сезонных изменений в природе; расширен кругозор в отношении живых и неживых объектов природы; овладели элементарными правилами ухода за растениями;

ознакомлены с основными видами работ человека в весенний период;

в значительной степени был расширен словарный запас, что способствовало лучшему развитию связной речи, а также познавательной и творческой активности.

- для воспитателя:

разработка сборника для формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста «Четыре сезона»; презентации «Дошкольник и эксперимент», «Весенний калейдоскоп»; материал фотовыставки «Живописные уголки природы моего края»;

воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе, поддержание и развитие дружественных отношений в детском коллективе, формирование у детей уважительного отношения к людям труда.

 - для родителей:

улучшение взаимоотношений с ребенком, сближение с педагогическим коллективом группы в решении вопросов воспитания и положительного эмоционального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"

Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....

Познавательно-исследовательский проект в средней группе "Осенний калейдоскоп".

Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: "Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, ...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...