Проект "Птицы нашего города"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект направлен на воспитание бережного отношения к зимующим птицам как частичке природы, на формирование у детей представлений о взаимосвязи всего живого в век экологических катаклизм; проект развивает мотивированное желание познавательно-поисковой деятельности: узнавать новое об особенностях обитания птиц в городе , заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели; дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой и заготовить этот корм. В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_nashego_goroda.docx | 52.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ г.Фокино "Детский сад "Дельфин""
ПРОЕКТ
на тему:
«Птицы нашего города»
(природоохранная акция «Птицеград»)
Подготовила :
Лемешева Л.В.
г.Фокино
Тема: «Птицы нашего города».
Форма работы: проектная деятельность
Тип проекта: творческий-практико-ориентированный
Вид проекта: групповой, долгосрочный
Продолжительность проекта: январь – февраль
Участники проекта: дети 5 – 6 лет, родители, педагог-воспитатель,
музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Проект направлен на воспитание бережного отношения к зимующим птицам как частичке природы, на формирование у детей представлений о взаимосвязи всего живого в век экологических катаклизм; проект развивает мотивированное желание познавательно-поисковой деятельности: узнавать новое об особенностях обитания птиц в городе , заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели; дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой и заготовить этот корм.. В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цели проекта:
1.Расширить представления воспитанников о зимующих птицах нашего города и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц в холодный период.
2.Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их её организовывать.
3.Развивать познавательные интересы дошкольников путем формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
2. Продолжать формировать представление об особенностях природы малой родины (родного города).
2.Расширить представления воспитанников о зимующих птицах нашего города.
3. Обобщить знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками птиц, особенностями питания и поведения.
4.Расширить представления воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
5. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.
5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность, изготавливать кормушки.
6.Научить детей правильно подкармливать птиц.
7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
8.Создавать условия для реализации детьми творческого проекта.
9.Организовывать презентацию проекта.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками, педагогами и родителями;
2. Развивать формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
3. Формировать позитивные установки к различным видам труда;
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Развивать умение как средством общения;
2. Обогащать активный словарь детей ( кормушка, подкормка, зимовать, перелет и др.)
3. Развивать грамматически правильную диалогическую речь;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать умение изобразительной творческой деятельности детей, конструктивно-практической.
Образовательная область «Физическое развитие»
1.Развивать двигательную деятельность дошкольников в процессе организации подвижных игр, направленных на развитие физических качеств дошкольников, формирование опорно-двигательной системы организма.
Ожидаемые результаты и продукты.
Старшие дошкольники должны показать высокий уровень развития познавательной деятельности; должны овладеть практическими навыками дифференцированной помощи зимующим птицам (каким птицам требуется какой вид корма); научиться изготавливать кормушки разных видов и из разных материалов совместно с родителями в количестве 10 наименований. Научиться в коллективной деятельности правильно распределять обязанности, согласовывать свои действия с действиями окружающих детей и родителей; расширить представления детей о многообразии окружающего мира; в процессе проектной деятельности собрать корм различных видов для подкормки птиц; развить мотивированное желание у детей помогать птицам в родном городе как части живой природы.
Аннотация проекта.
В основу данного проекта положен принцип развивающего экологического образования на основе деятельности каждого ребенка для реализации проектной деятельности творческого типа, направленной на расширение кругозора, формирование предпосылок экологического сознания. Проект построен на основе принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В процессе реализации данного проекта в комплексе решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи, достигается целостность образовательного процесса в рамках взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта
Подготовительно-проектировочный этап:
Целеполагание; воспитатель помогает детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу; разработка плана деятельности с детьми (какие предметы использовать, к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию о птицах):
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- подбор познавательной, художественной литературы;
- анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о птицах?»;
- отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц;
- проведение беседы по проекту «Что вы знаете о птицах».
Основной (практический) этап:
( Практическая часть):
- оформление консультации для родителей «Сохраним родную природу»;
- разучивание поговорок «Всякая птица своим пером гордится»;
- экскурсия в сквер с целью наблюдения за городскими птицами;
- прослушивание аудиозаписи с голосами птиц;
- рисование «Птицы нашего города»;
- изготовление дидактических игр «Собери картинку», «Расскажи о птице на картинке»;
- НООД – «О тех кто умеет летать», «Наши пернатые друзья»;
- выставка детских работ «Птичий мир»;
- экологическая акция «Птицеград».
- оформление альбома «Наши пернатые друзья»;
- составление описательных рассказов о птицах нашего города;
- консультация для родителей «Сохраним родную природу»;
- знакомство с репродукцией картин Л. Бродского «Зимнее утро»,
автор Юон «Мартовское солнце»;
- прослушивание аудиозаписи с голосами птиц;
-изготовление папок-передвижек «Наши пернатые друзья» (совместно с
родителями);
- изготовление дидактических игр «Что сначала, что потом», «Кто, где зимует»;
- изготовление авторских интерактивных игр « Птицы нашего города», проведение интерактивных игр на основе мультимедийной технологии (на CD):
- конструирование и изготовление кормушек, конструирование из природного материала « Совушка-сова, большая голова»;
- художественное творчество; аппликация « Сказочная птица»;
- беседы:
« Почему мы считаем птиц своими друзьями»,
« Зимующие и перелетные птицы»,
« Учитесь жалеть и беречь»,
экологическая беседа « Добрые поступки»;
- решение проблемной ситуации « О чём могут говорить птицы»;
- изучение корма для подкормки птиц;
- выставка кормушек;
- выбор места для кормушек;
- экологическая акция «Птицеград»;
-наблюдение за птицами;
- в течении всего проекта ежедневное кормление птиц;
- использование разных кормов;
- создание дневника наблюдений за птицами;
- ежедневное заполнение дневника наблюдений.
Заключительный (обобщающе-результативный) этап
(Представление продукта практической деятельности, рефлексия – осмысление достигнутых результатов, определение новых задач для будущих проектов):
Подведение итогов реализации проекта:
- сколько птичек мы спасли за зимний период времени;
- чем лучше кормить птиц, сколько кормов мы заготовили и каких видов
- как часто необходимо кормить птиц;
Выставка рисунков и поделок:
- «Наши пернатые друзья» (совместно с родителями);
Фоторепортаж «Как мы помогаем птицам»;
Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей «Птицы нашего города»;
Экологическая акция «Птицеград».
Организация праздника «Мы – друзья птиц»;
Пути реализации проекта
Мероприятия проекта «Птицы нашего города»
Название проекта | Вид проекта | Участники проекта | Виды деятельности | Срок реализации |
« Птицы нашего города» | Групповой, долгосрочный | Воспитатель, воспитанники, родители | Познавательно-исследовательская Проектная Двигательная Изобразительная Игровая Музыкальная | Январь- февраль 2014г. |
Мероприятия подготовительно- проектировочного этапа: Мероприятия основного (практического этапа): НООД «Познание»: - «О тех кто умеет летать», -«Наши пернатые друзья», - «Птицы в лесу зимой», - «Тайны птичьего мира». Рассматривание картинок с птицами: -знакомство с репродукцией картин Л. Бродского «Зимнее утро», автор Юон «Мартовское солнце». Составление описательных рассказов о птицах. Отгадывание загадок на тему «Птицы нашего города» Разучивание поговорок. Чтение художественной литературы о птицах. Выставка рисунков и поделок: - «Наши пернатые друзья» Прослушивание аудиозаписей: -голоса птиц. Выставка детских работ: - «Птичий мир» Конкурс на лучшее сочинение-рассказ детей и родителей «Птицы нашего города». Папка-передвижка: «Покормите птиц зимой». Экскурсия в сквер: -решение проблемной ситуации как помогать зимой птицам. Изготовление кормушек. (Совместно с родителями) Выставка кормушек, развешивание на участке. Создание дневника наблюдений: - ежедневная фиксация прилетающих на кормушки птиц и особенностей их питания. Изготовление дидактических игр: - «Собери картинку»; - «Расскажи о птице на картинке»; - «Подбери птице клюв и ноги»; - «Угадай по описанию»; - «Что перепутал художник». Интерактивные авторские экологические игры: - «Птицы нашего города» Подвижные игры: - «Перелёт птиц»; - «Совушка»; - «Коршун и наседка». Консультация для родителей: - «Сохраним родную природу». Анкетирование родителей: - «Что вы знаете о птицах?» Фоторепортаж: - «Как мы помогаем птицам». Экологическая акция «Птицеград». Мероприятия заключительного (обобщающе-результативного этапа): Экологический праздник: «Мы – друзья птиц». | 13.01. 20.01. 10.02. 17.02. 21.01. 20.02. Январь Январь Январь Январь-февраль 12.02. 12.02. 20.02. 25.02. 25.02. 24.01. Январь, февраль Январь, февраль Ежеднев-но Январь-февраль Февраль Январь-февраль 23.01. 23.01. 25.02. Январь-февраль 28.02. |
Ресурсы
Кадровые ресурсы: для работы в проекте привлекаются музыкальные руководители, воспитатели.
Нормативно-правовые ресурсы: закон «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС дошкольного
образования;
Устав ДОУ;
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Концепция содержания
непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено)
Информационные ресурсы: Ресурсы сети Интернет;
Методическое консультирование
Учебно-методические ресурсы: Образовательная программа
дошкольного образовательного
учреждения;
учебно-методический комплект
в соответствии с требованиями
ФГОС дошкольного образования
Материально-технические ресурсы: Компьютер ;
Проектор;
Экран;
Принтер;
Сканер;
Файлы;
Папки;
Бросовый и другой
разнообразный материал для
изготовления кормушек;
Результаты проекта
98% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения;
Проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиции «хорошо-плохо»;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
В результате экологического проекта в течение 2-х месяцев (январь-февраль 2014г.) изготовлено 12 кормушек; оказана практическая помощь пернатым друзьям: собран корм различных видов для подкормки зимующих птиц: семечки подсолнечника – 2 кг, семена тыквы – 2,5 кг, крупа пшенная – 3 кг, крупа гречневая – 2 кг, хлебные крошки – 5 кг, ягоды рябины – 1,5 кг, развешены кормушки; в течение холодного периода птицы подкармливались на участках; у детей сформирована система природоведческих знаний о птицах нашего города, особенностях их питания и поведения в природе; у детей появилось мотивированное желание помогать птицам как части живой природы, где всё взаимосвязано.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, 2004г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, М.2010г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М. 2005г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М. 2002г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», М. 2003г.
- Иванова А.И. «Живая экология», М., 2006г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000г.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5 – 7 лет ( сост. В.В.Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М. 2005г).
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М.1999г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог», М. 2006г.
- Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика-Синтез, М.2011г.
- Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки», М. 2002г.
Приложение.
Победители Конкурса на лучшее сочинение
детей и родителей «Птицы нашего города»
СОЧИНЕНИЕ - РАССКАЗ
«Забота о пернатых».
Мы с дедушкой сделали кормушку из пластиковой бутылки. В неё насыпали семечки подсолнечника, крупу, кусочки сала и повесили на дерево возле дома. К кормушке прилетают воробьи, синички, снегири и свиристели. Я каждый день наблюдаю за птицами и кормлю их.
Кирюхин Вадим и мама
Надежда Николаевна Кирюхина.
СОЧИНЕНИЕ – РАССКАЗ
«Пернатые друзья».
У нас возле дома растут кусты. На куст мы повесили кормушку. Мы положили в кормушку семечек, зерна, кусочек сала и крошки хлеба. В кормушку прилетели синички и воробьи, они стали клевать зерно. Прилетели к нашей столовой и голуби, но не смогли влезть в неё, потому что они очень большие. Я стала класть корм под кормушку, на землю. Однажды из окна я увидела дятла, он прилетел из леса. Он такой красивый! У него на голове красная шапочка, а сам пестренький.
Бесхлебная Надежда и мама
Эмма Владимировна Бесхлебная.
Результаты анкетирования родителей
на тему: "Что вы знаете о птицах?".
Количество детей в группе - 24 человека.
Роздано анкет - 24 штуки.
В анкетировании приняли участие 24 родителя (100%).
Анализ анкетирования родителей позволил выявить, что 20% опрошенных регулярно совместно с детьми подкармливают птиц (5 человек).
Основная масса родителей (80% - 19 человек) кормят птиц совместно с детьми изредка.
Подкормку птиц производят на балконе - 24%(6 человек), на кормушке детского сада - 76%(18) родителей.
Выявлено, что основные корма - хлебные крошки (74%), семена подсолнечника (16%), крупы (10%).
Инициатором подкормки являлся ребенок в 94% случаях и родители - в 6%.
В процессе подкормки родители с детьми наблюдали таких птиц, как воробьи, синицы, снегири, свиристели, голуби, вороны.
Наблюдения за поведением птиц у кормушки проводили 54% опрошенных, 46% - не проводили.
Родители заметили ,что дети стали проявлять интерес к птицам, стали бережнее к ним относиться. Анализ анкеты показал, что только 20% родителей для поддержки интереса и любви к птицам используют художественную литературу. А телевизионные передачи о природе вместе с ребёнком смотрят 35% родителей.
Выявлено, что только 10% родителей делали кормушки вместе с детьми и инициаторами в этих случаях были дети.
Принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включится вместе с детьми в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада согласны 70% опрашиваемых (17 человек).
Родительский уголок
ТЕМА: «Зимующие птицы».
1. Объясните ребёнку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими.
2. Найдите вместе с ребёнком изображения вороны, воробья, голубя, дятла, синицы, снегиря. Наклейте их в тетрадь, подпишите, научите ребёнка узнавать этих птиц.
Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
3.Поиграйте в игру «Один – много»
Воробей -…воробьи дятел — …дятлы
Ворона -…вороны синица -…синицы
Голубь -…голуби снегирь -…снегири
4. Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте кормушку.
Поиграйте в такую игру:
Птичка к кормушке (что сделала?) …подлетела, прилетела.
Птичка от кормушки (что сделала?) …отлетела;
Птичка в кормушку (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.
Птичка из кормушки (что сделала?)…улетела, вылетела.
5. Выучите любое стихотворение на выбор.
Снегири Синички
Вот на ветке, посмотри, Мерзнут лапки у синичек:
В красных майках снегири. Плохо им без рукавичек,
Распушили перышки, Да и голодно в мороз…
Нежатся на солнышке. Я им семечек принес:
- Посмотрите-ка сюда,
Это – вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки. Не боятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...
Центр нравственно-патриотического воспитания «Мир нашего города, мир нашей страны»
Центр нравственно-патриотического воспитания«Мир нашего города, мир нашей страны»...
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
Конспект занятия по развитию речи "Наш город. Машины в нашем городе"
Конспект по развитию речи для детей 4-5 лет по лексической теме "Наш город"...
- Мне нравится (3)