Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, формы).
2. Развивать познавательную активность, речь, мышление.
3. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_eksperimentirovanie.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?»
Подготовила воспитатель высшей категории Наумова В.Н.
Цель: формирование элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, формы).
2. Развивать познавательную активность, речь, мышление.
3. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, самостоятельность.
Материалы и оборудование: гуашь, мандарин, чеснок, бутылка; оборудование на каждого ребенка: ёмкость с водой, стеклянная банка, стеклянный стакан, пластмассовый стакан, бумажный стакан, пакет, бумажная салфетка, трубочка для коктейля, бумажная полоска, лист бумаги, ветерок, свисток, язычок-дуделка, воздушный шарик.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
Послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
- Правильно, это воздух.
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух - это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (везде).
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (нет).
II. Основная часть.
Опыт №1.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха). Можно помахать ветерками.
Делаем вывод: Ветер - это движение воздуха.
Опыт №2.
- Кто-нибудь сейчас видит воздух?
- А может, его вовсе и нет?
- Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
- Почему? (в нем нет воздуха).
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха.
Воздух - невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать.
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воздухе? (нет).
Опыт №3.
- Ребята, предлагаю вам стать учеными, и раскрыть неизвестные вам свойства воздуха. Проходите в нашу лабораторию. Сейчас мы, как настоящие учёные будем проводить опыты.
- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.
- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана). Его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая). Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Делаем вывод: Внутри банки есть воздух. Воздух легче воды.
Опыт №4.
На пластмассовую бутылку натянем воздушный шарик. Надавим на бутылку. Воздух из бутылки станет надувать шарик. А теперь попробуем полить бутылку горячей водой. Воздух внутри бутылки будет сам надувать шарик.
Делаем вывод: Внутри бутылки есть воздух. Воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик.
Опыт №5.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Опыт №6
Ребята, а если мы с вами закроем рот и нос и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети: нет
Делаем вывод: Человек не может жить без воздуха.
Восстановим дыхание:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Игра «Кто быстрее сдвинет стаканчики с помощью воздуха и трубочки» (сначала пластиковые, затем – бумажные).
Опыт №7.
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, мандарин, лук, лимон, ветки ели и т. п.).
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, а когда воздух будет иметь запах?
Делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Опыт №8.
Посвистеть в свисток, подуть в дуделку, подуть в бутылку, выпустить воздух из шарика. Появляется звук. С помощью воздуха может появиться звук, «музыка ветра». Звук – колебание воздуха.
Делаем вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух. В космосе нет воздуха, поэтому звуки там не распространяются.
Рефлексия.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Воздух легче воды.
- Человек не может жить без воздуха.
- Ветер - это движение воздуха
- Способ обнаружения воздуха - «поймать» его в оболочку.
- Чистый воздух не имеет запах.
- Звук – колебание воздуха
- Воздух при нагревании расширяется
III. Практическая работа. Итог.
- Вы уже говорили, что воздух бесцветный. Но я знаю, как можно с помощью воздуха создать разноцветную картину, хотите попробовать? (Да).
- Проходите к столу.
- Возьмём краски, лист бумаги, а вместо кисточки будем использовать трубочку, через которую будем дуть на краску на листе.
- Какие красивые рисунки помог вам нарисовать воздух!
- Ребята, что вы узнали про воздух? Какой опыт вам особенно запомнился? Чем именно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"
Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая разная бумага!»
Познакомить детей со свойствами бумаги....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Что такое стекло?"
Опытно-экспериментальная деятельность...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.
Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизировать их словарь; - формировать представления о ветре и его свойстве, - расширять представления о взаимосвя...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»
Занятие поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека; -сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выв...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое жёлуди!»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое жёлуди!»...
Проект по опытно –экспериментальной деятельности : «Что такое лед ?Что такое снег?»
Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью.Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температур...