Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Наумова Виолета Николаевна

Цель: формирование элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, формы).

2. Развивать познавательную активность, речь, мышление.

3. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_eksperimentirovanie.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?»

Подготовила воспитатель высшей категории Наумова В.Н.

Цель: формирование элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, формы).

2. Развивать познавательную активность, речь, мышление.

3. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, самостоятельность.

Материалы и оборудование: гуашь, мандарин, чеснок, бутылка; оборудование на каждого ребенка: ёмкость с водой, стеклянная банка, стеклянный стакан, пластмассовый стакан, бумажный стакан, пакет, бумажная салфетка, трубочка для коктейля, бумажная полоска, лист бумаги, ветерок, свисток, язычок-дуделка, воздушный шарик.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

Послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

- Правильно, это воздух.

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух - это то, чем мы дышим).

- А где есть воздух? (везде).

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (нет).

II. Основная часть.

Опыт №1.

Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.

-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха). Можно помахать ветерками.

Делаем вывод: Ветер - это движение воздуха.

Опыт №2.

- Кто-нибудь сейчас видит воздух?

- А может, его вовсе и нет?

- Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

- Почему? (в нем нет воздуха).

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха.

Воздух - невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать.

Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воздухе? (нет).

Опыт №3.

- Ребята, предлагаю вам стать учеными, и раскрыть неизвестные вам свойства воздуха. Проходите в нашу лабораторию. Сейчас мы, как настоящие учёные будем проводить опыты.

- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.

- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана). Его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая). Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Делаем вывод: Внутри банки есть воздух. Воздух легче воды.

Опыт №4.

На пластмассовую бутылку натянем воздушный шарик. Надавим на бутылку. Воздух из бутылки станет надувать шарик. А теперь попробуем полить бутылку горячей водой. Воздух внутри бутылки будет сам надувать шарик.

Делаем вывод: Внутри бутылки есть воздух. Воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик.

Опыт №5.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.

Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.

Опыт №6

Ребята, а если мы с вами закроем рот и нос и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?

Дети: нет

Делаем вывод: Человек не может жить без воздуха.

Восстановим дыхание:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Игра «Кто быстрее сдвинет стаканчики с помощью воздуха и трубочки» (сначала пластиковые, затем – бумажные).

Опыт №7.

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)

-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, мандарин, лук, лимон, ветки ели и т. п.).

Дети отгадывают запахи.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, а когда воздух будет иметь запах? 

Делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Опыт №8.

Посвистеть в свисток, подуть в дуделку, подуть в бутылку, выпустить воздух из шарика. Появляется звук. С помощью воздуха может появиться звук, «музыка ветра». Звук – колебание воздуха.

Делаем вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух. В космосе нет воздуха, поэтому звуки там не распространяются.

Рефлексия.

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Воздух легче воды.

- Человек не может жить без воздуха.

- Ветер - это движение воздуха

- Способ обнаружения воздуха - «поймать» его в оболочку.

- Чистый воздух не имеет запах.

- Звук – колебание воздуха

- Воздух при нагревании расширяется

III. Практическая работа. Итог.

- Вы уже говорили, что воздух бесцветный. Но я знаю, как можно с помощью воздуха создать разноцветную картину, хотите попробовать? (Да).

- Проходите к столу.

- Возьмём краски, лист бумаги, а вместо кисточки будем использовать трубочку, через которую будем дуть на краску на листе.

- Какие красивые рисунки помог вам нарисовать воздух!

- Ребята, что вы узнали про воздух? Какой опыт вам особенно запомнился? Чем именно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"

Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизировать их словарь; - формировать представления о ветре и его свойстве, - расширять представления о взаимосвя...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»

Занятие  поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека;  -сформировать  навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выв...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое жёлуди!»

Конспект  по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое жёлуди!»...

Проект по опытно –экспериментальной деятельности : «Что такое лед ?Что такое снег?»

Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью.Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температур...