Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования
статья по окружающему миру
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Природа – открытый и неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Малыши замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Ребёнок интуитивно ощущает себя частью природы, и потому взаимодействие с ней для него органично и естественно. Исследовать, открывать, изучать значит делать шаги в неизведанное и неопознанное. Мы солидарны с мнением учёных, что экспериментальная деятельность имеет огромный потенциал развития познавательной активности детей. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности; прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Метод эксперимента нужно применять уже с детьми младшего возраста, тогда мы получим полноценный ожидаемый результат. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года - практически единственный способ познания мира. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит и делает сам. Целесообразно упомянуть, что за использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинский. По мнению, профессора, академика творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьякова экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников после игровой.
Актуальность этого вопроса обусловлена новыми веяниями современного дошкольного образованиями. На практике мы порой сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребёнка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы мы, педагоги, постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Всё это, в целом, и подтолкнуло нас работать именно по этому направлению.
Итак, наблюдая за детьми в процессе совместной деятельности, нами, продиагностирована познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, в результате выявлена ситуация на начало исследования, которая потребовала дальнейшего развития.
В свою очередь, исследуя проблему дошкольников, изучив методическую литературу по данной тематике, нами соответственно были определены цели и задачи дальнейшей работы.
Цель: детское экспериментирование как педагогическая технология в ДОУ по ФГОС.
Задачи:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую эффективному процессу развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- повышать компетентность родителей в ценности применения технологии детского экспериментирования посредством проведения собраний, разработки рекомендаций, консультаций, информационного стенда.
Для того, чтобы достичь определённые результаты в этом направлении свою работу, мы, строили согласно следующим принципам:
- Систематичности и последовательности
- Креативности
- Результативности
- Научности
- Возрастной адрессованности
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
- Индивидуально-личностной ориентации
- Системности
- Сезонности
- Доступности
Нами, использовались и различные методы. Это не только традиционные, проверенные временем и широко используются, но и инновационные. Работая, по детскому экспериментированию, с дошколятами ориентиром послужили помимо фронтальных, индивидуальных, групповых форм, ещё и формы работы по поисково-экспериментальной деятельности.
Для создания положительной мотивации деятельности детей использовались различные эффективные стимулы. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности основывалось на 4-х блоках педагогического процесса
Как уже упоминалось, опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми большое значение придаём именно игровым технологиям.
Следует отметить:
- в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания от имени сказочного героя, например, Зайчика-Любознайчика, который многое хочет узнать и всем интересуется;
- с детьми среднего дошкольного возраста экспериментирование часто строится на стремление вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их «ХрюшаУдивлюша» или «Утенок-Удивленок». Дети этого возраста задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?» и т.д. В этом им может помочь озорная девочка «Почемучка». Эти герои могут «участвовать» в опытах и экспериментах, решать возникшие проблемы, принести интересные вещи юным исследователям.
- после 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Кроме плановых экспериментов, которые проводятся 1 раз в месяц, присутствуют и другие разновидности экспериментов. Расскажу курьёзный случай из опыта работы. Бывают и такие ситуации, когда вопрос встаёт и перед педагогом. Так случилось при знакомстве с овощами. Показали детям овощи. Дети рассказали про вкус, цвет… И тут, дело дошло до лука. Загадываем загадку: «….Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Говорим: « Сейчас мы с вами испытаем это свойство лука». Дети нюхают лук, а слёзы то не текут. Так вот, этот вопрос – для педагога. Предстояло выяснить – либо детские глаза не имеют такую особенность реагировать на испарения лука, либо лук был водянистый или сладкий.В самостоятельном экспериментировании дошкольников особенно ценно то, что эта деятельность не задаётся взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом выступаем не в качестве педагога-наставника, а являемся равноправным партнёром, соучастником эксперимента. Это позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Стараемся сделать так, чтобы дети самостоятельно задумывали опыт, сами продумывали его ход и распределяли обязанности между собой, сами выполняли и делали необходимые выводы, наряду с этим не забываем о безопасном поведении во время его проведения. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В старшем дошкольном возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
По данному вопросу, нами, был отобран и изготовлен специальный дидактический и методический материал.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, считаем метод проектов. Его использование позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Огород на окне, стал хорошим подспорьем и нашим помощником в воспитании у детей экологической культуры, создании правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления дошкольников о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной) к столу блюда украшенные зелёными веточками петрушки, укропа, лука. И красиво, и вкусно и полезно для здоровья наших ребят. А главное – это вырастили сами дети.
В целях систематизации развивающей работы по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность нами был создан кружок « Маленькие Эйнштейны» для старших дошкольников и разработан перспективный план его, опираясь на вариативную программу « Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет оборудованная, нами, ППРС, которая является хорошим стимулятором самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе оборудован центр экспериментирования (мини – лаборатория), где дошколята в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. В нём размещены приборы и оборудование для проведения экспериментов и опытов. Центр систематически пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом и интересами детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, « притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Постепенно из ряда пассивных зрителей родители стали нашими активными помощниками. Они отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребёнком, и после нескольких месяцев работы они начали более добросовестно относиться к выполнению детьми необязательных домашних заданий и наших рекомендаций. Родители активно участвуют в оснащении и пополнении материалами мини-лаборатории, более того они стали активными участниками экологических мероприятий.
Опыт по детскому экспериментированию обобщался и показал весомый результат нашего плодотворного труда.
Экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности и формирует у них способность к следующим действиям:
- целеполагание – ребёнок самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, строит гипотезы;
- планирование – ребёнок самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;
- реализация – ребёнок помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности;
- рефлексия – формулирует, результат достигнут или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи; делает выводы.
Таким образом, мы можем заявлять о том, что занимаясь, с дошкольниками экспериментальной деятельностью мы не только формируем механизмы исследовательской активности, но и тем самым создаём условия для успешного развития мотивов учения будущего школьника. Выработанная система работы с детьми по организации детского экспериментирования дала положительные результаты, а значит, является эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...
Развитие социально-коммуникативной деятельности дошкольников через проектную деятельность с родителями.
Проектная деятельность в работе педагога-психолога...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Актуальность выбранной темыНа протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятель...