Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Зимовье зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Зимовье зверей »
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о жизни диких животных в лесу зимой, их приспособленности к зимнему периоду.
Упражнять детей в умение сравнивать описывать и животных.
Учить понимать причины изменений в жизни животных.
Развивающие:
Развивать речевую и мыслительную деятельность.
Развивать тактильные ощущения.
Активизация слов: хищники, дикие, зимовье, дупло, берлога, логово, запасы.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным; стремление помочь им в трудных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_starshey_gruppe_zimove_zverey.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Зимовье зверей »
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о жизни диких животных в лесу зимой, их приспособленности к зимнему периоду.
Упражнять детей в умение сравнивать описывать и животных.
Учить понимать причины изменений в жизни животных.
Развивающие:
Развивать речевую и мыслительную деятельность.
Развивать тактильные ощущения.
Активизация слов: хищники, дикие, зимовье, дупло, берлога, логово, запасы.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным; стремление помочь им в трудных условиях.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы:
- Беседа.
- Дидактические игры и упражнения «Скажи какой лес?», «Чудесный мешочек», «Друзья», «Собери угощения для медведя», «Лиса – плутовка»
- Опытническая работа «Зачем зайцу нужна белая шубка?
- Решение проблемной ситуации.
- Деятельность детей (работа с моделью леса «Этажи леса»).
Оборудование: мультимедийное оборудование
Демонстрационный материал: снежок из ваты, волшебная палочка, конверт с письмом, план-схема, 5 обручей, картинки с животными: заяц, лиса, медведь, волк, белка; картинки-жилища животных: куст, нора, берлога, логово, дупло; игрушки: зайцы серый и белый, вата, стол; разрезные картинки: малина, мёд, рыба; «чудесный мешочек», маленькие мешочки с грецким орехом, фундуком, шишка, грибы. Смайлики.
Раздаточный материал: клей-карандаш, салфетки на каждого ребёнка, картинки с изображением животных: заяц, лиса, медведь, волк, белка, мышка; птиц: синицы, снегири, сова, сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости, но не просто так... Я много о вас слышала! Говорят, что вы очень любите играть?! Это правда? Что вы очень дружные?
Дети: Да! Да!..
Воспитатель: Значит, я не ошиблась. И мы сегодня хорошо проведем с вами время. Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Владимировна.
Сейчас мы с вами поиграем в игру
«Друзья» Игра-упражнение
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
Сегодня замечательный зимний день. У меня в руках снежок. Мы его будем передавать по кругу, и желать доброго утра. И так «Доброе утро, Саша!» и т.д.
Воспитатель: Вы знаете, дети, я так люблю зиму! Ведь зимой и к взрослым, и детям приходит самый любимый праздник — Новый год. Зима — мое самое любимое время года. Думаю, что вам она тоже нравится.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку «Про маленьких человечков».
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает." Так они и сделали. Но тут вот что случилось.
Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.
Воспитатель: Ребята, какие человечки живут в твёрдых веществах?
Дети: Которые держатся за руки.
Воспитатель: А какие живут в жидких веществах?
Дети: Те, которые стоят рядом и не держатся за руки.
Воспитатель: А какие живут в газообразных веществах?
Дети: Бегающие человечки.
Воспитатель: давайте мы с вами проверим, как вы запомнили.
(Воспитатель называет предмет или явление, а дети выполняют движения)
Например:
-камень(Дети стоят рядом с поднятыми над головой руками и крепко держатся).
- вода( Дети стоят рядом с опущенными руками и никого не ртогают).
-дым(Дети бегают по группе)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, что хорошего может быть зимой?
Дети: Ёлку надо украшать, Дед Мороз подарки дарит. Зимой можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, крепость строить!
Воспитатель: Вы теперь много хорошего, интересного о зиме знаете. Новый год, подарки, зимние игры, — это хорошо.
А что плохо может быть зимой?
Дети: Зима –холодное время года. Бывает то снег, то оттепель, то мороз, которые очень нелегко пережить птицам, животным.
Воспитатель: Значит, выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?
Ребята, а вы были когда-нибудь в зимнем лесу?
Дети: Нет (да). Тогда я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в зимнем лесу, закрывайте глаза, и я взмахну палочкой. 1,2,3, в зимний лес нас перенеси.
(Воспитатель колдует палочкой ,считает 1,2,3, в зимний лес нас перенеси .Дети открывают глаза. На экране зимний лес 2-3 слайда.
Воспитатель: Откройте глаза.
Презентация «Зимний лес»
Звучит музыка и воспитатель читает отрывок из стихотворения Тютчева.
«Чародейкою-зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой……
Воспитатель: Посмотрите, дети, вот мы уже и в зимнем лесу.
Какая красота вокруг, всё искрится, блестит на солнце. Вокруг тишина (2-3 слайда)
Вопросы к детям
Что вы видите в лесу?
Какой снег?
Какая погода зимой в лесу?
Словесная игра «Скажи, какой лес? »
(Подобрать определения к слову лес - красивый, заснеженный, белый, холодный).
(На экране появляется Лесовичок, в руках держит конверт
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Дети: Старичок – Лесовичок.
Воспитатель: Что он делает в лесу?
Дети: Живет в лесу. Он заботиться о лесе, его жителях.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите Лесовичок принёс нам письмо, давайте прочитаем.(воспитатель читает письмо)
Письмо от Лесовичка
Здравствуйте, ребята. Вы уже заметили, как красив мой зимний лес. Но в нём уже холодно. Мои лесные жители готовились к зиме. Но все ли успели запастись на зиму, поменять свои шубки и сделать жилища. Работы очень много. Вы не могли бы мне помочь проверить, все ли звери готовы к зиме? Как пройти по лесу, вам поможет вот эта план - карта. Будьте осторожны, звери - пугливый народ, при любой опасности прячутся. Возьмите карточки – подсказки, они вам помогут узнать моих друзей. До свидания.
Воспитатель: Поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь.
Подходят к первому обручу, в нем лежит картинка зайца перевернутая.
Воспитатель: Вот первая карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?
Дети: Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.
-Да - это заяц.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Воспитатель:
- Как приготовился заяц к зиме?
-Он построил себе жильё?
-Приготовил запасы на зиму?
-Поменял шубку летнюю на зимнюю?
Воспитатель: Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит.
Воспитатель: Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму?
Дети: Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев.
Воспитатель: Что помогает зайке быть незаметным для хищников?
Дети: Зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.
Воспитатель: Зачем зайчик меняет цвет шерстки?
Дети: Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.
А наш зайчик шубку не поменял.
Опыт «Зачем зайцу белая шубка?»
Воспитатель: Давайте докажем зайцу, что ему белая шубка очень необходима зимой? Для этого нам понадобиться вата и зайцы – серый и белый. Сейчас по очереди будем прятать зайцев в искусственный снежок. Что вы можете об этом сказать. Заметен ли белый заяц в снегу, а серый.
(Стол, игрушки зайцев белого и серого, вата.)
Воспитатель: Убедились, для чего зайцу белая шубка? (Спасаться от врагов – маскироваться).
Воспитатель: Идем дальше по плану - схеме.
Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?
(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).
Воспитатель: Вот вторая карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?
Дети: Это лисьи уши. Это лисий хвост. Это лисья морда. Здесь спряталась лиса.
(Берут картинку – это лиса)
Воспитатель: Не зря о лисе говорят.
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой,
Зайца ждет хитрюга та.
А зовут ее? (Лиса)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное добычу почуяла?
Воспитатель:
- Как приготовилась лиса к зиме?
-Построила ли себе жильё?
-Приготовила ли запасы на зиму?
-Поменяла ли шубку летнюю на зимнюю?
- Почему она рыжая?
(Показ картинки лисы)
Дети: Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.
Дети: Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает. Запасов себе не делает, охотиться на других животных.
Игра – упражнение «Лиса - плутовка»
Воспитатель: Я сейчас дам задание. Вам нужно превратиться в лису. А какая она бывает?
- вы превращаетесь в лису, которая хочет украсть петушка;
-а теперь вам надо превратиться в лису, которая любуется своей красотой;
-а теперь надо превратиться в лису очень злую и голодную.
Воспитатель: Идем дальше по плану - схеме.
Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?
(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).
Воспитатель: Вот третья карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?
Дети: Это медвежий уши. Это медвежий хвост. Это медвежья морда. Здесь спрятался медведь.
(Берут картинку – это медведь)
Воспитатель:
Он зимою спит в берлоге,
Не гуляет по дороге,
Любит мед и сладкоежка,
Но не прочь погрызть орешки.
Кто в берлоге спит, ответь,
Видит сны свои...(Медведь)
Воспитатель:
- Как приготовился медведь к зиме?
-Построил ли себе жильё?
-Приготовил ли запасы на зиму?
-Поменял ли шубку летнюю на зимнюю?
(Показ картинки медведя)
Воспитатель: Медведь делает запасы на зиму?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему он не делает никаких запасов?
Дети: Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.
У него одна работа – крепко спать и весны ждать.
Воспитатель: Ребята, а чем питался летом и осенью медведь?
Дети: Он животное всеядное. Ест сладкие ягоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Медведь – искусный рыболов. Очень любит ловить рыбу.
Воспитатель: А есть ли домик у медведя?
Дети: Медведь зимой залегает спать в берлогу
Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло и уютно. У медведицы зимой в берлоге рождаются малыши.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами приготовим для медведя угощения.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру, и вы увидите чем питался медведь осенью и летом.
Игра разрезные картинки «Угощение для медведя»
Воспитатель: Сейчас я предложу вам игру «Разрезные картинки»,надо из частей собрать целое, и вы узнаете, что любит медведь.
Соберите пожалуйста картинки в конверт и уберите. Спасибо.
Воспитатель: Идем дальше по плану - схеме.
Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?
(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).
Воспитатель: Вот четвертая карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?
Дети: Это волчьи уши. Это волчий хвост. Это волчья морда. Здесь спрятался волк.
(Берут картинку – это волка)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, я слышу какие – то звуки? Послушайте! (Воют волки)
«Волка ноги кормят» – гласит народная пословица, потому что он бегает на большие расстояния.
Воспитатель:
- Как приготовился волк к зиме?
-Построил ли себе жильё?
-Приготовил ли запасы на зиму?
-Поменял ли шубку летнюю на зимнюю?
(Показ картинки волка)
Дети: Волки не заготавливают припасы, они охотятся в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей).
Воспитатель: А что хорошего в том, что волки не делают припасов на зиму?
Дети: Он ест падаль- умерших животных. Волка ещё называют «санитаром леса».
Воспитатель: А что плохого в том, что волк не делает прпасов?
Дети: Ходит голодный и злой.
Воспитатель: А где живёт волк?
Дети: Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
Игра «Угадай голоса леса?»
Воспитатель: Идем дальше по плану - схеме.
Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?
(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).
Воспитатель: Вот четвертая карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?
Дети: Это беличьи уши. Это беличий хвост. Это беличья морда. Здесь спряталась белка.
(Берут картинку – это белка)
Воспитатель
Скачу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Воспитатель:
Где живет белочка?
Как она к зиме подготовилась?
Где она хранит свои запасы?
Какая шубка у белочки зимой?
Какая шубка была летом?
Дети: Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, чтобы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов. Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.
Она делает запасы на зиму – сушит осенью грибы и запасает шишки.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам игру «Чудесный мешочек». Для нашей белочки надо на ощупь отобрать её любимые угощения.
Не развязывая мешочка, нужно на ощупь определить, что в них находиться. Угощение для белки положить в эту корзину, а чем она не питается в другую. Условие игры такое – раньше времени мешочек не развязывать.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Лесовичка?
Дети: Да.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Каких зверей встретили? Что нового о них узнали?
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами в память о нашем путешествие сделаем подарок Лесовичку. И он сразу заметит, что мы выполнили его поручение.
Дети: Да.
Воспитатель: Что вы предлагаете?
Дети: письмо, открытку, подарок.
Воспитатель: Вы молодцы. Я хочу предложить сделать необычную фотографию леса своими руками. Согласны?
Сейчас я вам расскажу, как её можно сделать.
У меня есть уголок леса, где мы с вами побывали сегодня. Нам нужно всех животных и птиц поселить в их домики, и тогда Лесовичок увидит, что мы с заданием справились.
Педагог предлагает детям на листе ватмана «модель леса», а дети самостоятельно размещают картинки животных и птиц в свои жилища.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Дети, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Если вам понравилось наше путешествие, то выберите смайлик с улыбкой, а если нет, то грустного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»
Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по продуктивной деятельности На тему: «Как звери к зиме готовятся. Белочка» для детей старшей группы.
Цели: формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;Задачи: Расширять и углублять представления детей о подготовке диких, лесных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ДИКИЕ ЗВЕРИ. (ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК») ( с использованием игровых технологий)
Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок» и её персонажами – зверьми.Задачи:- продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания;- учить детей узнавать русски...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшей группы тема: «Волшебное письмо для зверей»
Цель: Совершенствование навыков сравнения двух разных групп предметов....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» средний дошкольный возраст (4-5 лет) Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
- учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;- развивать слуховое восприятие;- воспитывать интерес к русским народным сказкам....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе
В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) с использованием ИКТ На тему: «Как мы зверей искали»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) с использованием ИКТ На тему: ...