Маршрут осенней экскурсии по экологической тропе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал поможет воспитателю провести с детьми осеннюю экскурсию по территории детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_osenney_ekskursii_po_ekologicheskoy_trope.docx | 317.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 28
ГО Богданович
Маршрут
осенней экскурсии по экологической тропе
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Перескокова О.П.
Цель:
- Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
- Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Организация экологической тропы на участке детского сада.
- Изучаем литературу для разработки экологической тропы;
- Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года;
- Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей;
- Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки;
- Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой – «Синьор - мухомор», который предлагает детям задания из корзинки;
- Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
Стоянками экологической тропы являются:
- «Волшебный цветник»;
- «Яблонька»;
- «Чудесный огород»;
- «Веселый скворечник»;
- «Зелёная аптека».
Содержание работы по прохождению экологической тропы.
Создаем игровую ситуацию.
Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется и предлагает детям поразмышлять и высказать своё мнение о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то мог её оставить или просто забыть, вместе с детьми осматривают корзинку.
В группу заходит сказочный герой «Синьор-мухомор»
- Здравствуйте, ребята! Вы не находили мою корзинку? Я не помню где её оставил.
- Спасибо вам большое. (Берёт корзинку)
- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная. (Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема)
- Ой, посмотрите, что это в корзиночке?
Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.
- Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Воспитатель и сказочный герой проводят путешествие.
Стоянки экологической тропы:
- Стоянка: «Волшебный цветник»
Наблюдение за цветником
Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Осень наступила, высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо красит, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Вопросы для беседы:
- Какое сейчас время года?
- Что происходит с растениями осенью?
- Для чего нужны растениям листья, корень?
- Можно ли их срывать с клумбы?
- Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
- Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
Вы стоите рядом с этим чудесным цветником.
- Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?
- Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,
радуют жителей.)
- Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
Стихи о цветах:
- Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано
и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений.
Одуванчик
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернёт цветок,
«До утра! До новой встречи!» -
И погаснет огонёк.
Колокольчик
О чём колокольчик звенит на лугу?
Ответить на это, я вам не могу.
Но думаю так: зазвенит он с утра
И слышат цветы – просыпаться пора.
Ромашки Подсолнух
- Эй, ромашки, дайте мне ответ: Днём подсолнух в огороде улыбается погоде.
Вы откуда, если не секрет? По орбите круговой, вертит рыжей головой.
- Не секрет, - ответили ромашки- Я, - хвалился он пырею, -
Нас носило солнышко в кармашке! Вместе с Солнцем землю грею!
Исследовательская деятельность:
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Д/и «Превратись в цветочек»
«Покружись, покружись
И в цветочек превратись»
Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а сказочный герой угадывает цветочки.
- Стоянка: «Яблонька»
Рассматривание яблони
Цели: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Само с кулачок, румяный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)
Вопросы для беседы:
- Это фрукт или овощ?
- А где растет яблоко?
- Дети, как рождается яблоко?
Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас бело-розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.
- А кто знает, от чего зависит вкус яблочка?
Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным.
- Но как нужно заботиться о яблоне?
Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:
Есть у яблонь свои заслуги в лечении человека. В английской пословице говорится: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.
- Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
- Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
- Как человек использует яблоню?
- Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
- Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
Вы знаете, много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».
Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»
Дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его.
Подвижная игра «Яблоко».
Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
Завертелось, закружилось, и по кругу покатилось.
Где остановилось, с тем и подружилось.
Выходи, не зевай, свою пляску начинай!
Ребенок, у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).
- Стоянка: «Чудесный огород»
Наблюдение за огородом
Цели: формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.
Вопросы:
- Дети, скажите, что растет на грядке?
- Как всё это назвать одним словом?
- Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
- А кто выращивает овощи?
- Расскажите, зачем люди выращивают овощи?
- А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:
Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
- Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах
- Что они там делали?
Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям - оно ест тлю.
Подвижная игра: «Вершки и корешки».
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные?
Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.
Хороводная игра: «Огород»
Дети под музыку водят хоровод, изображая овощ по тексту.
- Стоянка: «Веселый скворечник»
Наблюдаем за скворечником.
Цели: уточнить представления детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Вопросы:
- Что такое скворечник?
- Откуда он взялся на нашем участке?
- Для кого человек сделал скворечник?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:
На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.
- Ребята, почему мы не слышим голоса скворцов осенью?
- Перед отлетом в тёплые края, скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню. Так он прощается со своим домиком.
- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником?
- Он так и будет пустовать всю зиму?
После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать - воробьи или синички.
Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
- Стоянка: «Зелёная аптека»
Рассматривание лекарственных растений.
Цели: уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; закреплять знания об их строении; формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Вопросы:
- Что такое «Аптека»?
- А как вы думаете, что значит «Зелёная аптека»?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора»:
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Лечение травами давно известно в народе. В далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли «травниками».
- Какие лекарственные травы вы знаете?
- Спрячу-ка в карманчик бывший…(одуванчик)
В листьях одуванчика много витаминов, их используют для салата. Настои из него пьют, чтобы улучшить аппетит, память, работу пищеварительной системы. Корень одуванчика используют для приготовления масла от ожогов.
- Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
Ромашка – лучший доктор при воспалительных заболеваниях. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. Ромашка поможет и больному животику.
- Семена, как коготки, Желто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает? (календула)
С помощью календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине,
так же лечат желудок, печень и кожу.
- Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. Лечит ранки и ожоги, этот лекарь у дороги? (подорожник)
Подорожник исцеляет раны человека, ссадины, царапины, останавливает кровь, помогает при укусах насекомых.
- Растение видное, а прозвище обидное (лопух)
Изумрудно-зелёные листья лопухов заживляют раны. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. Если у вас повысилась температура – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.
- Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)
Крапиву используют для остановки кровотечения, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Из листьев крапивы готовят щи и салаты.
Игра: «Узнай и собери растение»
Детям нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.
Сказочный герой «Синьор-мухомор»
- Ну что, мои милые ребята, понравилось вам путешествие? Сумел я раскрыть небольшие тайны природы? Я приготовил для вас угощение (сказочный герой раздаёт угощение, прощается с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)
способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...
Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Занятие направлено на:Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений; Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитаю...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»
Знакомство детей с экологической тропой детского сада...
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»...
Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»
Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»(средняя группа)...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...