Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Занятие направлено на:
Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений;
Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитают и растут у нас в лесах.
Ø воспитание интереса к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_po_ekologicheskoy_trope_v_osenniy_les.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия
по экологической тропе в осенний лес
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Зимина Ольга Юрьевна
МБДОУ ЦРР детский сад №6 «Колокольчик»
Луховицы 2014
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Цели:
- закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями.
- повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
- формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
- воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
- закрепить знание детей о правилах поведения в природе.
Материал к занятию:
Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.
Предварительная работа:
беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы, прогулка по осеннему саду.
Словарная работа:
еловая ветка, дары леса, медоносное дерево, сосновый бор, «мачтовый лес», дубрава, ярусы, лиственница.
(Все персонажи – дети нашей группы).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?
Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?
Дети: Березы косы расплели
Руками клены хлопали
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали
Дубы огромные всегда
Как - будто меньше стали
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
Совсем похорошела.
Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
(Дети останавливаются и слушают запись).
Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?
(Выходит старичок – лесовичок).
Воспитатель: Ребята смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит), второй раз дети здороваются с лесовичком.
Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек).
Воспитатель: Что случилось?
Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…).
Воспитатель: Не горюй лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей). Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой? Лесовичок пойдем с нами, по дороге покажешь свои владения.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?
Дети: В смешанный.
Лесовичок: А как вы догадались?
Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, дубы, орешник, ольха, осина, липа, ёлки, лиственница.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березняк или березовая роща.
Воспитатель: А где растут одни дубы?
Дети: Дубравник.
Воспитатель: А где растут одни сосны?
Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
Лесовичок: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит мой лес?
Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.
2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.
3-й ярус – пышные кусты.
А 4-й – всех он выше
Шум вершин нам очень слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы.
Это сосны, ели, липы.
Лесовичок: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но вы приходите весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?
***
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
А зимние метели
В снега его одели. (Дерево)
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка. (Рябина)
***
Какое дерево наряжают один раз в год? (Ёлка)
***
Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).
Лесовичок: Молодцы. А кто являются обитателями моего леса?
Дети: Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч. Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята. Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.
Лесовичок: Ребята мне пора идти, нужно проверить зверей, как они себя чувствуют перед предстоящими холодами.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Ну, что ребята, а мы пойдем дальше искать хулиганов, мы же обещали помочь лесовичку. (Дети идут дальше и видят Лешего с магнитофоном и рогаткой в руках, громко песни поет, ветки на пути ломает, прыгает…)
Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.
- Вы, почему нарушаете покой леса?
Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору). Где же моя Кикимора, куда ушла!?
Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.
- Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.
- Какие правила поведения в лесу знаете?
Дети: В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда, муравейники
- стрелять из рогатки в птиц
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
- курить
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:
- Если загорелся лес по вине человека:
Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы
- сгорят деревья
- не будет чистого воздуха
- не будет ягод, грибов, орехов
- а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
- Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.
Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.
***
- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать
- Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
- Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
- Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?
Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет). Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.
Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)
Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.
Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
***
Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.
Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.
Список используемой литературы.
- Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
- Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
- Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
- Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
- Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
- Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
- Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Я., 1998г.
- Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика - Синтез"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)
способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...
Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»
Знакомство детей с экологической тропой детского сада...
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»...
Маршрут осенней экскурсии по экологической тропе
Данный материал поможет воспитателю провести с детьми осеннюю экскурсию по территории детского сада...
Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»
Экскурсия по экологической тропе «Осенний лес»(средняя группа)...
Экскурсия в старшей группе по экологической тропинке "Золотая осень"
Цель: закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах....