«Стекло и керамика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ГБОУ школа №457 структурное подразделение
Конспект занятия в подготовительной группе №2 «Фантазеры»
Воспитатель: Ушакова К.А.
Тема: «Стекло и керамика»
Цель: систематизация и обогащение знаний детей о производстве и свойствах стекла и керамики.
Задачи:
-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве стекла и керамики;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;
- развитие поисковой активности;
- развитие творчества;
- продолжать формировать навыки работы в паре.
Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), сосуд в водой, стеклянные цветные шарики, мелкие игрушки, , тарелочки с раствором для пузырей , трубочки, подносы с глиной, изделия из керамики: ваза , тарелки, керамические стаканы, кувшин и т. Д
Предварительная работа:
Просмотр видеофильмов о производстве стекла и керамики, чтение рассказов о стекле и керамике, рассматривание изделий из стекла и глины, лепка из глины.
Методические приемы: беседа, эксперименты, загадка, практическая деятельность
Ход занятия
Вводная часть.
Дети здороваются с гостями.
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров. Как вы думаете, кто живет в городе мастеров? Хотите больше узнать о жителях города и их мастерских? Тогда пойдемте.
Основная часть.
Воспитатель. А вот первая мастерская перед нами. Какая необычная вывеска, прочитайте, что на ней написано. (мастерская). Да мы видим, что это мастерская, вот только, что в ней производят, и кто в ней работает не известно. Смотрите, здесь кто-то оставил записку.
Воспитатель читает записку. «Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку»
Загадка:
« Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено»
Ответ детей: Это - стекло
Воспитатель. Правильно это стекло. Значит, что производят в этой мастерской? А какой мастер работает в этой мастерской и как она называется?
Ответы детей. (стекольная)
(присаживаются за столы)
Воспитатель. Посмотрите, как много здесь красивых предметов, (Посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению. А что общего в них? Из какого материала сделаны все эти предметы?
Ответы детей (из стекла). Они какие? (стеклянные)
Воспитатель. Давайте мы с вами посмотрим фильм о производстве стекла. Узнаем, как же делают стекло.
Фильм «Как же делают Стекло?». Дети узнают, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь; стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.
Педагог раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает одному из детей рассказать стихотворение, а затем попробовать выдуть мыльные пузыри
Стихотворение:
Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла
Животных и растений прозрачные тела,
Волны крутую спину, сквозную стрекозу,
И сладкую росинку, и горькую слезу.
Пусть чудо возникает для вас и для меня
Из теплого дыханья, из жаркого огня.
Воспитатель. Давайте попытаемся с вами стать стеклодувами .
Для этого мы по тренируемся, сделаем дыхательную гимнастику(вдох и медленно выдох)
Опыт « Выдувание пузыря»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия из стекла и определить их свойства опытным путем.
Воспитатель. Согнем предмет, что получается, он не гнется. Значит предмет, какой? (твердый). Положим в стакан маленькую игрушку. В стакане видно пуговицу, если видно предмет, значит, стекло, какое? (прозрачное). Как вы думаете, где используют это свойства стекла?
Ответы детей : (оконное стекло, аквариум, очки, лампочки, лупы)
А сейчас налью в стакан воды, вытекает вода? (нет, вода не вытекает) Еще одно свойство стекла- оно водонепроницаемое.
Дети делают выводы в процессе экспериментирования.
Дети проведите по стеклянным предметам пальцами , что происходит, какое стекло –гладкое, с бугорками, ребристое и холодное, еще стекло скользкое, Легкий ли предмет, нет он тяжелый, стеклянные предметы не прочные, легко бьются, значит стекло еще и хрупкое. Если до стекла дотронутся, оно издает мелодичный звук.
Воспитатель предлагает детям игру «Хорошо и плохо». Дети называют положительные и отрицательные стороны предметов из стекла.
(положительные стороны: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении
отрицательные стороны: хрупкое, разбиваются, можно пораниться осколками)
Воспитатель. Ребята, мы с вами побывали в какой мастерской, кто работает в ней?
Ответы детей: - стеклодув.
Физминутка.
А теперь, ребята встали
Быстро руки вверх подняли
Повернулись вправо, влево
И взялись опять за дело!
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в другую мастерскую, чья она, вы сами определите внимательно посмотрев на предметы на столе мастера.
(на столе глина сухая, мокрая, керамическая посуда картинки: гончарный круг, печь)
-Чья это мастерская? Кто делает из глины керамические изделия?
Ответ детей - гончарная мастерская, работает гончар, он работает с глиной.
Фильм «Создание керамического горшочка» Воспитатель предлагает вспомнить этапы производства керамики.
Воспитатель. Давайте рассмотрим глину, которую приготовил мастер.
А сейчас давайте выясним, какие же свойства имеет глина. Когда глина мокрая, она мягкая, , пластичная, меняет форму. А как вы думаете . дружит ли глина с водой? Нальем воды в сосуд к сухой глине, что мы видим?
Ответы детей : Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Значит глина плохой проводник воды.
А какими свойствами обладает керамика? Керамика не прозрачная, но твердая. Керамика, как и стекло, может разбиваться, значит, она тоже хрупкая.
Я сейчас налью воды в стакан, вода вытекает?
Ответы детей - нет.
Значит керамические изделия водонепроницаемые.
А вот печь для обжига изделий из глины. Какую работу она выполняет?
Ответы детей: Обжигает изделия из глины.
Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас стать хоть на время гончарами и самим сделать глиняные изделия.
Давайте, мы приготовим наши пальчики к работе
Гимнастика для пальчиков:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий
(Дети выполняют работу из глины-тарелочки)
Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится в жизни? Какое задание вам больше всего понравилось?
Ответы детей:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
steklo_i_keramika.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №457 структурное подразделение
Конспект занятия в подготовительной группе №2 «Фантазеры»
Воспитатель: Ушакова К.А.
Тема: «Стекло и керамика»
Цель: систематизация и обогащение знаний детей о производстве и свойствах стекла и керамики.
Задачи:
-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве стекла и керамики;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;
- развитие поисковой активности;
- развитие творчества;
- продолжать формировать навыки работы в паре.
Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), сосуд в водой, стеклянные цветные шарики, мелкие игрушки, , тарелочки с раствором для пузырей , трубочки, подносы с глиной, изделия из керамики: ваза , тарелки, керамические стаканы, кувшин и т. Д
Предварительная работа:
Просмотр видеофильмов о производстве стекла и керамики, чтение рассказов о стекле и керамике, рассматривание изделий из стекла и глины, лепка из глины.
Методические приемы: беседа, эксперименты, загадка, практическая деятельность
Ход занятия
Вводная часть.
Дети здороваются с гостями.
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров. Как вы думаете, кто живет в городе мастеров? Хотите больше узнать о жителях города и их мастерских? Тогда пойдемте.
Основная часть.
Воспитатель. А вот первая мастерская перед нами. Какая необычная вывеска, прочитайте, что на ней написано. (мастерская). Да мы видим, что это мастерская, вот только, что в ней производят, и кто в ней работает не известно. Смотрите, здесь кто-то оставил записку.
Воспитатель читает записку. «Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку»
Загадка:
« Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено»
Ответ детей: Это - стекло
Воспитатель. Правильно это стекло. Значит, что производят в этой мастерской? А какой мастер работает в этой мастерской и как она называется?
Ответы детей. (стекольная)
(присаживаются за столы)
Воспитатель. Посмотрите, как много здесь красивых предметов, (Посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению. А что общего в них? Из какого материала сделаны все эти предметы?
Ответы детей (из стекла). Они какие? (стеклянные)
Воспитатель. Давайте мы с вами посмотрим фильм о производстве стекла. Узнаем, как же делают стекло.
Фильм «Как же делают Стекло?». Дети узнают, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь; стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.
Педагог раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает одному из детей рассказать стихотворение, а затем попробовать выдуть мыльные пузыри
Стихотворение:
Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла
Животных и растений прозрачные тела,
Волны крутую спину, сквозную стрекозу,
И сладкую росинку, и горькую слезу.
Пусть чудо возникает для вас и для меня
Из теплого дыханья, из жаркого огня.
Воспитатель. Давайте попытаемся с вами стать стеклодувами .
Для этого мы по тренируемся, сделаем дыхательную гимнастику(вдох и медленно выдох)
Опыт « Выдувание пузыря»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия из стекла и определить их свойства опытным путем.
Воспитатель. Согнем предмет, что получается, он не гнется. Значит предмет, какой? (твердый). Положим в стакан маленькую игрушку. В стакане видно пуговицу, если видно предмет, значит, стекло, какое? (прозрачное). Как вы думаете, где используют это свойства стекла?
Ответы детей : (оконное стекло, аквариум, очки, лампочки, лупы)
А сейчас налью в стакан воды, вытекает вода? (нет, вода не вытекает) Еще одно свойство стекла- оно водонепроницаемое.
Дети делают выводы в процессе экспериментирования.
Дети проведите по стеклянным предметам пальцами , что происходит, какое стекло –гладкое, с бугорками, ребристое и холодное, еще стекло скользкое, Легкий ли предмет, нет он тяжелый, стеклянные предметы не прочные, легко бьются, значит стекло еще и хрупкое. Если до стекла дотронутся, оно издает мелодичный звук.
Воспитатель предлагает детям игру «Хорошо и плохо». Дети называют положительные и отрицательные стороны предметов из стекла.
(положительные стороны: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении
отрицательные стороны: хрупкое, разбиваются, можно пораниться осколками)
Воспитатель. Ребята, мы с вами побывали в какой мастерской, кто работает в ней?
Ответы детей: - стеклодув.
Физминутка.
А теперь, ребята встали
Быстро руки вверх подняли
Повернулись вправо, влево
И взялись опять за дело!
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в другую мастерскую, чья она, вы сами определите внимательно посмотрев на предметы на столе мастера.
(на столе глина сухая, мокрая, керамическая посуда картинки: гончарный круг, печь)
-Чья это мастерская? Кто делает из глины керамические изделия?
Ответ детей - гончарная мастерская, работает гончар, он работает с глиной.
Фильм «Создание керамического горшочка» Воспитатель предлагает вспомнить этапы производства керамики.
Воспитатель. Давайте рассмотрим глину, которую приготовил мастер.
А сейчас давайте выясним, какие же свойства имеет глина. Когда глина мокрая, она мягкая, , пластичная, меняет форму. А как вы думаете . дружит ли глина с водой? Нальем воды в сосуд к сухой глине, что мы видим?
Ответы детей : Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Значит глина плохой проводник воды.
А какими свойствами обладает керамика? Керамика не прозрачная, но твердая. Керамика, как и стекло, может разбиваться, значит, она тоже хрупкая.
Я сейчас налью воды в стакан, вода вытекает?
Ответы детей - нет.
Значит керамические изделия водонепроницаемые.
А вот печь для обжига изделий из глины. Какую работу она выполняет?
Ответы детей: Обжигает изделия из глины.
Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас стать хоть на время гончарами и самим сделать глиняные изделия.
Давайте, мы приготовим наши пальчики к работе
Гимнастика для пальчиков:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий
(Дети выполняют работу из глины-тарелочки)
Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится в жизни? Какое задание вам больше всего понравилось?
Ответы детей:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Стекло и керамика"
Данная презентация поможет детям узнать о способах изготовлении стекла и керамики....
Презентация "Стекло и керамика"
Презентация предназначена для детей подготовительной группы по окружающему миру....
Календарно – тематическое планирование в старшей группе по теме "Предметы, материалы и их свойства" (Стекло, керамика, бумага, дерево, кожа) в подготовительной группе
Задачи:Закреплять умение детей узнавать предметы, из стекла, керамики, бумаги, кожи, дерева. Отличать их друг от друга, устанавливать причинно - следственные связи между назначением, строение и матери...
НОД "Стекло и керамика"
конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию...
Проект "Стекло и керамика"
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интелле...
Народные ремёсла "Стекло и керамика"
Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы....
Презентация по ознакомлению с окружающим "Стекло. Керамика"
Презентация по ознакомлению с окружающим "Стекло. Керамика"...