«Стекло и керамика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ГБОУ школа №457 структурное подразделение

Конспект занятия в подготовительной группе №2 «Фантазеры»

Воспитатель: Ушакова К.А.

 

Тема: «Стекло и керамика»

Цель: систематизация и обогащение знаний детей о производстве и свойствах стекла и керамики.

Задачи:

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве стекла и керамики;

- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;

- развитие поисковой активности;

- развитие творчества;

- продолжать формировать навыки работы в паре.

 

Оборудование и материалы:  выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), сосуд в водой, стеклянные цветные шарики, мелкие игрушки, , тарелочки с раствором для пузырей , трубочки, подносы с глиной, изделия из керамики: ваза , тарелки, керамические стаканы, кувшин и т. Д

Предварительная работа:

Просмотр видеофильмов о производстве  стекла и керамики, чтение рассказов о стекле и керамике, рассматривание изделий из стекла и глины, лепка из глины.

 

 Методические приемы: беседа, эксперименты, загадка, практическая деятельность

 

          Ход занятия

Вводная часть.

Дети здороваются с гостями.

Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь

Улыбнитесь, подружитесь.

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров. Как вы думаете, кто живет в городе мастеров? Хотите больше узнать о жителях города и их мастерских? Тогда пойдемте.

Основная часть.

Воспитатель. А вот первая мастерская перед нами. Какая необычная вывеска, прочитайте, что на ней написано. (мастерская). Да мы видим, что это мастерская, вот только, что в ней производят, и кто в ней работает не известно. Смотрите, здесь кто-то оставил записку.

Воспитатель читает записку. «Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку»

Загадка:

    « Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено»

Ответ детей: Это - стекло

Воспитатель. Правильно это стекло. Значит, что производят в этой мастерской? А какой мастер работает в этой мастерской и как она называется?

Ответы детей. (стекольная)

(присаживаются за столы)

Воспитатель. Посмотрите, как много здесь красивых предметов, (Посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.),  Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению. А что общего в них? Из какого материала сделаны все эти предметы?

Ответы детей (из стекла). Они какие? (стеклянные)

Воспитатель. Давайте мы с вами посмотрим фильм о производстве стекла. Узнаем, как же делают стекло.

Фильм «Как же делают Стекло?». Дети  узнают, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь; стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.

Педагог раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает одному из детей рассказать стихотворение, а затем попробовать выдуть мыльные пузыри

               Стихотворение:  

 Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла

Животных и растений прозрачные тела,

Волны крутую спину, сквозную стрекозу,

И сладкую росинку, и горькую слезу.

Пусть чудо возникает для вас и для меня

Из теплого дыханья, из жаркого огня.

 

Воспитатель. Давайте попытаемся  с вами стать стеклодувами .

Для этого мы по тренируемся, сделаем дыхательную гимнастику(вдох и медленно выдох)

Опыт « Выдувание пузыря»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия из стекла и определить их свойства опытным путем.

Воспитатель. Согнем предмет, что получается, он не гнется. Значит предмет, какой? (твердый). Положим  в стакан маленькую игрушку. В стакане видно пуговицу, если видно предмет, значит, стекло, какое? (прозрачное). Как вы думаете, где используют  это свойства стекла?

Ответы детей : (оконное стекло, аквариум, очки, лампочки, лупы)

 А сейчас налью в стакан воды, вытекает вода? (нет, вода не вытекает) Еще одно свойство стекла- оно водонепроницаемое.

Дети делают выводы в процессе экспериментирования.

Дети проведите  по стеклянным предметам пальцами , что происходит, какое стекло –гладкое, с бугорками, ребристое и холодное, еще стекло скользкое, Легкий ли предмет, нет он тяжелый, стеклянные предметы не прочные, легко бьются, значит стекло еще и хрупкое. Если до стекла дотронутся, оно издает мелодичный звук.

Воспитатель предлагает детям игру «Хорошо и плохо». Дети называют положительные и отрицательные стороны предметов из стекла.

(положительные стороны: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении

отрицательные стороны: хрупкое, разбиваются, можно пораниться осколками)

Воспитатель. Ребята, мы с вами побывали в какой мастерской, кто работает в ней?

Ответы детей: - стеклодув.

        Физминутка.

А теперь, ребята встали

Быстро руки вверх подняли

Повернулись вправо, влево

И взялись опять за дело!

Воспитатель. А сейчас я  приглашаю  вас в другую мастерскую, чья она,  вы сами определите внимательно посмотрев на предметы на столе мастера.

(на столе глина сухая, мокрая, керамическая посуда картинки: гончарный круг, печь)

-Чья это мастерская? Кто делает из глины керамические изделия?

Ответ детей - гончарная мастерская, работает гончар, он работает с глиной.

Фильм «Создание керамического горшочка» Воспитатель предлагает вспомнить этапы производства керамики.

Воспитатель. Давайте рассмотрим глину, которую приготовил мастер.

А сейчас давайте выясним, какие  же свойства имеет глина. Когда глина мокрая, она мягкая, , пластичная, меняет форму. А как вы думаете . дружит ли глина с водой? Нальем воды в сосуд к сухой глине, что мы видим? 

Ответы детей : Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Значит глина плохой проводник воды.

А какими свойствами обладает керамика? Керамика не прозрачная, но твердая. Керамика, как и стекло, может разбиваться, значит, она тоже хрупкая.

Я сейчас  налью  воды в стакан, вода вытекает?

Ответы детей - нет.

Значит керамические изделия  водонепроницаемые.

А вот печь для обжига изделий из глины. Какую работу она выполняет?

Ответы детей: Обжигает изделия из  глины.

Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас стать хоть на время гончарами и самим сделать глиняные изделия.

Давайте, мы приготовим наши пальчики к работе

Гимнастика для пальчиков:

            «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой  снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий

 (Дети выполняют работу из глины-тарелочки)

Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится в жизни? Какое задание вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo_i_keramika.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №457 структурное подразделение

Конспект занятия в подготовительной группе №2 «Фантазеры»

Воспитатель: Ушакова К.А.

Тема: «Стекло и керамика»

Цель: систематизация и обогащение знаний детей о производстве и свойствах стекла и керамики.

Задачи:

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве стекла и керамики;

- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;

- развитие поисковой активности;

- развитие творчества;

- продолжать формировать навыки работы в паре.

 

Оборудование и материалы:  выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), сосуд в водой, стеклянные цветные шарики, мелкие игрушки, , тарелочки с раствором для пузырей , трубочки, подносы с глиной, изделия из керамики: ваза , тарелки, керамические стаканы, кувшин и т. Д

Предварительная работа:

Просмотр видеофильмов о производстве  стекла и керамики, чтение рассказов о стекле и керамике, рассматривание изделий из стекла и глины, лепка из глины.

 Методические приемы: беседа, эксперименты, загадка, практическая деятельность

          Ход занятия

Вводная часть.

Дети здороваются с гостями.

Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь

Улыбнитесь, подружитесь.

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров. Как вы думаете, кто живет в городе мастеров? Хотите больше узнать о жителях города и их мастерских? Тогда пойдемте.

Основная часть.

Воспитатель. А вот первая мастерская перед нами. Какая необычная вывеска, прочитайте, что на ней написано. (мастерская). Да мы видим, что это мастерская, вот только, что в ней производят, и кто в ней работает не известно. Смотрите, здесь кто-то оставил записку.

Воспитатель читает записку. «Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку»

Загадка:

    « Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено»

Ответ детей: Это - стекло

Воспитатель. Правильно это стекло. Значит, что производят в этой мастерской? А какой мастер работает в этой мастерской и как она называется?

Ответы детей. (стекольная)

(присаживаются за столы)

Воспитатель. Посмотрите, как много здесь красивых предметов, (Посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.),  Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению. А что общего в них? Из какого материала сделаны все эти предметы?

Ответы детей (из стекла). Они какие? (стеклянные)

Воспитатель. Давайте мы с вами посмотрим фильм о производстве стекла. Узнаем, как же делают стекло.

Фильм «Как же делают Стекло?». Дети  узнают, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь; стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.

Педагог раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает одному из детей рассказать стихотворение, а затем попробовать выдуть мыльные пузыри

               Стихотворение:  

 Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла

Животных и растений прозрачные тела,

Волны крутую спину, сквозную стрекозу,

И сладкую росинку, и горькую слезу.

Пусть чудо возникает для вас и для меня

Из теплого дыханья, из жаркого огня.

Воспитатель. Давайте попытаемся  с вами стать стеклодувами .

Для этого мы по тренируемся, сделаем дыхательную гимнастику(вдох и медленно выдох)

Опыт « Выдувание пузыря»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия из стекла и определить их свойства опытным путем.

Воспитатель. Согнем предмет, что получается, он не гнется. Значит предмет, какой? (твердый). Положим  в стакан маленькую игрушку. В стакане видно пуговицу, если видно предмет, значит, стекло, какое? (прозрачное). Как вы думаете, где используют  это свойства стекла?

Ответы детей : (оконное стекло, аквариум, очки, лампочки, лупы)

 А сейчас налью в стакан воды, вытекает вода? (нет, вода не вытекает) Еще одно свойство стекла- оно водонепроницаемое.

Дети делают выводы в процессе экспериментирования.

Дети проведите  по стеклянным предметам пальцами , что происходит, какое стекло –гладкое, с бугорками, ребристое и холодное, еще стекло скользкое, Легкий ли предмет, нет он тяжелый, стеклянные предметы не прочные, легко бьются, значит стекло еще и хрупкое. Если до стекла дотронутся, оно издает мелодичный звук.

Воспитатель предлагает детям игру «Хорошо и плохо». Дети называют положительные и отрицательные стороны предметов из стекла.

(положительные стороны: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении

отрицательные стороны: хрупкое, разбиваются, можно пораниться осколками)

Воспитатель. Ребята, мы с вами побывали в какой мастерской, кто работает в ней?

Ответы детей: - стеклодув.

        Физминутка.

А теперь, ребята встали

Быстро руки вверх подняли

Повернулись вправо, влево

И взялись опять за дело!

Воспитатель. А сейчас я  приглашаю  вас в другую мастерскую, чья она,  вы сами определите внимательно посмотрев на предметы на столе мастера.

(на столе глина сухая, мокрая, керамическая посуда картинки: гончарный круг, печь)

-Чья это мастерская? Кто делает из глины керамические изделия?

Ответ детей - гончарная мастерская, работает гончар, он работает с глиной.

Фильм «Создание керамического горшочка» Воспитатель предлагает вспомнить этапы производства керамики.

Воспитатель. Давайте рассмотрим глину, которую приготовил мастер.

А сейчас давайте выясним, какие  же свойства имеет глина. Когда глина мокрая, она мягкая, , пластичная, меняет форму. А как вы думаете . дружит ли глина с водой? Нальем воды в сосуд к сухой глине, что мы видим?  

Ответы детей : Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Значит глина плохой проводник воды.

А какими свойствами обладает керамика? Керамика не прозрачная, но твердая. Керамика, как и стекло, может разбиваться, значит, она тоже хрупкая.

Я сейчас  налью  воды в стакан, вода вытекает?

Ответы детей - нет.

Значит керамические изделия  водонепроницаемые.

А вот печь для обжига изделий из глины. Какую работу она выполняет?

Ответы детей: Обжигает изделия из  глины.

Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас стать хоть на время гончарами и самим сделать глиняные изделия.

Давайте, мы приготовим наши пальчики к работе

Гимнастика для пальчиков:

            «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой  снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий

 (Дети выполняют работу из глины-тарелочки)

Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится в жизни? Какое задание вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

                     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Стекло и керамика"

Данная презентация поможет детям узнать о способах  изготовлении стекла и керамики....

Презентация "Стекло и керамика"

Презентация предназначена для детей подготовительной группы по окружающему миру....

Календарно – тематическое планирование в старшей группе по теме "Предметы, материалы и их свойства" (Стекло, керамика, бумага, дерево, кожа) в подготовительной группе

Задачи:Закреплять умение детей узнавать предметы, из стекла, керамики, бумаги, кожи, дерева. Отличать их друг от друга, устанавливать причинно - следственные связи между назначением, строение и матери...

НОД "Стекло и керамика"

конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию...

Проект "Стекло и керамика"

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интелле...

Народные ремёсла "Стекло и керамика"

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы....

Презентация по ознакомлению с окружающим "Стекло. Керамика"

Презентация по ознакомлению с окружающим "Стекло. Керамика"...