Проект "Растительный и животный мир Югры"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Уважаемые коллеги! Из этого проекта вы узнаете какие методы, формы вы можете использовать для формирования первичных представлений о растительном и животном мире Югры у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА – САД № 7»
Познавательно – творческий проект
«Животный и растительный мир ХМАО - Югры»
(средний дошкольный возраст)
Руководитель:
воспитатель Зазимко Т.Б.
г. Ханты – Мансийск
2020 г.
Проект «Животный и растительный мир ХМАО - Югры»
Вид проекта: познавательно - творческий.
Тип проекта: педагогическо - детский
Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Форма проведения: групповая
Руководитель проекта: Зазимко Т.Б.
Длительность проекта: краткосрочный 2 недели
Педагогическая проблема: недостаточная информированность детей о родном крае Ханты-мансийском автономном округе, о богатстве растительного и животного мира, низкая речевая активность.
Значимая для детей проблема: как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные и растения?
Гипотеза: мы предположили, что дошкольники будут иметь представления о растительном и животном мире родного края, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеть простыми исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Через воспитание любви к природе, животному миру у детей проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, животный мир родного края, беречь окружающий мир.
Новизна проекта: формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югре посредством внедрения проектной деятельности.
Цель: создание педагогических условий для формирования у детей представлений о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
- Формирование у детей первичных представлений о природном и животном мире родного края;
- развивать познавательный интерес к родному краю;
- развивать связную речь детей
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Список используемой литературы:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
- Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
- Золотова, Е.И. накомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.
Методическое обеспечение проекта:
Материально – техническое:
Предметно - развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, фотоаппарат.
Этапы реализации проекта
1 этап проекта подготовительный:
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор материала для изучения растительного и животного мира ХМАО – Югры: художественной и познавательной литературы, иллюстраций; фотографий; разработка плана реализации проекта.
2 этап проекта основной:
- введение в проблему: однажды в группе я вместе с детьми рассматривали иллюстрации о природе нашего северного края. Детей заинтересовали необычные животные, природа края. На вопрос о названии, чем питаются животные, дети проявили растерянность. Перед детьми встал вопрос. Как называются животные? Чем питаются? Как называются ягоды, деревья? Какую пользу людям приносит растительный и животный мир? Как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные и растения?
- проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
- проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.
План проведения мероприятий по реализации детско – педагогического проекта
«Животный и растительный мир ХМАО - Югры»
№ п/п | Дата проведения | Наименование мероприятия (Совместная деятельность педагога с детьми) | Взаимодействие с родителями |
1 | 1.04. | Беседа «Дикие животные леса». Цель: Уточнить и расширить знания детей о диких животных леса. Д/и «Назови детёнышей». Цель: Активизировать в речи названия диких животных и их детёнышей. | Подборка фотоматериалов для тематического альбома «Животные Севера». |
2 | 2.04. | Чтение рассказов Е. Чарушина «Про зайчат», «Лисята». Дидактическая игра «Что дает лес народам ханты?» Цель. Развивать наблюдательность, мышление, сообразительность; воспитывать основы положительного отношения к природе. | Консультация для родителей «Югра – мой край родной» |
3 | 3.04. | Просмотр слайд – презентации «Край мой, Югорский» ООД «В гостях у хозяйке Югры». | Подбор иллюстраций, фотографий «Птицы нашего края» |
4 | 6.04. | Чтение М. Шульгин «Северный олень» Рисование «На опушке леса». Цель: учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Развивать воображение. | Консультация «Нетрадиционная техника рисования животных» |
5 | 07.04. | Беседа «Леса Югорской земли». Цель: формирование первичных представлений о природе северного края. Рассматривание иллюстраций, фотографий «Растительный мир Югры» Чтение стихотворения «Ягодка – брусничка» Г. Слинкина | Подбор иллюстраций о природе Югры, информационно – познавательного материала |
6 | 08.04. | Чтение «Сказки бабушки Аннэ» Д/и «Как зовут тебя деревце». Цель: знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами. | Подбор художественных произведений поэтов Югры |
7 | 09.04. | Беседа «Животные крайнего Севера». Цель: формировать представление о белом медведе, полярном песце, северном олене. Как они приспосабливаются к условиям Крайнего Севера, Лепка «Олени в тундре» (создание макета - сюжетно-скульптурной композиции) | Подбор художественного материала по теме «Животные Крайнего Севера» - создание тематической книжки-раскладушки. Привлечь родителей к изготовлению макета «Тундра осенью» - |
8 | 10.04. | Беседа «Край болот – Югра родная!» с рассматриванием иллюстраций. Конкурс рисунков «Животный и растительный мир Югры» | Привлечь родителей к конкурсу рисунков «Животный и растительный мир Югры» |
9 | 13.04. | Поисковая ситуация «Кто спрятался в снег?» (Белая куропатка, полярная сова). Цель: продолжать формировать представление о птицах, живущих в тундре; рассказать о внешнем виде, образе жизни и повадках тундровой куропатки. Игры народов Ханты: прыжки через нарты, «Олени». Цель: знакомство с играми народов ханты и манси, развивать ловкость, выносливость. | Размещение фотоматериалов в книжке - раскладушке «Полярная красавица» Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм |
10 | 14.04 | Оформление и презентация тематического альбома «Животный и растительный мир северного края» | Участие родителей в оформлении книги |
11 | 15.04. | Создания мини - музея «Край мой Югорский» | Участие родителей в создании мини - музея |
3 этап. Заключительный этап:
- Анализ результатов, подборка материалов для трансляции опыта работы;
- оформление презентации об этапах проведения проекта другим детям;
- художественно-творческая деятельность: создание мини – музея «Животный и растительный мир Югры».
Ожидаемые результаты:
- расширятся и обогатятся знания о животном и растительном мире ХМАО – Югре;
- умение вести самостоятельные наблюдения в природе, проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения;
- сформируются знания, возрастет интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- возрастет речевая активность,
- укрепится сотрудничество и партнерские отношения родителей и педагогов.
Педагогические технологии:
- Личностно – ориентированная
- Информационно – коммуникационная
- Исследовательская
- Здоровьесберегающая
Заключение. Анализируя данный проект, можно сделать следующие выводы: материалы для разработанного проекта выбраны с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на поиско – познавательную деятельность. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали участие в реализации проекта на всех этапов, и дали положительную оценку проведенной работе.
Приложение 1
Консультация для родителей «Югра – мой край родной».
Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого ханты и манси.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш.
Именно географическая среда накладывает глубокий отпечаток на общее развитие народностей, издревле населяющих эти места. Физическая выносливость, развитость внешних органов чувств, хорошая память, рассудительность, острым ум, любознательность, честность, общительность – вот качества, которыми обладают коренные жители Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. У этих народностей испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. И это культурное наследие Югорских народов является неотъемлемой частью нашей народной педагогики, которая являет собой совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и птиц, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, нравственно-эстетических нормах поведения передаваемых от старших поколений младшим в процессе воспитания.
Известно, что знание прошлого помогает лучше осознать настоящее. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с Природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.
Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста.
Ханты-мансийский автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.
Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.
Родители являются важными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, и, как никто другой, должны помогать педагогам формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.
Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.
Ежедневно (а не только в дни отдыха) выделяйте хотя бы немного времени для занятий и игр с ребенком, бесед с ним.
Играйте с ребенком в подвижные игры («Прятки в снегу», «Заячьи прыжки», «Игра с кольцом», «Деревянная нога», «Оленья упряжка», «Броски аркана» и др.), рассказывайте ему сказки («Хлебушко» «Сын земли»), рассказы, легенды, предания («Как появились комары»). При чтении художественной литературы детям, подчеркивайте, что герои – трудолюбивые, честные, смелые, добрые.
Знакомьте детей с культурой ханты и манси непосредственно во время посещения музеев, художественных выставок, совместных просмотров телепередач, слушания аудиозаписей, во время вашего совместного отдыха с детьми. Рассматривайте иллюстрации и картины, обращайте внимание ребенка на окружающую природу.
Вот пример подвижной игры « Заячьи прыжки»
Игра проводится в любое время года: летом – на песке, зимой – на мягком снегу. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед каждыми прыжками по договоренности между участвующими.
Цель. Способствовать развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша или кладется любой предмет, до которого надо допрыгать. Все участники становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде старшего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее и без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем.
Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну любую ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», то он выбывает из игры.
Конспект беседы для воспитанников средней группы (4-5 лет)
«Растительный мир Югры».
Цель: формирование у детей знаний о растительном мире Югры.
Задачи:
- Закрепить представления детей о растительном мире родного края;
- развивать у детей речевую активность и познавательный интерес;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать нравственные чувства.
Методы и приемы:
Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, вопросы, советы, напоминание, поощрение, загадывание загадок).
Наглядный: (презентация «Северная ягода», картинки птиц, фигурки животных).
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - развитие кругозора и познавательно исследовательской деятельности в природе.
«Речевое развитие»- развитие коммуникативных способностей детей.
Материалы и оборудование:
Оборудование:
Демонстрационный материал: Фотоматериал, иллюстрации деревьев, кустарников, ягод
Содержание беседы:
1.Организационный момент.
(Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки).
- Становись скорее в круг
- Я твой друг и ты мой друг
- Крепко за руки держись
- и друг другу улыбнись.
Воспитатель: ребята, посмотрите, птичка снегирь принес нам письмо. Давайте узнаем от кого оно.
(воспитатель совместно с детьми читает письмо. Текст письма: дорогие ребята приглашаю Вас в гости в лес. Олешек.)
2. Основной .
Воспитатель: ребята скажите, как называется наш край? (ответы детей)
- где находится наш край, на севере или на юге? (ответы детей)
- На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: у меня волшебная палочка, она нам поможет очутиться в лесу. Покружились, покружились и в лесу очутились.
Мы с вами в лесу. Но я не знаю, что растет в лесу. Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие растения растут в наших лесах.
Дети отгадывают загадки, и показывают отгадки.
Воспитатель предлагает рассказать ребятам о деревьях кустах и ягодах Югры.
Ребята берут картинки и рассказывают о них, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается).
3 . Рефлексия. Воспитатель подводит итог беседы:
Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!
Ребята, наше путешествие закончилось. Покружились, покружились, и в детском саду очутились. Где мы с вами побывали? Что узнали нового? Кому было трудно? Спасибо, ребята за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вымирающие животные ХМАО-Югры" (интегрированное мероприятие для детей 6-7 лет)
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (региональный компонент)...
Проект "Животный мир Югры"
Проект знакомит детей с животными Югры, с "Красной книгой" Югры....
Детско - родительский проект "Животный мир Югры"
Расширение представлений дошкольников о животном мире Югры, формирование представлений о Красной книге, развитие познавательного интереса к природе. Формирование чувства ответственности....
Презентация "Животные ХМАО-ЮГРЫ"
Можно использовать для проведения экологической викторины в детском саду....
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
Рассказы о животных ХМАО – Югры
Рассказы о животных ХМАО – Югры...