Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе с детьми с задержкой психического развития.
Воспитатель: Харитонова Т.В.
Тема: «Краски осени.»
Цель:
развитие познавательных способностей, формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: стимулирование развития интереса к окружающему миру, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий; обучение умению делать элементарные выводы; обогащение словаря за счет прилагательных: прозрачная, чистая, безвкусная, соленая, сладкая, бесцветная, окрашенная; формирование навыков рисования нетрадиционным способом (смятой бумагой).
Развивающие: развитие познавательных процессов и функций: зрительного, слухового, вкусового восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, сопереживания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Ход НОД.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Слайд 2: детский сад.
В-ль: Ребята, нас пригласили в гости. А кто пригласил, вы узнаете,отгадав загадку:
Вот художник, так художник, все вокруг позолотил,
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети: Осень.
В-ль: Верно, ребята. А почему осень называют художником? Кто такие художники?
(ответы детей)
В-ль: Правильно. Отправляемся в путь.
Физ. минутка: Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес.
По дороге мы идем, листья сыплются дождем. (ходьба на месте.)
Красно – желтый листопад, обсыпает всех ребят. (поворот вокруг себя)
А по небу ходят тучи (руки вверх, не пробьется солнца лучик. (сжимать и разжимать кулаки)
Ветер дует с высоты (раскачивание руками наверху, вянут травы и цветы. (раскачивание внизу)
Мы к плечам прижали руки (руки к плечам, начинаем их вращать. (вращение локтями)
Прочь, усталость, лень и скука (сгибание рук в локтях). Будем листья собирать (руки на пояс)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)
Низко – низко приседаем, и листочки собираем. (присели)
Много листьев мы нашли (встали, руки в стороны). Здравствуй, осень, мы пришли. (опустили руки)
слайд 3: плачущая осень на фоне зеленого леса.
В-ль: Вот мы и пришли. Но что же случилось. Осень, почему ты плачешь?
Осень: Я ходила по берегу реки и потеряла свои краски. Теперь я не могу раскрасить листья в яркие, желтые, красные, оранжевые цвета.
В-ль: Осень, не волнуйся, мы тебе поможем отыскать краски. (обращается к детям) Ребята, поможем осени? (ответы детей) Тогда отправляемся к реке искать краски.
Дорожка препятствий.
(слайд 4 : берег реки)
В-ль: Ну вот, мы и пришли. Посмотрите, какая широкая река, как много в ней воды.
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна вода? (ответы детей: пить, готовить еду, обогревать дома)
В-ль: - Давайте познакомимся со свойствами воды. Узнаем, какая вода?
Дети садятся за столы
,В-ль: Ребята, перед вами в стаканчиках вода. Как вы думаете, какая она? Чистая или грязная? (чистая). А теперь, узнаем какая же еще вода?
1 опыт: «Прозрачность» - У меня в стакане молоко. Я опускаю туда камешек. Посмотрите, Вы видите камешек? (нет). А теперь опустите камешек в свой стаканчик с водой. Вы видите камешек в воде? (да) Значит какая вода? Она прозрачная. (повторить с детьми)
2 опыт «Запах воды» - Ребята, давайте узнаем, есть ли у воды запах, чем она пахнет? Понюхайте воду в своих стаканчиках. Чем пахнет? У чистой воды нет запаха. Но если добавить пахучее вещество, то вода будет пахнуть этим веществом. (добавляю в воду духи и даю детям понюхать)
3 опыт: «Цвет воды» - Сейчас мы узнаем, какого цвета вода. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок) .
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды? У воды нет цвета. Она бесцветная (повторить с детьми)
У воды нет цвета, но ее можно подкрасить. И тогда цвет воды будет зависеть от того какую краску мы добавим. (окрашивание воды). Вода становится окрашенной.
4 опыт: «Вкус воды» - А теперь определим вкус воды (даю по 2 стаканчика с кипяченой водой, предлагаю попробовать) -Какой вкус у воды? У воды нет вкуса, она безвкусная. А теперь добавьте в стаканчик соль. Попробуйте. Какая вода? (соленая) В другой – сахар. Какой стала вода? (сладкая). У воды нет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы добавляем.
5 опыт: «Звуки воды» -Ребята, как вы думаете, мы можем услышать звуки воды? Давайте послушаем. Вы что-нибудь слышите? (ответ детей) Верно, мы не слышим воду, когда она не подвижная, т. е. не двигается. Но, если мы перельем воду, то мы услышим звук воды. (предложить вылить воду в таз).
- Где еще можно услышат, как звучит вода?
Слайды 5, 6, 7, 8,9 со звуком: падают капли, дождь, вода бежит из крана, ручей, водопад.
- Ребята, на земле очень много воды, и она нужна людям. А как вы думаете, кому еще нужна вода?
- А кто живет в воде? (дети : рыбы)
- давайте вспомним пальчиковую гимнастику про рыбку.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Слайд 10: золотая рыбка.
В-ль: Ребята, посмотрите, мы рассказали про рыбку, и к нам приплыла волшебная золотая рыбка. Спросим у нее, не знает ли она, где находятся краски осени.
В-ль: (обращается к рыбке) Золотая рыбка, скажи нам, не находила ли ты краски осени?
Золотая рыбка: Да, я нашла краски на берегу около самой воды, возьмите их и отдайте осени.
(в-ль берет краски)
В-ль: Спасибо тебе, золотая рыбка. Ребята, краски теперь у нас, их надо отнести осени.
Дорожка препятствий в обратную сторону.
Слайд 11: осень.
В-ль: Осень, не плачь, мы нашли твои краски, возьми их, пожалуйста, и раскрась листву.
Осень. Благодарит.
В-ль: Ребята, давайте мы поможем осени украсить природу. Нарисуем листья на деревьях.
Выполнение работы в нетрадиционной технике рисования. Работы прикрепить на мольберт.
Слайд 12: осень на фоне осеннего пейзажа.
Осень: Спасибо, ребята, вы помогли мне. Я хочу вам подарить эти осенние листья.
В-ль: Спасибо тебе, осень. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Движения с листьями под песню об осени.
Слайд 13: детский сад.
В-ль: Вот, мы и вернулись в детский сад. (подведение итогов)
Где мы были? Как помогли осени? Что мы узнали о свойствах воды?
Что для вас было самым трудным? А что вам больше всего понравилось?
Пришло время возвращаться в группу.
Окончание занятия.
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354452-1385402557.jpg)
"Свойства воды" - опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Конспект по экспериментированию во второй младшей группе на тему "Свойства воды"Цели:Формировать у детей представления о физических свойствах воды. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-964840-1517558560.jpg)
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Тема: "Свойства воды"
В данной презентации представлены основные зтапы занятия в подготовительной группе, направленные на пропедевтику определенных проектных и исследовательских умений....
Ознакомление дошкольников со свойствами воды посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Опыты с водой для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1195675-1609499387.jpg)
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников «Свойства воздуха» (опытно-экспериментальная деятельность)
Знакомство детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/27/picture-1324982-1616825300.jpg)
Конспект занятия по экологическому развитию дошкольников "Свойства воздуха" (опытно-экспериментальная деятельность).
Познакомить детей со свойствами воздуха....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1429679-1666427656.jpg)
Свойства воды. Опытно-экспериментальная деятельность .
Один из самых эффективных способов ознакомления с природой – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, поч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-95377-1510494458.jpg)
Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе....