Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_oseni.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе с детьми с задержкой психического развития.
Воспитатель: Харитонова Т.В.
Тема: «Краски осени.»
Цель:
развитие познавательных способностей, формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: стимулирование развития интереса к окружающему миру, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий; обучение умению делать элементарные выводы; обогащение словаря за счет прилагательных: прозрачная, чистая, безвкусная, соленая, сладкая, бесцветная, окрашенная; формирование навыков рисования нетрадиционным способом (смятой бумагой).
Развивающие: развитие познавательных процессов и функций: зрительного, слухового, вкусового восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, сопереживания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Ход НОД.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Слайд 2: детский сад.
В-ль: Ребята, нас пригласили в гости. А кто пригласил, вы узнаете,отгадав загадку:
Вот художник, так художник, все вокруг позолотил,
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети: Осень.
В-ль: Верно, ребята. А почему осень называют художником? Кто такие художники?
(ответы детей)
В-ль: Правильно. Отправляемся в путь.
Физ. минутка: Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес.
По дороге мы идем, листья сыплются дождем. (ходьба на месте.)
Красно – желтый листопад, обсыпает всех ребят. (поворот вокруг себя)
А по небу ходят тучи (руки вверх, не пробьется солнца лучик. (сжимать и разжимать кулаки)
Ветер дует с высоты (раскачивание руками наверху, вянут травы и цветы. (раскачивание внизу)
Мы к плечам прижали руки (руки к плечам, начинаем их вращать. (вращение локтями)
Прочь, усталость, лень и скука (сгибание рук в локтях). Будем листья собирать (руки на пояс)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)
Низко – низко приседаем, и листочки собираем. (присели)
Много листьев мы нашли (встали, руки в стороны). Здравствуй, осень, мы пришли. (опустили руки)
слайд 3: плачущая осень на фоне зеленого леса.
В-ль: Вот мы и пришли. Но что же случилось. Осень, почему ты плачешь?
Осень: Я ходила по берегу реки и потеряла свои краски. Теперь я не могу раскрасить листья в яркие, желтые, красные, оранжевые цвета.
В-ль: Осень, не волнуйся, мы тебе поможем отыскать краски. (обращается к детям) Ребята, поможем осени? (ответы детей) Тогда отправляемся к реке искать краски.
Дорожка препятствий.
(слайд 4 : берег реки)
В-ль: Ну вот, мы и пришли. Посмотрите, какая широкая река, как много в ней воды.
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна вода? (ответы детей: пить, готовить еду, обогревать дома)
В-ль: - Давайте познакомимся со свойствами воды. Узнаем, какая вода?
Дети садятся за столы
,В-ль: Ребята, перед вами в стаканчиках вода. Как вы думаете, какая она? Чистая или грязная? (чистая). А теперь, узнаем какая же еще вода?
1 опыт: «Прозрачность» - У меня в стакане молоко. Я опускаю туда камешек. Посмотрите, Вы видите камешек? (нет). А теперь опустите камешек в свой стаканчик с водой. Вы видите камешек в воде? (да) Значит какая вода? Она прозрачная. (повторить с детьми)
2 опыт «Запах воды» - Ребята, давайте узнаем, есть ли у воды запах, чем она пахнет? Понюхайте воду в своих стаканчиках. Чем пахнет? У чистой воды нет запаха. Но если добавить пахучее вещество, то вода будет пахнуть этим веществом. (добавляю в воду духи и даю детям понюхать)
3 опыт: «Цвет воды» - Сейчас мы узнаем, какого цвета вода. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок) .
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды? У воды нет цвета. Она бесцветная (повторить с детьми)
У воды нет цвета, но ее можно подкрасить. И тогда цвет воды будет зависеть от того какую краску мы добавим. (окрашивание воды). Вода становится окрашенной.
4 опыт: «Вкус воды» - А теперь определим вкус воды (даю по 2 стаканчика с кипяченой водой, предлагаю попробовать) -Какой вкус у воды? У воды нет вкуса, она безвкусная. А теперь добавьте в стаканчик соль. Попробуйте. Какая вода? (соленая) В другой – сахар. Какой стала вода? (сладкая). У воды нет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы добавляем.
5 опыт: «Звуки воды» -Ребята, как вы думаете, мы можем услышать звуки воды? Давайте послушаем. Вы что-нибудь слышите? (ответ детей) Верно, мы не слышим воду, когда она не подвижная, т. е. не двигается. Но, если мы перельем воду, то мы услышим звук воды. (предложить вылить воду в таз).
- Где еще можно услышат, как звучит вода?
Слайды 5, 6, 7, 8,9 со звуком: падают капли, дождь, вода бежит из крана, ручей, водопад.
- Ребята, на земле очень много воды, и она нужна людям. А как вы думаете, кому еще нужна вода?
- А кто живет в воде? (дети : рыбы)
- давайте вспомним пальчиковую гимнастику про рыбку.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Слайд 10: золотая рыбка.
В-ль: Ребята, посмотрите, мы рассказали про рыбку, и к нам приплыла волшебная золотая рыбка. Спросим у нее, не знает ли она, где находятся краски осени.
В-ль: (обращается к рыбке) Золотая рыбка, скажи нам, не находила ли ты краски осени?
Золотая рыбка: Да, я нашла краски на берегу около самой воды, возьмите их и отдайте осени.
(в-ль берет краски)
В-ль: Спасибо тебе, золотая рыбка. Ребята, краски теперь у нас, их надо отнести осени.
Дорожка препятствий в обратную сторону.
Слайд 11: осень.
В-ль: Осень, не плачь, мы нашли твои краски, возьми их, пожалуйста, и раскрась листву.
Осень. Благодарит.
В-ль: Ребята, давайте мы поможем осени украсить природу. Нарисуем листья на деревьях.
Выполнение работы в нетрадиционной технике рисования. Работы прикрепить на мольберт.
Слайд 12: осень на фоне осеннего пейзажа.
Осень: Спасибо, ребята, вы помогли мне. Я хочу вам подарить эти осенние листья.
В-ль: Спасибо тебе, осень. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Движения с листьями под песню об осени.
Слайд 13: детский сад.
В-ль: Вот, мы и вернулись в детский сад. (подведение итогов)
Где мы были? Как помогли осени? Что мы узнали о свойствах воды?
Что для вас было самым трудным? А что вам больше всего понравилось?
Пришло время возвращаться в группу.
Окончание занятия.
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свойства воды" - опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Конспект по экспериментированию во второй младшей группе на тему "Свойства воды"Цели:Формировать у детей представления о физических свойствах воды. ...
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Тема: "Свойства воды"
В данной презентации представлены основные зтапы занятия в подготовительной группе, направленные на пропедевтику определенных проектных и исследовательских умений....
Ознакомление дошкольников со свойствами воды посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Опыты с водой для дошкольников...
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников «Свойства воздуха» (опытно-экспериментальная деятельность)
Знакомство детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для...
Конспект занятия по экологическому развитию дошкольников "Свойства воздуха" (опытно-экспериментальная деятельность).
Познакомить детей со свойствами воздуха....
Свойства воды. Опытно-экспериментальная деятельность .
Один из самых эффективных способов ознакомления с природой – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, поч...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе....