Экологическая викторина "Почемучки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи: расширять представления о лесе и его обитателях.

 Развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.

Ход мероприятия:

 

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе. «Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!»

Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашей Страны. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы.

Воспитатель: А кто знает, что такое – викторина?

Ответы детей:

 

Воспитатель: Да, правильно, викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы на различные темы.

 

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Почемучки».  В викторине примут участие две команды.

На 1,2 рассчитайся. Первые шаг вперед. Первая команда подойдите к столу,  и вторая подойдите к столу. Выберите названия команды, вам помогут в этом картинки.

Картинки птиц (грачи, скворца, ласточки), цветы (подснежник, мать-мачеха, ландыш)

 

- После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...

 

Конкурс №1 «Разминка»

 Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды №1:

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (Осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

7. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

8.  Назовите детенышей курицы (цыплята)

9. У какого дерева белый ствол? (у березы)

 Вопросы для команды №2

1. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, барсук)

2. Какого цвета листья на деревьях осенью? (красные, желтые)

3. У какого животного есть рога и копыта? (у быка, коровы, козы, барана, овцы)

4. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

5. Как называют детеныша лошади? (жеребенок)

6. У какого животного есть иголки? (у ежа, ехидны).

7. Сколько ног у паука? (8)

8. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)

9. На каком дереве растут желуди? (на дубе)

 

Конкурс № 2 « Загадки»

Воспитатель: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может

быть название животного, птицы или растения.

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

 

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (Кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (Белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (Лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (Жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (Зебры)

      Конкурс №3 «Назови, одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

  

    Конкурс №4 Игра с детьми «Правда или нет?»

Кто подскажет мне в ответ?

Это правда или нет,

Что из всех лесных зверей

Всех ленивей – муравей. (нет)

Это правда или нет,

Что, почуяв зайца след,

Волк от страха без оглядки

Мчится прочь во все лопатки? (нет)

Это правда или нет,

Что съедает на обед

Мышь, помимо разных крошек,

Двух котов и восемь кошек? (нет)

 

Это правда или нет,

Что в неправде правды нет? (правда)

 

  Конкурс №4 «Найди дом для каждого животного». (Звучит музыка)

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ.

 Надо составить пары «зверек - его дом».

 

 

 

 Конкурс №5 «Загадаю - отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

Воспитатель: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем.

 

 

Физминутка: Музыкальная игра «Шел козел по лесу»

 

Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего — «козла».

Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,

«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».

Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем

Прыгают на двух ногах.

И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.

Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем

Стоя па месте, хлопают в ладоши.

И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,

Топают ногами, высоко поднимая колени.

Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,

Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».

Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс». Затем — четыре, восемь и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс №6 «Кто лишний?»

На доске картинки с изображениями для первой команды:

Берёза, ива, дуб,  тополь, клён и сосна.

 

 

А для второй команды:

Кабан,  лиса, волк, заяц, медведь и собака.

 

 

Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.

 

Конкурс № Игра с мячом: «Назови быстро»

Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

 

Воспитатель:

Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.

Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Юные защитники природы»

 

Награждение медалями.  Победила дружба.
 

Воспитатель:

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду

Снег нас учит чистоте. Солнце учит доброте

И при всей огромности обучает скромности

Нас деревья всех пород как большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

А в завершение нашей викторины давайте станцуем и споём песенку

« Почемучки»

Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка.
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
почему вокруг трава.
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем быку рога? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
за рукав всех теребят.
Почему в пустыне жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем мартышке хвост? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам.
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?

Припев:

Да, да, да, Да, да, да, Да, да, да,

А мальчишки никогда (2раза)

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...