конспект "Комнатные растения" старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Мир комнатных растений» Цель: формировать представление детей о комнатных растениях; формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: Область « Социально - коммуникативное развитие»: - развивать социальный и эмоциональный интеллект; - воспитывать чувство заботливого отношения к растениям и желание ухаживать за ними. Область «Познавательное развитие»: - продолжать формировать представления детей о комнатных растениях; - закреплять знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло; - развивать познавательный интерес, любознательность. Область «Речевое развитие»: - развивать умение детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Область «Художественно - эстетическое развитие»: - способствовать эстетическому отношению к окружающему миру. Область «Физическое развитие»: - способствовать приобретению опыта двигательной деятельности. Оборудование: демонстрационный материал «Комнатные растения», презентация по теме, компьютер.
Ход НОД
1.Организационная часть.
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о цветах, но не просто обо всех, а о комнатных растениях.
«Комнатные цветы»
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (Наталия Нищева)
2.Основная часть.
Воспитатель: - как вы думаете, для чего нужны комнатные растения? (Для красоты)
- Комнатные растения радуют глаз, украшают дизайн интерьера, но еще и очищают воздух в квартире. Комнатные растения нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным. Со всеми этими проблемами могут справиться комнатные растения.
-Ребята, каждое растение имеет свое название, многие вы знаете.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус).
Куст оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань).
Среди листьев – огоньки, Ваньки мокрого цветки. Так назвал его народ – Много он водички пьёт. А как правильно назвать, Постарайся сам сказать! (Бальзамин).
Из листка на удивленье Можно вырастить растение. Я сорву цветок, не жалко, Будет новая…. (фиалка).
Хотели детишки от мамы удрать, Но мама сумела их всех удержать. Вот так и висят те пучки-малолетки, На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
На целый век украсит дом, И всех излечит в доме том. Цветок тот неказист на вид, Но как целитель знаменит. (Алоэ).
Воспитатель: - ребята, вы молодцы. А сейчас посмотрим с вами презентацию «Комнатные растения» Воспитатель: -ребята, скажите, пожалуйста, растения живые или не живые? (Живые) Воспитатель: -ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, вода, воздух).
Физкультминутка: «Говорит цветку цветок»: Говорит цветку цветок: подними – ка свой листок.(Дети поднимают и опускают руки) Выйди на дорожку да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимают колени) Да головкой покачай утром солнышко встречай. (Вращение головой) Стебель наклони слегка -вот зарядка для цветка.(Наклоны) А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся.(Встряхивания кистями рук) Наконец готовы все день встречать во всей красе. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: - ребята, давайте составим с вами весёлый рассказ по картинкам «Что перепутал художник?» Воспитатель: - ребята, теперь вы знаете, что комнатным растениям нужен постоянный и индивидуальный уход. Эти зеленые растения отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами и листвой, если вы будете за ними тщательно ухаживать.
3.Итог занятия. Воспитатель: - для чего же нам нужны комнатные растения?
Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для старшей группы
Тема: рисование «Фиалка». Цель: формировать у детей умение рисовать фиалку, упражнять в рисовании восковыми карандашами. Задачи: Область «Социально - коммуникативное развитие»: - воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними. Область «Познавательное развитие»: - закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними; - развивать познавательный интерес, любознательность. Область « Речевое развитие»: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - развивать внимание, мышление, связную речь. Область « Художественно - эстетическое развитие»: - способствовать проявлению творческой инициативы, индивидуальности, оригинальности в создании композиции; - развивать образное восприятие, воображение; - закрепить навыки работы с восковыми карандашами; - развивать чувство цвета и композиции. Область «Физическое развитие»: - способствовать приобретению опыта двигательной деятельности. Предварительная работа: беседа с детьми о комнатном растении – фиалка, рассматривание комнатных фиалок, фотографий фиалок.
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, восковые карандаши, иллюстрации с изображением комнатных растений. Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Ход НОД
1.Введение в тему. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем рисовать.
Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут. (Комнатные растения)
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
(Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей).
2.Познавательная деятельность. Воспитатель:
Какие комнатные цветы вы знаете?
(Герань, бегония, глоксиния, фиалка, орхидея, кактусы).
Самая непривередливая из всех растений это фиалка.
-О фиалке существует легенда, миф. Фиалку в народе называют анютины глазки – связывают рождение этих цветов с богиней Афродитой. Однажды Афродита, купаясь в гроте, куда не должен был проникать взгляд человека, услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотрели на нее. В гневе богиня попросила Зевса наказать дерзких, а тот превратил их в цветы, облик которых выражал любопытство и удивление.
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
3.Творческая практическая деятельность. Воспитатель: Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово –бахромчатая, волнисто-кружевная)
Рассмотрим их внимательно.
Объяснение последовательности выполнения рисунка.
1. Располагаем лист вертикально.
2. С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть. 3.Потом рисуем куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками друг к другу.
5. Выполняем работу в цвете. Рисуем серединку цветков жёлтым цветом.
4.Итог занятия. Рефлексия. Воспитатель: У вас замечательные получились фиалки.
По окончанию своих работ оформляется выставка, дети наблюдают и обсуждают наиболее понравившиеся работы.
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для старшей группы
Тема: рисование «Сансевьеры». Цель: формировать у детей умение правильно рисовать и передавать строение: сансевьеры. Задачи: Область «Социально - коммуникативное развитие»: - Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям. Область «Познавательное развитие»: - закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними; - развивать познавательный интерес, любознательность. Область «Речевое развитие»: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - развивать внимание, мышление, связную речь. Область «Художественно - эстетическое развитие»: - закреплять умение рисовать комнатные растения; правильно передавать строение: сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа; передавать величину горшка меньше чем растение, листа, горшка;
- закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом; - способствовать проявлению творческой инициативы, индивидуальности, оригинальности в создании композиции; - развивать умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета. Область «Физическое развитие»: - развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: беседа с детьми о комнатном растении – сансевьере, фотографий сансевьер, чтение стихов, загадок.
Материалы: альбомный лист формата А4 – белый, краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка, палитра, кисть, тряпочки, карандаш, ластик, картинки растения.
Ход НОД
1.Введение в тему.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
-О чем это стихотворение? (О комнатных растениях)
2.Познавательная деятельность.
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся комнатное растение.
-Кто знает как оно называется?
- Как называется это растение? (Сансевьера.)
Рассматривание строения цветка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим строение комнатного растения.
- Из каких частей состоит сансевьера?
- Кто знает как в народе называют это растение? (Тещин язык)
- Какого цвета у сансевьеры листья? (Зелёного цвета с желтыми прожилками).
- Какой формы листья? (Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный).
-А какие комнатные растения есть у вас дома?
- Как вы ухаживаете за ними?
3. Творческая практическая деятельность. Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.
Объяснение последовательности выполнения рисунка.
1. Располагаем лист вертикально.
2. Намечаем границы изображения.
3. Рисуем горшок. Затем листья.
4. Прорисовываем мелкие детали лепестков
5. Выполняем работу в цвете.
- Какие цвета будем использовать? (Яркие) - Как получить яркий цвет? (Нужно использовать меньше воды, больше краски).
Пальчиковая гимнастика
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несет незабудочку,
Филимончик – колокольчик,
Игорек – василек,
Наташка – ромашку,
Макарчик – одуванчик.
Не говори ни “да”, ни “нет”,
А неси цветы в букет!
Воспитатель: Поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение, а сейчас их будем рисовать.
Практическая часть. (Дети рисуют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)
4. Итог занятия. Выставка детских работ.
- Какой цветок мы сегодня нарисовали?
- Как нужно ухаживать за комнатными цветами?
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке». Цель: формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: Область « Социально - коммуникативное развитие»: - развивать социальный и эмоциональный интеллект; - воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.
Область «Познавательное развитие»: - продолжать формировать представления детей о комнатных растениях; - закреплять знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло; - развивать познавательный интерес, любознательность. Область «Речевое развитие»: - упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.
Область « Художественно - эстетическое развитие»: - способствовать эстетическому отношению к окружающему миру. Область «Физическое развитие»: - способствовать приобретению опыта двигательной деятельности. Оборудование: сюжетная картина «В живом уголке».
Предварительная работа: рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей.
Ход НОД
1.Организационный момент. Игра «А вчера?».
Катя поливает кактус. А вчера? (Катя поливала кактус.)
Ваня и Лида моют листочки. А вчера?
Света пересаживает фикус. А вчера?
Ира рыхлит землю вокруг фиалки. А вчера?
Дети ухаживают за цветами. А вчера?
2. Объявление темы.
Воспитатель: Скажите, какие цветы растут у вас в группе? А какие есть животные? А как вы за ними ухаживаете? Внимательно посмотрите на картину. Давайте составим рассказ о том, как дети ухаживают за растениями и животными в живом уголке.
3. Рассматривание картины с последующим подробным обсуждением.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем занята Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живет хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке? '
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи? .
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
4. Составление рассказа по картине.
В живом уголке
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом, уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие Листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пестрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до нее не дотянуться. Все очень сосредоточенны и стараются хорошо выполнить свою работу.
5.Рассказы детей.
Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
На солнечном окошке«Солнце» над головой.
Фиалка расцвела«Цветочек».
Лиловые цветочки тихонько подняла. Взмахи рук снизу вверх.
Средь листьев она прячется,Закрывают лицо руками. Не любит лезть вперед,
Но всякий к ней наклонитсяНаклоняются, не касаясь руками пола.
И бережно возьмет.Тихонько встают.
По Е. Серовой
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов.
6. Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Где каждое утро трудятся дети? Кто за кем ухаживал? Как они выполняли свою работу? Почему детям нравится ухаживать за животными и растениями?
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для старшей группы
Тема: лепка «Кактус». Цель: закреплять умение лепить с натуры знакомые предметы (кактус в горшочке); передавать их характерные особенности.
Задачи: Область «Социально - коммуникативное развитие»: - воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними. Область «Познавательное развитие»: - познакомить детей с комнатным растением – кактусом; - развивать познавательный интерес, любознательность. Область «Речевое развитие»: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - развивать внимание, мышление, связную речь. Область «Художественно - эстетическое развитие»: - формировать умение детей лепить кактус из пластилина, используя дополнительные материалы: спички, крышки от пластиковых бутылок; - закрепить правила работы с пластилином: раскатывать шар ладонью и придавать ему форму овала;
- развивать образное восприятие, воображение; - закрепить умение, доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Область «Физическое развитие»: - способствовать приобретению опыта двигательной деятельности. Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, чтение стихотворений и загадок о растениях, чтение художественной литературы о цветах, домашний просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» серия 88 и 110 «Кактус». беседа с детьми о комнатном растении – кактус, рассматривание кактуса, фотографий кактусов.
Материалы: пластилин зеленого, коричневого, черного цветов, дощечки для лепки, стеки, пластиковые крышки, спички, иллюстрации с изображением комнатных растений, кактус в горшке.
Ход НОД
1.Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня у нас гость. Это растение, про которое говорят:
Он на ежика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, нет ног, нет глаз,
Но, зато, колючки — класс!
Очень медленно растет,
И цветет не каждый год.
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (Кактус)
2.Познавательная деятельность.
Воспитатель: Это растение называется кактус.
Посмотрите, какое это необычное растение. Вместо листьев у него колючки.
Воспитатель: Что можно сказать о кактусе? Какой он? (Зеленый, колючий, красивый).
Кактусы не боятся жары. Внутри они водянистые. Даже у самых маленьких кактусов большие корни.
У разных кактусов бываю разные колючки: твердые и мягкие, длинные и короткие, а есть даже кактусы с ядовитыми иголками.
Некоторые кактусы могут поедать мелких насекомых. Их яркие, красные цветки, пахнущие мясом, так и манят к себе насекомых. Подлетает мошка на запах, садится на цветок, а он — хлоп, да и закрылся, да мушку и проглотил.
Ухаживая за кактусом, нужно быть осторожным и не касаться его колючек. Колючки могут поранить, впиться в ладонь. Так случилось с одним ребенком из стихотворения Наталии Шайбаковой «Кактус». Чтение стихотворения «Кактус»
Мамин кактус на окне
Не даёт покоя мне.
Я вокруг него кручусь,
Не беру - вдруг уколюсь.
Помню мамины слова:
«Он колючий. Брать нельзя!»
Но терпеть нет больше сил -
Палец в кактус угодил!
«Аааа» - издал я сильный рёв -
Не нашёл пока я слов.
Но теперь я точно знаю -
С кактусом я не играю!
3.Творческая практическая деятельность.
Демонстрация приёмов работы.
1.Чтобы растение посадить в горшок, прежде всего нужно этот горшок наполнить почвой - землей. Для этого надо взять пластилин черного цвета и наполните им крышку-горшок.
2.Теперь принимаемся за кактус. Возьмём кусочек пластилина и скатаем из него шарик, а затем слегка надо раскатать между ладонями, чтобы придать форму овала. 3.Потом «посадите» кактус в горшок с землей — приставьте и слегка придавите зеленый пластилин к черному.
Чего не хватает нашим кактусам? Не хватает колючек. Воткнём в зеленый пластилин спички— вот и будут у кактуса колючки.
Пальчиковая гимнастика:
(руки на столе с согнутыми кулачками)
Наши алые цветы распускают лепестки,
(плавно разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(машут перед собой руками)
Наши алые цветы закрывают лепестки.
(плавно сжимают руки в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают.
(качают головой, сжимаем кулачки обратно)
Практическая часть. (На столе лежат приготовленные материалы для работы.)
Воспитатель: Очень хорошо, наши пальчики размялись, поиграли, а теперь давайте начнем. Посмотрите перед вами лежат те предметы, которые понадобятся нам для нашего кактуса.
4.Итог занятия. Рефлексия. Воспитатель: какие красивые кактусы у вас получились! Не отличить от настоящих! По окончанию своих работ оформляется выставка, дети наблюдают и обсуждают наиболее понравившиеся работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...