Речевой досуг как творческий итог совместной читательской деятельности взрослых и детей (на примере произведения Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Усенко Ирина Александровна

Развтие речи - одна из главных задач воспитания и обучения дошкольников. Вашему вниманию представлен опыт проектной деятельности по организации речевых досугов для детей 5-6 лет. Надеюсь, данная работа поможет Вам создать свои неповторимые проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой досуг как творческий итог совместной читательской деятельности взрослых и детей

(на примере произведения Яна Экхольма  «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.») 

Наш детский сад работает по образовательной программе «Детский сад 2100». В нашем распоряжении есть комплект методических пособий «Речевые досуги» Т.Р. Кисловой, М.Ю. Вишневской.

Когда мне представился случай выбрать тематический речевой досуг, я выбрала для своей группы детей 5-6 лет часть 8: «История о том, как Людвиг Четырнадцатый пробрался на ферму».

Несколько слов о речевых досугах как форме организации деятельности  детей. Конечно,  эта форма является достаточно традиционной и привычной. В целом, если мы проанализируем словосочетание «речевой досуг»,  мы увидим, что оно состоит из двух слов: «речь + досуг=речевой досуг». Таким образом, речевой досуг – это совершенно особенное время, которое взрослые (педагоги, родители) проводят с детьми, время,  когда дети имеют широкие возможности творчески применить полученные знания по всем без исключения образовательным областям (ведь речь пронизывает все компоненты нашей жизни). А что самое главное – речевой досуг может ставить перед собой самые разнообразные воспитательные духовно-нравственные задачи.

Когда я изучила методическое пособие «История о том, как Людвиг Четырнадцатый пробрался на ферму», в котором содержится раздаточный материал (карточки, маски, схемы, мини-декорации), а также методические рекомендации по проведению речевого досуга, я пришла к выводу, что проводить такой досуг, не прочитав с детьми сказку Яна Экхольма «Тутта Карлсон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» бессмысленно – уйдет большой воспитательный посыл, заложенный в этой книге.

Поэтому, первым этапом в подготовке речевого досуга стало чтение-слушание сказки. Сказка достаточно большая, мы с детьми выбрали время (свободное от занятий, во второй половине дня), читали сказку по частям, используя приемы технологии продуктивного чтения. Для каждого нашего читателя-слушателя был заведен «дневник читательских впечатлений»,

    

в котором, по мере чтения книги, мы выполняли задания, связанные с сюжетными линиями сказки, ее героями.

При чтении книги нам открылись все новые и новые  темы из разных областей познания, эти сопутствующие темы нуждались в дополнительной актуализации: вы видите на слайде темы: домашние и дикие животные, птицы, театр, кино, понятия «больше», «меньше», «равно» и многое другое.

 

После прочтения таким способом этой сказки мы решили разработать свой собственный речевой досуг, более глубокий по содержательному наполнению, учитывающий индивидуальные психологические особенности детей группы, их семей.

Опираясь на наш опыт каждый может «поиграть» таким же образом с любым произведением.

Итак:

1 этап – Необходимо из множества сюжетных линий произведения выделить ту, которая актуальна для вас и ваших воспитанников.

2 этап – Отталкиваясь от особенностей и характеров персонажей выделить для себя решаемую и понятную детям духовно-нравственную задачу.

3 этап – Далее в таких заданных «педагогических декорациях» насытить содержательное поле досуга дидактическими речевыми играми.

4 этап – Широкие возможности такой формы, как досуг, позволяют интегрировать все без исключения образовательные области: здесь необходимо продумать через какие конкретные формы будет реализовываться эта интеграция.

В нашу сказку мы играли не много, не мало -  целую неделю. Для этого была разработана вот такая структура досуга:

Играем в понедельник

«Семья»

Играем во вторник

«Лисья школа»

Играем в

среду

«Верные друзья»

Играем в четверг

«У страха глаза велики»

Играем в пятницу

Квест «Кулек пряников»

Сюжетная линия

Семья лис и семья кур

Лисья школа

Дружба лисенка и цыпленка

Лисенок испугался первый раз пугало

Итог с использованием основных сюжетных дислокаций произведения

Духовно-нравственная задача

Воспитание положительных взаимоотношений в семье, уважения, взаимовыручки, любови ко всем членам семьи.

Обобщение знаний о морали; развитие представлений о социально приемлемых формах поведения и профилактика зависимого поведения.

Формирование предпосылок таких значимых нравственных качествах, как: умение дружить, беречь дружбу, взаимовыручка, доброжелательность, желание иметь много хороших и добрых друзей.

Формирование у детей умений сопереживать и сочувствовать, становление навыков оказания психологической самопомощи.

Воспитание таких нравственных качеств, как щедрость, душевная доброта и честность.

Речевая задача

Развитие разговорной, монологической и диалогической речи;

формирование навыков звукового анализа слова;

развитие грамматической стороны речи.

Развитие разговорной, монологической и диалогической речи;

формирование навыков звукового анализа слова;

развитие грамматической стороны речи.

Развитие разговорной, монологической и диалогической речи;

развитие грамматической стороны речи.

Развитие разговорной, монологической и диалогической речи;

развитие грамматической стороны речи.

Развитие разговорной, монологической и диалогической речи;

развитие грамматической стороны речи.

Интеграция образовательных областей

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Итак, сюжетная линия  определяет тему дня речевого досуга: это «Семья», «Лисья школа», «Верные друзья», «У страха глаза велики», квест «Лесные приключения» или «Кулек пряников». Тема дня раскрывается через духовно-нравственную задачу, которая всегда ставится во главу угла, через речевую задачу, а также через задачи, раскрывающие интеграцию образовательных областей.

Вашему вниманию хочу предоставить один из конспектов.

 

День пятый

Квест «Лесные приключения» или «Кулек пряников»

Цель: Повторить сюжет сказки, закрепить представления о лесе, безопасном поведении в нем.

Задачи: Развитие разговорной, монологической и диалогической речи; формирование навыков звукового анализа слова; развитие грамматической стороны речи; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, закрепление навыков счета.

Материалы: конверт с письмом, карта местности с использованием сюжета сказки, ленты, заячий хвостик, изображения елки, жука, ирбиса, кабана, ежика, игрушки зайчика, ежика и белочки, корзина, грибы, маленькие мячики красного и белого цветов, «лесные» монетки, атрибуты для магазина.  

Ход мероприятия:

Дети получают письмо от Людвига 14 и Тутты Карлсон.

Письмо.

Здравствуйте ребята. Пишут вам Людвиг 14 и Тутта Карлсон. Мы узнали, что вы прочитали историю нашей дружбы и вам она очень понравилась. А еще мы узнали, что вы любите играть, и даже придумали новые истории с нашим участием. Поэтому мы для вас придумали игру, которая называется «Лесные приключения». Мы высылаем вам карту, а также первое задние к ней. Если вы выполните все задания, в конце вас ждет сюрприз.

Удачи вам дорогие друзья!

Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлсон Первая и Единственная

Дети получают карту и задание найди лисью нору.

1 этап (Лис)

У лисьей норы ребят ждет лисенок Лабан (старший брат Людвига).

- Я Лабан – старший брат Людвига14. Он попросил меня поиграть с вами, он вам устроил какой-то сюрприз. Ну я думал, думал и решил поучаствовать в его авантюре. Ведь я самый хитрый лисенок во всем лесу.

Подвижная игра:  «Хвосты»

Ход игры: Игрокам за пояс заправляют по куску ленты, чтобы сзади свешивался "хвостик". Водящий должен выдернуть "хвостик" у игроков.

В конце игры дети получают «лесные монетки» (2 по 1 лес.) и случайно находят заячий хвостик. Все вместе решаем вернуть хвостик зайчику.

Лабан:

- Как  с вами интересно! Я тоже хочу с вами путешествовать. Можно? (дети берут с собой лисенка)

Лабан отправляется вместе с нами.

2 этап (Заяц)

Дети находят домик зайца. Там сидит игрушка. Возле нее письмо, в нем написано, что зайчик к  сожалению заболел, у него сильно болит горло, он не может говорить, поэтому все свои задания он написал на листочках. Далее воспитатель читает задания.

  1. Нужно отгадать загадки о природе. Из начальных букв отгаданных слов нужно составить новое – это слово определит ваш дальнейший маршрут.

Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я…(Ёлкой)

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук)

Высоко в горах живет
Этот хищный снежный кот (Ирбис)

На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный! (Кабан)

              Новое слово: Ёжик

  1. Составьте связный рассказ с этими словами.

Дети получают лесные монетки (1 по 2 лес.).

3 этап (Ёж)

Дети находят домик ежа.

Дети находят в норе ежика картинки:

Сначала проводится беседа о правилах поведения в лесу, об опасностях в лесу.

Скоро лето и чуть позже появятся  грибы.

- Вы знаете, где нужно собирать грибы?

- А какие грибы можно собирать?

– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)

- Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (воспитатель показывает муляж гриба)

– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)

– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)

– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)

Отгадайте загадки про грибы:

    1.      Средь  грибов  я  богатырь

             Белым  все  меня  зовут (белый  гриб)

 

    2.      Подберезовик  хорош

             на  опавший  лист похож (подберезовик)

 

    3.      Я  в  красной  шапочке  расту

             Среди  грибов  осиновых

             Меня  увидишь  за версту

             Зовусь  я  … подосиновик

 

    4.      Рассыпались мы

             Желтою стайкой,

             Как будто погнались

             За солнечным зайкой (лисички)

 

    5.      Нет грибов дружней, чем эти,

             Знают взрослые и дети.

             На пеньках растут в лесу,

             Как веснушки на носу (опята).

 

    6.       В шляпках модных, симпатичных,

              Яркий праздничный наряд...

              Сыроежками нас кличут,

              Но сырыми не едят.

 

    7.       Возле леса на опушке, украшая темный бор,

               Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый …  мухомор.

               Шляпка красная, в горошек,

               Воротник на тонкой ножке.

               Этот гриб красив на вид,

               Но опасен, ядовит.

 

    8.       Тот грибочек очень бледен

И никем еще не еден,

Потому что ядовит

И очень этим знаменит.

(Бледная поганка)

 

- Молодцы! Все грибы знаете!

– Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

– Его можно брать в руки? (нет)

– А можно ли мухоморы топтать, пинать, мять? (нет)

– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)

Правила  сбора  грибов

ВО-ПЕРВЫХ, научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

ВО-ВТОРЫХ, собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы!

В-ТРЕТЬИХ, не кладите в корзину червивые, старые, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться!

В-ЧЕТВЕРТЫХ, никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог.

Почему? Да потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.

Подвижаня игра: «Собери съедобные грибы»

Ход игры: Дети собирают в корзину съедобные грибы.

- А кому можно отнести эти грибы (кто ими питается)? (нужно добиться ответа: белочка)

- Ну что ж, пойдем те отнесем грибы белочке.

Дети получают лесные монетки (1 по 3 лес.) и отправляются дальше.

4 этап (Белка)

Дети находят дерево с белочкой, угощают хозяйку грибочками. В благодарность белочка предлагает поиграть с ней.

Подвижная игра: «Белочки и орешки»

Ход игры: Дети разбиваются на тройки. Двое берутся за руки – образуют дупло,  третий – белочка. С двух сторон игрового поля разложены орешки (красные и желтые). По команде белки выбегают из своего дупла и переносят «орешки» по одному  с одной стороны поля на другое меряя местами. Потом они возвращаются домой. Дети меняются ролями два раза.

В конце дети получают лесные монетки (2 по 1 лес.).

- Ребята, посмотрите, сколько у нас монет! Что же нам с ними делать? (Можно пойти в магазин и что-нибудь купить.)

5 этап (Лесной магазин)

Дети находят «лесной» магазин. Воспитатель надевает пилотку продавца и становится за прилавок. В магазине продаются: фрукты, овощи, конфеты, пряники.

- Что бы вам хотелось купить?

- Нужно купить угощение так, чтобы хватило всем. Ведь все помогали.

Количество детей – Х. Общая сумма лесных монет – 9 лес.

Стоимость товара:

Коробка конфет №1 – 11 лес.

Коробка конфет №2 – 10 лес.

Печенье (Х-2) шт. – 9 лес.

Пряники Х шт. – 9 лес.

Яблоко 3 шт. – 1 лес. (но их всего 3 шт., даже разрезать на всех не хватит)

Дети на всех покупают пряники.

Информационные ресурсы:

  1. Т.Р. Кисловой, М.Ю. Вишневской «Речевые досуги. Часть 8. История о том, как Людвиг Четырнадцатый пробрался на ферму» - М., Баласс, 2016.
  2. Картинки:

* https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_mbdou39/DocLib/Forms/DispForm.aspx?ID=763&RootFolder=%2Fdep%2Fmouoshuya%2Fshuya_mbdou39%2FDocLib%2FЭкологические

*http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Griby/009-Sedobnye-griby.html

*https://infourok.ru/prezentaciya-intellektualnoy-igri-chto-gde-kogda-na-temu-bezopasnost-931600.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированнного занятия совместной образовательной деятельности взрослого и детей (Области : познавательная , художественно-эстетическая ,речевая ) для детей младшего возраста( 3-4 года).

Тема: «В гости к ежику»           Ход занятия Воспитатель -Ребята, что это за звуки ? Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу (зву...

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ИНТЕРВЬЮ У ЗИМНЕГО ЛЕСА»

 Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Эт...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)

Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...