Познавательно - исследовательский проект "Огородное царство - овощное государство"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Каневская Елена Андреевна

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-ogorod-podg.gr_.doc66 КБ
Файл prilozhenie.docx873.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Огородное царство - овощное государство».

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица) 

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Оборудование и материалы: ящики с землёй, луковицы, семена растений, лейки, совочки.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский.                                                        Продолжительность проекта: краткосрочный.                                                                           Сроки реализации: март -  май 2019г.

Актуальность:

 Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек появляется зеленый огород, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Проблема:

В условиях современного общества, когда проще купить всё готовое в магазине, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, как растут овощи и как за ними нужно ухаживать.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители,

получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей, сделают ребенку мини-грядку дома.

Цели проекта:                                                                                                                            

• создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

• развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

• вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных растениях.

Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (морковь, лук, свекла).

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Способствовать развитию творческих способностей у детей.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ожидаемый результат:

Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и рассады, выращенными самими дошкольниками.

Получение знаний детей о жизни растений.

Создание в группе огорода на подоконнике и необходимые условия, для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки, умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

 У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру и уважительное отношение к труду.

Риски

Несоблюдение сроков реализации проекта.

Проблема привлечения родительской общественности.

Недостаточность оборудования для работы на огороде.

1 этап – подготовительный                                                                                                            Изучение методической литературы, подбор дидактического и консультативного материала, составление плана, организация предметно-развивающей среды.                                      Беседа с родителями связанная с реализацией проекта, анкетирование. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Покупка семян для посадки. Обработав результаты анкетирования, мы выяснили, что 60% родителей наших воспитанников имеют огороды на даче и сажают дома на окне овощи. Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства своего огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, петрушку, свеклу, перец, морковь. Тем самым, у детей вырастит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.

2 этап – основной

Перспективный план работы

Образовательные области

Образовательная деятельность с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

Цикл наблюдений за луком;

Цикл занятий «Интересно о цветах».

Нод «Овощи», «Наблюдение за луком», «Жизнь растений».

Исследовательская деятельность:

 «Растительный мир», «Посадка лука, петрушки, свеклы, редиса», «Витамины для детей»,

«Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Рост, развитие зеленого лука».

Использование ИКТ.

Консультация «Огород на окне».

Подбор материала для лэпбука «Наши растения»

Советы для родителей

Речевое развитие

Беседа «Что мы знаем об овощах.

Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород»,
С. Виталий  «Огород», С. Сирена  «Огород»,  О. Емельянова  «Что растет на огороде», произведения  Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах. Составление рассказа «Как я помогаю на огороде». Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».

Оформление картотеки стихов, загадок, пословиц «Веселый огород».

Консультация: «Экологическое воспитание детей в семье».

Социально-коммуникативное развитие

Нод: «Труд овощеводов и садоводов», «Выращиваем лук»,

«Мы готовим винегрет».

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.

Д/и: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», «Лото-Овощи». Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».

Консультация «Зеленый мир».

Трудовой десант «Высадка рассады на огороде детского сада», «Посадка деревьев».

Приобретение необходимого оборудования.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Загадки с грядки»; нетрадиционное рисование с использованием губки «Репкин огород».
Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
Аппликация: «Овощи на тарелке».
Драматизация сказки «Репка», «Пых».
Разучивание песен: «Огород у нас не плох», «Есть у нас Огород». Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник».

Памятка для родителей «Это интересно!»

Консультация «В саду или в огороде»,

«Экологические наблюдения и эксперименты в домашних условиях».

Физическое развитие

Беседы: «О пользе овощей», «Где растут овощи», «Садоводы». П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Пальчиковые игры: «Огород», «Горох», «Хозяйка с базара пришла»

3 этап: обобщение результатов проекта.

Результат: Сформированность базы знаний у 90% детей о культурных растениях.

Увеличение познавательной активности у 80% детей к теме проекта.

Повышение уровня заинтересованности у 70% родителей к образовательной деятельности.

Пополнение развивающей среды группы.

Результаты повторного анкетирования показали, что родители организовали дома свою грядочку. Вместе с ребенком наблюдают за ростом овощей, ухаживают за ними.

Продукт проекта: огород на окне, лэпбук «Наши растения».

Литература:

Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.

Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г

Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.



Предварительный просмотр:

IMG_20190327_145706IMG_20190327_145656

IMG_20190326_071445IMG_20190327_145631IMG_20190329_150226


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое занятие "Таинственное царство, лесное государство"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. Расширяет представления детей о раститеьном и животном мире при помощи семантического поля.  Активность ребёнка по отношению к усвоению языка вы...

«Осеннее путешествие в чудо – царство Овощное государство.»

«Осеннее путешествие в чудо – царство  Овощное государство.»  Под весёлую музыку в зал входят дети за воспитателем и встают вдоль боковых стен  (дети младшей группы напротив ...

Экологический проект на тему «В огородном царстве, в овощном государстве»

формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктив...

Осенний праздник «Путешествие в чудо-царство овощное государство»

laquo;Путешествие в чудо-царство овощное государство»1.Выход детей под музыку.ВЕД:  Посмотрите, что за диво;           Как кругом светло, ...

Познавательно-творческий проект "Подводное царство - богатое государство"

Цель проекта: Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях...

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»

Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....