Представление опыта работы по реализации программы "Мы исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
На основании результатов диагностики, нами была выстроена программа действий по развитию связной речи и коммуникативных навыков, созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 22.92 КБ |
Презентация | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление.
1 слайд. Добрый день. Сегодня мы Неудахина Е.П. и Скаскевич О.Н. представляем опыт работы по теме: «Реализация программы «Мы исследователи»
2 слайд. Тема актуальна
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребенком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных умений, он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.
На основании результатов диагностики, нами была выстроена программа действий по развитию связной речи и коммуникативных навыков, созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности.
В ходе реализации городского проекта по познавательно-исследовательской деятельности творческим коллективом д/с № 6 была разработана образовательная программа «Мы исследователи».
3 слайд. Цель нашей программы: формирование первичных навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи (далее ТНР) в процессе детского экспериментирования.
4 слайд. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира;
- развивать способность выдвигать гипотезы, формулировать выводы, учить проводить исследования, опыты и эксперименты с помощью взрослого, а затем самостоятельно, в том числе в свободной лабораторной практике;
- создать условия для освоения культурных форм упорядоченности опыта (причинно-следственные связи и другие отношения)
- создать условия для перевода ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация, создание операционных карт);
- развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, весы, песочные часы и т.д.);
- развивать связное высказывание детей с ТНР, развивать умение презентовать полученные результаты опытнической, экспериментальной, проектной деятельности;
- воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов, волевые качества, активность, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца
5 слайд. Программа направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется в течении двух лет.
6 слайд. Для реализации данной программы в ДОУ создан исследовательский центр (детская лаборатория): оборудовано отдельное помещение, образовательное пространство включает материалы, приборы-помощники и оборудование, в соответствии с программой «Мы исследователи», на основе интересов детей.
7 слайд. Помимо детской лаборатории в ДОУ широко представлен центр детского экспериментирования в группе, в котором также представлены все необходимые материалы для закрепления умений самостоятельно организовывать рабочее место и проводить простейшие собственные исследования и эксперименты по желанию детей.
8 слайд. Формы реализации программы «Мы исследователи»:
- кружковая деятельность;
- совместная и самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность в режимных моментах;
- взаимодействие с родителями;
- свободная лабораторная практика в технологиях «Клубный час», «Час интересных встреч».
9,10,11 слайды. Основной частью программы является кружок «Мы исследователи». В соответствии с целями и задачами которого разработано календарно-тематическое планирование, которое включает в себя темы исследований, цели экспериментов, материалы и оборудование, ход экспериментирования, работу над связной речью. В план кружковой деятельности дополнительно были внесены по инициативе ребят темы: «Космос», «Полярное сияние», как проявление магнитных сил Земли, «Земля — магнит» и некоторые другие. Понадобилось новое оборудование (появился электронный конструктор «Знаток», набор опытов «Космос», «Набор по изготовлению парашютов» и т.д.).
12 слайд. В режимных моментах используем следующие виды работ:
- прогулка;
- самостоятельные исследования в центре экспериментирования;
- эксперименты с воспитателем.
- игровая деятельность.
- Слайд. Сейчас мы покажем видео «Запуск парашюта» на прогулке. В ходе опыта ребятами закрепляют знания о свойствах воздуха. Эксперимент с воспитателем «Сборка питания двигателя вентилятора лампочки от батарейки по схеме».
- слайд. Взаимодействие с родителями. В ходе реализации программы родители были активными участниками СОВМЕСТНОЙ деятельности. В связи с пандемией дети были надолго отлучены от детского сада, тогда и возникла идея проведения опытов и экспериментов в домашних условиях. Дети совместно с родителями делились фотографиями и видео полученных результатов в группе Вайбер.
- Слайд. Видео. «Опыты дома. Детям интересно, они хотят поделиться своими выводами».
16 слайд. В свое работе мы использовали современные технологии.
- «Планшеты» по технологии Савенкова Александра Ильича, где дети схематично зарисовывают информацию, полученную из разных источниках о свойствах и качествах объектов окружающего мира. И фиксируют результаты: наблюдений, опытов, экспериментов символами.
- элементы технологии развития критического мышления - Кластер, который помогает детям представить информацию в графическом оформлении, систематизировать материал.
- Один из элементов технологии критического мышления - таблица «знаю», «хочу узнать», «где узнать». Таблица способствует умению определять уровень собственных знаний детей и развивает умение планировать дальнейшую работу.
17 слайд. Реализованная программа показала свою эффективность.
- На 10 % повысился средний уровень сформированности представлений детей о свойствах и качествах объектов окружающего мира;
- 85 % научились по алгоритму готовить материал для эксперимента;
- 50 % создают схемы проводимых опытов;
- 30 % самостоятельно проводят простые опыты и эксперименты в свободной лабораторной практике;
- 12 % научились презентовать результаты своих исследований;
- 12 % улучшились коммуникативные навыки;
Трудности в реализации программы.
Предполагалось, что дети научатся свободно передвигаться в пространстве ДОУ (самостоятельно дойти до исследовательской лаборатории и вернуться назад, проводить свободную лабораторную практику в исследовательской лаборатории), но, к сожалению, данная задача не была реализована в полной степени, т.к. в период пандемии большая часть опытов и экспериментов проводилась, все же, в групповом помещении.
18 слайд Одним из показателей результативности являются выступления наших ребят на городском фестивале проектно-исследовательской деятельности «Умное поколение», с которым мы вас сейчас познакомим.
В летнее время, когда очень жарко, ребенок задумался: «А можно ли сделать фонтан своими руками?». Так появился проект: «Фонтан из подручных средств».
В ходе опытов с бумагой у девочки возник вопрос: «А можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?» В дальнейшем это гипотеза переросла в детско-родительский проект «Бумага своими руками».
При проведения опытов с электричеством у одного из воспитанников появилось желание самостоятельно сделать игрушечный электромобиль из бросового материала. Данная модель собранная совместно с отцом была представлена на фестивале проектно-исследовательской деятельности «Умное поколение».
19 слайд. Сейчас вы увидите фрагмент изготовления бумаги на видео.
20 слайд. Игрушечный электромобиль собранный своими руками.
Перспективы видим в:
- продолжении реализации данной образовательной программы;
- подготовке детей для выступлений с индивидуальными проектами в разных конкурсах;
- приобретении современного оборудования для проведения опытов.
Подписи к слайдам:
Актуальность Активизируются мыслительные процессы Обогащается память Вызывает интерес к познанию чего-то нового Соответствует условиям формирования познавательного интереса, с учетом ФГОС ДО
Цель формирование первичных навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи (далее ТНР) в процессе детского экспериментирования.
Задачи расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира; развивать способность выдвигать гипотезы, формулировать выводы, учить проводить исследования, опыты и эксперименты с помощью взрослого, а затем самостоятельно, в том числе в свободной лабораторной практике; создать условия для освоения культурных форм упорядоченности опыта (причинно-следственные связи и другие отношения) создать условия для перевода ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация, создание операционных карт); развивать у детей умение пользоваться приборами- помощниками (микроскоп, лупа, весы, песочные часы и т.д.); развивать связное высказывание детей с ТНР, развивать умение презентовать полученные результаты опытнической, экспериментальной, проектной деятельности; воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов, волевые качества, активность, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.
Целевая группа Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Сроки реализации 2 года
Детская лаборатория в ДОУ
Центр экспериментирования в группе
Формы реализации: кружковая деятельность; совместная и самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность в режимных моментах; взаимодействие с родителями; свободная лабораторная практика в технологии «Клубный час», «Час интересных встреч»
Кружковая деятельность Проект «Волшебные превращения»
Проект «Космос»
Проект «Электричество»
Режимные моменты Прогулка Самостоятельные исследования В центре экспериментирования в группе Игровая деятельность Эксперименты с воспитателем
Взаимодействие с родителями Опыты дома Помощь в подготовке презентаций
Технологии Технология Савенкова А.И. Элементы критического мышления
Результат На 10 % повысился средний уровень сформированности представлений детей о свойствах и качествах объектов окружающего мира; 85 % научились по алгоритму готовить материал для эксперимента; 50 % создают схемы проводимых опытов; 30 % самостоятельно проводят простые опыты и эксперименты в свободной лабораторной практике; 12 % научились презентовать результаты своих исследований; 12 % улучшились коммуникативные навыки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, дру...
Представление опыта работы по теме "Статическое электричество" на демонстрационной площадке в рамках реализации проекта Красноярского края "Кадровое обеспечение технологического лидерства"
Цель: Ознакомление детей со статическим электричеством.Задачи:Образовательные:Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического ...
Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...
Представление опыта работы по реализации дополнительных программ
Программа "Добрый мир"...
Представление опыта работы реализации мероприятий с участием отцов в МАДОУ «ЦРР-детский сад «Чебурашка»
Представление опыта работы реализации мероприятий с участием отцов в МАДОУ «ЦРР-детский сад «Чебурашка»...