Экологический проект «Мир растений» во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шпакова Валентина Николаевна

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Данный исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Мир растений»

во второй младшей группе

Воспитатель: Шпакова Валентина Николаевна

I. Аннотация проекта

        Тип проекта: познавательный

        Вид проекта: исследовательский

        Возраст детей: 3-4 года

        Участники проекта: дети, воспитатель группы, родители

        Продолжительность: 3 месяца

        Период выполнения: июль -  сентябрь

II. Обоснование социальной значимости проекта

        Актуальность проекта:

        Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

        Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.

        Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Данный исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

III. Цель проекта

        Цель проекта: развивать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка и уход за растением).

        Задачи проекта:

1. Закрепление и расширение знаний детей о растениях их красоте и пользе;

2. Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

3. Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

4. Развитие детской инициативы, активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

5. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности, овладение умением выращивать растения, ухаживать за ними

6. Формирование бережного отношения к растениям, умения видеть и чувствовать их красоту, желания сохранять и беречь природу;

7. Развитие творческих способностей детей, любознательности;

8. Активизация и обогащение словаря детей;

9. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, содействие и сотрудничество детей и взрослых.

IV. Принципы реализации проекта:

• Принцип развития – ориентация на развитие личности

• Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

• Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

• Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

• Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

V. Методология проекта

        Основные этапы и направления реализации цели проекта:

        I этап - установочный

• Диагностирование детей, анализ полученных результатов.

• Анкетирование родителей.

• Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

        II этап - подготовительный

        Деятельность педагога:

• Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы.

• Иллюстративного и дидактического материала по данной теме.

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

        Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Оформление родительского уголка, размещение рекомендации родителям по работе с детьми по проекту

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

        III этап - Практическая работа -познавательно-исследовательский

        Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

•Создание презентаций для занятий по темам: "Мир растений», «Загадки о цветах, овощах», пословицы, поговорки.

        Деятельность детей:

• Посадка луковицы в воду

• Посадка семян укропа, петрушки в землю.

• Посадка «Травянчика»

• Уход за растениями.

• Выполнение заданий самостоятельных наблюдений.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

        Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об растениях.

        IV этап - Заключительный

        Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

        Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта "Мир растений"

        V этап - подведение итогов

        Распространение опыта.

• Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта.

Направления

деятельности

Содержание деятельности

Беседы

«Растения – это жизнь»,

«Какая польза от растений»

«Какие бывают семена»

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Наблюдения с детьми

Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.

Наблюдение за одуванчиками.

«Какие цветы растут на участке детского сада»

«Что бывает на растениях после цветов»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Строение растений»,

«Рост и развитие растений»,

«Земля, какая она?»

«Вода и росток»,

«Солнце и росток»

Коммуникативная деятельность Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «У солнышко в гостях»

Сказка «О Зеленом Огурчике» (Приложение 1)

Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

Рассказ детей по теме: «Огород у бабушки».

Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях, времени года.

Практическая деятельность и трудовые поручения Отбор и посев семян укропа, петрушки в землю.

Посадка луковицы

Полив, уход и наблюдения за растениями.

Посадка «Травянчика»

Уход за растениями.

Экологические занятия по темам:

«Волшебная корзинка»

«Мир овощей»

«Семена»

«Первые всходы».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

«Что где растёт?»,

Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Времена года»,

«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями», «Солнышко и дождик», «По тропинке»,

«Съедобное-несъедобное»

«Угадай цветок», «Найди такой же», «Сложи цветок».

«Вкусный обед»

Рассматривание иллюстраций, картин

-Серия «Цветы»

-Серия «Деревья»

-Серия «Овощи»

-Серия «Фрукты»

-Серия «Времена года»

Художественно – эстетическая деятельность детей.

Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

Рисование «Одуванчик – золотой»,

Раскрашивание раскрасок «Садовые цветы»

«Деревья нашего детского сада»

• Лепка «Овощи большие и маленькие»,

• Аппликация «Клумба»,

Работа с родителями

(Информационный материал для родителей) Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Беседа «Наши комнатные растения»

«Приучение ребенка к помощи»

Выставка детских рисунков «Одуванчики»

Фотовыставка «Травянчики»

Анкета для родителей (Приложение 2.)

        Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3.Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т. д.

4.Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, планшет, фотоаппарат и. т. д.

VI. Рабочий план реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные за выполнение

1. Установочный.  

  • Диагностирование детей, анализ полученных результатов.
  • Анкетирование родителей.
  • Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
  •  Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

2. Подготовительный.

  • Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы.
  •  Иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Создание условий для организации работы: посадка семян, луковиц.

3. Практическая работа - познавательно-исследовательский.

  • Рассматривание семян (укропа, петрушки, помидора) посадка семян и лука.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

• наблюдение за растениями.

  • Отражение результата
  • через художественно-творческую деятельность.

4. Заключительный

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

5. Подведение итогов.

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

VII. Ожидаемые результаты, механизма мониторинга и оценки результатов проекта

        Предполагаемый результат:

1. Проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе, желание и умение правильно ухаживать за ними.

2. Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.

3. Ведут наблюдения и делают первые выводы

4. Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

5. Проявляет бережное отношение к природе.

        Диагностика.

        Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений, уход за «Травянчиками».Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основн�м показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, ниже среднего. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении. (Приложение 3. Таблица)

        Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

        Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

        Ниже среднего: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Желания ухаживать за растениями - нет.

VIII. Перспективы дальнейшего развития проекта

        Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

        В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

IX. Используемая литература:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2015 г., 234 с.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2016 г. ,215 с.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 2015 г. 187 с.

4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2015 г., 94 с.

5. Интернет ресурсы http://nsportal.ru, https://infourok.ru , https://dohcolonoc.ru.

        Сказка «О Зеленом Огурчике»

        Жил – был зелёный Огурчик. Скучно ему стало на своей грядке, и решил он отправиться в путешествие. Проходя мимо соседей своей грядки, встретил он Горошинку.

– Куда путь держишь? – поинтересовалась она.

– Да вот решил на белый свет посмотреть, – ответил Огурчик.

– Возьми меня с собой, – попросила Горошинка.

– Пойдём, – согласился Огурчик.

И отправились они дальше вдвоём. Ведь вместе веселее путешествовать. Шли они, шли и встретили куст картофеля. Стоит он и горько – горько плачет.

– Что случилось? – спросил зелёный Огурчик.

– Прилетел колорадский жук, отложил на листочке моего куста яйца, из них скоро выйдут личинки и будут, меня есть, – сказал, не переставая плакать, Картофель.

– Как мы можем тебе помочь? – поинтересовались путешественники.

– Возьмите лейку с разведёнными в ней химикатами, полейте меня, яйца погибнут, а колорадский жук на куст уже больше не сядет. К осени вырастет много вкусных, крупных клубней картофеля.

Так они и сделали. Картофель поблагодарил Огурчика и Горошинку, и они пошли дальше.Вскоре они услышали крик о помощи:

– Помогите!

Это кричала Капуста. Она рассказала им, что от сильного ветра оторвалась доска от забора и если её не прибить на место, то, гуляющие рядом с огородом, козы проберутся в огород и полакомятся свежими зелёными листочками капусты. Оказав помощь капусте, наши путешественники отправились дальше в путь.

Подойдя к грядке моркови, они увидели, как огромная полевая мышь готовилась пообедать спелыми оранжевыми корнеплодами. Зелёный Огурчик и Горошинка оказали помощь и моркови – прогнали мышь.

Стало темнеть и Огурчик с Горошинкой подумали, что им пора возвращаться домой. Но в это время они увидели стаю шумных воробьёв, которая приближалась всё ближе и ближе.Они бросились искать себе убежище и услышали:

– Прячьтесь сюда.

Они спрятались под большими листьями капусты. Воробьи их не заметили и пролетели мимо.

Тем временем зелёный Огурчик и Горошинка благополучно вернулись домой.

        Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

13. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?


«Посадка лука».

Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе

Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, дидактические игры по ознакомлению с овощами, рассказ воспитателя о луке и его свойствах.

Материал: луковицы, ящик с землёй, лейка, бумажные салфетки для рук, фартуки.

Словарная работа: верхушка, чешуйки, донце, стрелки.

Рассказ о луке и его свойствах.

Лук – огородное растение, распространённое во всём мире. С древних времён лук применялся как лекарственное растение. Известно, что египтяне разводили лук на больших площадях и употребляли его в огромных количествах, не страшась специфического запаха. В далёкой стране, Греции, лук входил в число самых часто употребляемых любимых и овощей, употребляли его в основном богатые люди. Потом лук стал пищей простых людей, но все признавали его бесчисленные достоинства и целебные свойства.

И сейчас лук широко используется не только как продукт питания, но и как необходимое народное средство при лечении ангины, кашля и насморка.

Ход эксперимента:

– Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что?Отгадайте загадку:

«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».

– Посмотрите-ка сколько лука! А вы помните,почему говорят: «Лук - от семи недуг»? Да, лук помогает лечить людей. Давайте рассмотрим луковицу. Какой он? (круглый). Какого цвета? (желтого). Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

– Мы сегодня будем сажать лук и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает, что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.

(показать проросшую луковицу)

– Какого цвета росток? Росток на верхушке лука. А еще у лука есть корешки, они похожи на ниточки.

– А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет)

– Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в приготовленный контейнер с водой. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю донцем вниз, ростком вверх. А мы посадим лук в воду, чтобы вы смогли увидеть, как растут корни.

– Ну, а теперь, для того, чтобы рос наш лук, ему необходимы свет и тепло.

3. Физкультминутка.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

Ислам у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши. Молодцы, ребята.

– А теперь вы сами будете сажать. Дети подходят к столу. Как правильно посадить луковицу? Какой частью её надо сажать? Посадить луковичку надо так, чтобы её верхняя часть выступала. (Воспитатель производит все действия, комментируя их, дети выполняют действия вслед за воспитателем). Найдите, где у лука донце. А теперь сажайте.

– Каждый день мы будем наблюдать за нашими луковицами, а чтобы нам их не путать, давайте придумаем им имена.

Дети: Весельчак, Плакса, Добряк, Злюка, Умник.

– Подумайте, что ещё необходимо сделать? (ответы детей, если дети не отвечают, то необходимо помочь им.)

– Нужно полить луковицы сейчас и делать это ежедневно (дети поливают посаженные луковицы). А что надо еще, чтобы лук рос? (тепло и воду) я покажу, как надо поливать.

– Теперь выберем самое подходящее место для нашей посадки, светлое и тёплое.

Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? (На подоконник). Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (Показ карточки).

– Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились.

Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья).

Результат.

1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.

2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Наш чудесный огород" вторая младшая группа

Скоро опять будут огороды на окне и мне хотелось бы предложить проект для младшего возраста....

Этапы разработки и проведения экологического проекта «Волшебница вода» во второй младшей группе №5 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63»

Вода главный компонент жизни. Она необходима всем: и человеку, и растениям, и животным.Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Берегите воду!!!...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Вторая младшая группа

Задачи:1.Развивать познавательно - исследовательскую деятельность  детей  через:-беседы  о значении овощей в жизни человека  (богаты витаминами)-наблюдения за ростом растений...

Экологический проект "Земля-наш дом" (вторая младшая группа)

Проблема, на решение которой направлен проект: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, е...

Экологический проект «Цветок для мамы» Вторая младшая группа «Планета детства»

Экологический проект «Цветок для мамы» Возраст – вторая младшая группа.Тип проекта:  Информационно – практико-ориентированный.Вид проекта: группов...

Методическая разработка Экологический проект «Веселый огород» во второй младшей группе

Актуальность проекта : Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от...