конспект нод на тему "волшебный мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
конспект нод на тему "Волшебный мир бумаги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_bumaga_otkrytoe_zanyatie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ».
Цель: Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги. Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с историей возникновения бумаги; с ее современными видами;
уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развивающие:
развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, горит);
развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие, мелкую моторику рук;
развивать активный словарь по теме; умение анализировать и делать выводы, обобщения;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
уточнить правила противопожарной безопасности.
Оборудование и материал: ноутбук, проектор, экран, листы бумаги: гафрированая, картон, цветная бумага, альбомный лист, бумажная салфетка, вода, спички, березовая кора, глина, камень.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)
Я белая, как снег, дружу с карандашом,
Где он пройдет, там заметку кладет (Бумага)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей) Совершенно верно, о бумаге.
С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем поделки из бумаги, рисуем. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Михалков “Лист бумаги”
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Нет ждет тебя удел иной.
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Презентация
СЛАЙД №1
Воспитатель: Ребята, а вы знаете , что раньше люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем буквы, но камень – неудобный материл для письма. Как вы думаете почему? (ответы детей)
СЛАЙД №2
Воспитатель: Правильно, камень – твердый, жесткий, тяжелый. И люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Глина по сравнению с камнем – легкая, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.
СЛАЙД№3
Воспитатель: Наши предки, которые жили давным-давно, писали на бересте. Береста – это березовая кора. Писать на бересте удобно -она гладкая, но для книг она не подходила. А вот почему попробуйте определить сами. ( Вызванному ребенку предлагается сложить бересту по полам)
Воспитатель: Скажите, что вы увидели, когда сложили бересту по полам? (ответы детей)
Воспитатель: Да, она сломалась потому что хрупкая, как и глина.
СЛАЙД В№4
Воспитатель: В древние времена из далекой восточной страны – Китая - купцы привезли чудесные листы. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу и делали они ее вручную.
СЛАЙД №5
Воспитатель: Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть , а старинные книги от современных. В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами - человек. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
3. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей).
Воспитатель: Вы назвали много разных предметов из бумаги. А теперь не много отдохнем.
Физминутка
По бумаге я бегу
Все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь – домик нарисую (Встать на носочки руки вверх над головой изображая крышу)
Хочешь - елочку в снегу (присесть)
Хочешь – дядю,
Хочешь – сад ( повороты в сторону, руки на пояс)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. : Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? ( ответы детей).
Воспитатель: А вот мы сейчас с вами это проверим: прочная ли бумага?
Воспитатель: Бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Она может быть тонкая, толстая, прозрачная, гладкая, шероховатая, легкая, тяжелая.
ОПЫТ №1 «Гладкая – шероховатая».
Воспитатель: Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую. Проведите пальчиком по шероховатому листу бумаги. Какая она на ощупь? (ответ детей
Воспитатель: Правильно, как бархат. Как можно назвать эту бумагу? (ответ детей) Правильно, бархатная. Вывод: бумага бывает гладкой и шероховатой
ОПЫТ №2 «Легкая и тяжелая»
Воспитатель: Я вам говорила, что бумага может быть легкой и тяжелой. Возьмите бумажную салфетку и картон. Подуйте. Что вы видите? (ответ детей). Правильно, салфетка вся изогнулась, а картон нет. Вывод: Бумага бывает легкой и тяжелой.
ОПЫТ №3 «Мнется или нет»
(На столах у детей лежит цветная бумага и картон)
Воспитатель: Возьмите цветную бумагу и сомните ее. (дети выполняют). Скажите, цветная бумага - смялась? (ответ детей) Легко смялась? Теперь возьмите картон, сомните. Мнется? А как мнется легко или тяжело? И так бумага - ……. Мнется. Вывод: Тонкая бумага мнется легко, а толстая – мнется, но надо приложить усилия. Чем толще бумага , тем она труднее мнется.
ОПЫТ №4 «Рвется?».
(На столах у детей лежит альбомная лист и картон)
Воспитатель: Возьмите альбомный лист и порвите его. (дети выполняют) Скажите, удалось вам порвать альбомный лист? (ответ детей) Легко? Возьмите картон, порвите. Скажите, что легче было порвать картон или альбомный лист? (ответ детей) Вывод: Мы можем сказать, что бумага рвется. Бумага рвется по легкости в зависимости от ее толщины.
ОПЫТ №5 «Намокает?»
(На столах у детей лежит бумажная салфетка, альбомный лист и тарелка с водой).
Воспитатель: Возьмите бумажную салфетку, альбомный лист и подвиньте к себе тарелку с водой. Положите бумажную салфетку и альбомный лист в воду. Обратите внимания: салфетка и альбомный лист утонули или нет?
Почему? (Ответы детей)
Скажите, что быстрее намокло салфетка или альбомный лист? (ответ детей)
Воспитатель: Подводим итог, тонкая бумага намокла быстрее, бумага потолще тоже намокает, но ей требуется больше времени. Бумага боится воды.
ОПЫТ № 6 «Издает звук».
Воспитатель: Возьмите цветную бумагу и выполните движение «стирка белья». Что вы слышите? (ответ детей)
Воспитатель: Вывод: Бумага шуршит, скрипит издает звук.
ОПЫТ №7 «Горит?»
(У воспитателя на столе бумага, свеча, спички)
Воспитатель: Следующий опыт с бумагой очень опасен, поэтому я сама вам покажу. что произойдет с бумагой, если ее поднести к огню. Вы все знаете, что с огнем и спичками это опасные игры и забавы. (Воспитатель подносит бумагу к зажженной свечи) Посмотрите, что происходит с бумагой, она ….Вывод: Горит. Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Воспитатель: Немножко отдохнем и закрепим свойства и качества бумаги.
Физкультминутка
Мы бумагой машем, машем,
Мы бумагу мнём, мнём, мнём,
Мы бумагу трём, трём, трём,
А сейчас её разгладим
А потом её порвём.
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём
СЛАЙД №6
Воспитатель: Ребята вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. (Ответы детей)
Воспитатель: Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Игра «Бывает, не бывает».
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал и др.).
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства?
СЛАЙД №7
Воспитатель: Перед вами разные картины, выполненные на бумаги. Поделки. Предметы посуды. Красочные книги. И многое другое.
4.Заключительная часть.
Воспитатель: Вам сегодня интересно было на занятии? (ответ детей)
А что нового вы узнали про бумагу? (ответ детей)
А как надо обращаться с бумагой и книгами? (ответ детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с бумагой"
Задачи:Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов, научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. Оборудование:Конверт с набором бумаг...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»
экспериментирования с бумагой в средней группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...
Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"
Конспект интегрированного занятия...
Конспект занятия конструирование из бумаги (оригами) Тема: «Лисичка»
Задачи:Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов.Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс ...
Конспект по конструированию из бумаги
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по конструированию из бумаги в средней группе. Тема занятия "Елочки"...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой во второй младшей группе "Мы делили апельсин"
Программное содержание.· Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги...