Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Путешествие в сахарную страну» по методике А. И. Савенкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.02.21_otkryt.zanyatie_po_savenkovu_2_gr.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Детское Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста группы № 2.
Тема: «Путешествие в сахарную страну»
по методике А. И. Савенкова.
Подготовил воспитатель:
Никулина Анна Васильевна
г. Курчатов - 2021
Тема: «Путешествие в сахарную страну».
Цель: Учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Образовательная область. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
- Дать детям представление о сахаре и его свойствах.
- Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Наблюдение», «Интернет», «Эксперимент».
- Упражнять в умении задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
- Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности.
- Развивать память, наблюдательность.
2. Образовательная область. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».
- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, пиктограмма, энциклопедия.
Активизация словаря: ученые, юные исследователи, лаборатория, эксперимент, информация.
3. Образовательная область.
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы команды.
- Создать атмосферу творческого поиска.
4. Образовательная область.
« ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощью кратких изображений – пиктограмм.
5. Образовательная область. « ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию, доставить детям радость и удовольствие от занятий развивающей направленности.
Методы и приемы:
Практические: проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, путем наблюдения, из ссылки на видеосюжет, зарисовывание полученной информации.
Наглядные: рассматривание изображений методов исследования, рассматривание зарисованной информации, рассматривание энциклопедий.
Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, доклад детей.
Оборудование:
- картинка с темой исследования
- сахар
- карточки – методы исследования
- шкатулка
- мешочки
- карандаши
- планшеты исследователей
- значки «Юные исследователи»
- лупы
- стаканы
- вода (холодная и теплая)
- тарелки
- разнос
- мантия
- головной убор академика
Ход НОД:
Мотивация. Развитие ситуации.
- Ребята, когда я сегодня пришла на работу и вошла в нашу группу, то заметила некоторые изменения в ней. Скажите мне, а заметили ли вы эти изменения? Посмотри все вокруг…
(Ответы детей).
- Да, совершенно верно. Сегодня к нам в гости прилетела мудрая сова и что – то с собой принесла. Вы хотите посмотреть, что же она с собой принесла?
(Ответы детей).
- (Воспитатель открывает шкатулку). Так что же это?
(Ответы детей).
- Да, мешочки. Предлагаю их обследовать, потрогайте, пощупайте. На что похоже на ощупь?
(если не догадываются, загадывается загадка).
Загадка.
Отгадайте-ка друзья,
Что в мешочках у меня?
Он сыпучий, белый, сладкий,
Догадайтесь что же это …!?
- Конечно же это сахар.
Но, взгляните, он тут не одинаковый, правда?
(Ответы детей).
- Конечно, он бывает в разном виде, в каком?
(Ответы детей).
- Да, сахарный песок, рафинад. Значит можно сделать вывод, что в двух мешках одно вещество, только в разном виде. Вот какой он бывает (воспитатель показывает детям на подносе разновидности).
- А что вы знаете о сахаре?
(Ответы детей).
- А откуда вы это всё узнали?
(Ответы детей).
- Когда вам нужно о чем-то узнать, то где вы ищите знания?
(Ответы детей).
- Ребята, есть разные методы изучения и исследования веществ, разнообразных явлений. Информацию можно получить из разных источников, можно посмотреть в интернете, прочитать в книге, спросить у другого человека, подумать самому, понаблюдать и провести эксперимент.
Мудрая сова предлагает вам заняться исследованием сахара и отправиться в лабораторию и попробовать себя в роли ученых. Вы согласны?
(ответ детей)
- Тогда проходите в лабораторию. Надевайте значки «Юные исследователи», галстуки. Ну что, готовы?
- Да!
- Юные исследователи, все ученые, перед тем как заняться исследованием составляют план. И мы с вами тоже составим такой же план. Давайте и мы подумаем, в каком порядке будем изучать сахар. Расположим наши методы исследования, что будет первым? (Раскладываем).
1.Подумай сам
2.Наблюдение
3.Эксперимент
4.Интернет (ссылка на видео)
5.Спроси у другого человека.
- А когда ученые проводят свои исследования, то всё, что они узнали записывают в карту исследования. Как вы думаете для чего?
(Ответы детей).
- Конечно, чтобы ничего не забыть, чтоб в конце по своим записям сделать доклад, рассказать обо всем, что узнали. И я вам тоже предлагаю такие карты - планшеты, они у вас лежат на столе, возьмите их, пожалуйста, мы с вами тоже будем всё фиксировать, зарисовывать, чтоб это помогло вам сделать доклад (рассказ) в конце нашего исследования.
- Итак, приступим к исследованию?
- Да.
- Первый метод исследования какой?
- Правильно. Подумай сам, давайте сейчас вспомним, что вы уже знаете о сахаре?
(Ответы детей).
- Да, он сладкий, белый, сыпучий, имеет запах, но не всегда. Как это можно обозначить?
- Символами, знаками, рисунком. (Ответы детей).
- Коллеги, а вы знаете из чего состоит сахар? Давайте понаблюдаем и узнаем, возьмите лупы. Да, он состоит из кристаллов. И это зарисуем в планшетах.
- Хорошо, что у нас следующее по плану?
(Ответы детей).
- Правильно, эксперимент, и я вам предлагаю растворить сахар в воде. Потрогайте воду, какая она в обоих стаканах? Да, теплая и холодная. Давайте с вами выдвинем гипотезу (сделаем предположение) одинаково ли быстро сахар растворится в теплой и холодной воде? Сейчас проверим. У вас на столах стоят стаканы, я сейчас налью в них воды, затем берем по кусочку сахара рафинада в каждую руку, и одновременно опускаем в воду, что с ним произошло?
Ответы детей. (Он растворился в теплой воде быстрее, чем в холодной).
- Совершенно верно, в теплой воде сахар растворяется быстрее, нежели в холодной. (Обязательно сказать о том, что подтвердилось ли наше предположение!?)
Зарисуем и этот результат.
- Ученые, а вы знаете откуда берется сахар?
Может растет на дереве? Может течет по трубам?
(Ответы)
- А я знаю, что делают его из сахарной свеклы. А хотите узнать, как?
(Ответы)
- Какой же у нас следующий метод исследования?
(Ответы).
- Посмотреть в интернете. Я вам сейчас раздам ссылку видеофрагмента о сахаре, а вы «Юные исследователи» посмотрите дома в своих компьютерах, а потом обязательно мне все расскажете.
И это нам тоже нужно будет потом зафиксировать в картах исследования.
- А вот, скажите, к какому мы методу не обратились?
(Ответы детей).
- Да, это метод спроси взрослого. У нас сегодня с вами есть замечательная возможность спросить у наших гостей о сахаре. Желающие, подойдите и задайте свой вопрос.
(Руслан А., София Х., София Ф.).
Исследователи, а вы знаете в какие продукты добавляют сахар?
(Ответы детей).
- Мы сегодня применили множество разных методов исследования, и пришло время убрать свои рабочие места и подготовиться к докладу, посмотрите свои карты исследования - планшеты и вспомните что мы сегодня узнали нового и интересного. Планшетами вы можете пользоваться во время доклада. Ну что, кто из исследователей готов сделать доклад?
- Доклад делает юный исследователь (имя). Говорите громко, чтобы всем было слышно и понятно, а остальные ученые - исследователи слушайте внимательно и готовьте свои вопросы.
- Спасибо вам за доклад, у кого-нибудь есть вопросы или дополнения?
Рефлексия:
- Что было для вас самым интересным?
-Что было для вас трудным?
- Где вам это может пригодиться?
(Ответы).
- Мудрая сова очень довольна вашим исследованием и приготовила для вас награду – сладкие медали.
- На этом наша работа в лаборатории подошла к концу, карты исследования можете взять с собой, чтобы дополнить их новыми знаниями. Спасибо вам за интересную работу, уважаемые юные исследователи, новых вам открытий и знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»
Данный вид деятельности был представлен вниманию жюри на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса действие проходило на базе "чужого...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Обогащение знаний детей о родном крае....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Аквагрим сделаем сами»
Развитие в детях инициативы и самостоятельности, креативности и творческого мышления....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...
Занятие – квест «Увлекательное путешествие» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Количество детей:13 человекВозраст детей: 4-6 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....