Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никулина Анна Васильевна

Тема: «Путешествие в сахарную страну» по методике  А. И. Савенкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.02.21_otkryt.zanyatie_po_savenkovu_2_gr.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Детское Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста группы № 2.

Тема: «Путешествие в сахарную страну»

по методике  А. И. Савенкова.

Подготовил воспитатель:

Никулина Анна  Васильевна

г. Курчатов - 2021

Тема: «Путешествие в сахарную страну».

Цель: Учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. Образовательная область.  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

- Дать детям представление о сахаре и его свойствах.

- Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Наблюдение», «Интернет», «Эксперимент».

- Упражнять в умении задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

- Формировать познавательную активность  и интерес к процессу экспериментальной деятельности.

- Развивать память, наблюдательность.

2.  Образовательная область.  «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, пиктограмма, энциклопедия.

Активизация словаря: ученые, юные исследователи, лаборатория, эксперимент, информация.

3. Образовательная область.

 «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы команды.

- Создать атмосферу творческого поиска.

4. Образовательная область.

« ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».

- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощью кратких изображений – пиктограмм.

5. Образовательная область.  « ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».

- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию, доставить детям радость и удовольствие от занятий развивающей направленности.

Методы и приемы:

Практические: проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, путем наблюдения, из ссылки на видеосюжет, зарисовывание  полученной информации.

Наглядные: рассматривание изображений методов исследования, рассматривание зарисованной информации, рассматривание энциклопедий.

Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, доклад детей.

Оборудование: 

  • картинка с темой исследования
  • сахар
  • карточки – методы исследования
  • шкатулка
  • мешочки
  • карандаши
  • планшеты исследователей
  • значки «Юные исследователи»
  • лупы
  • стаканы
  • вода (холодная и теплая)
  • тарелки
  • разнос
  • мантия
  • головной убор академика

Ход НОД:

Мотивация. Развитие ситуации.

- Ребята, когда я сегодня пришла на работу и вошла в нашу группу, то заметила некоторые изменения в ней. Скажите мне, а заметили ли вы эти изменения? Посмотри все вокруг…

(Ответы детей).

- Да, совершенно верно. Сегодня к нам в гости прилетела мудрая сова и что – то с собой принесла. Вы хотите посмотреть, что же она с собой принесла?

(Ответы детей).

-  (Воспитатель открывает шкатулку). Так что же это?

(Ответы детей).

- Да, мешочки. Предлагаю их обследовать, потрогайте, пощупайте. На что похоже на ощупь?

(если не догадываются, загадывается загадка).

Загадка.

Отгадайте-ка друзья,

Что в мешочках у меня?

Он сыпучий, белый, сладкий,

Догадайтесь что же это …!?

- Конечно же это сахар.

Но, взгляните, он тут не одинаковый, правда?

(Ответы детей).

- Конечно, он бывает в разном виде, в каком?

(Ответы детей).

- Да, сахарный песок, рафинад. Значит можно сделать вывод, что в двух мешках одно вещество, только в разном виде. Вот какой он бывает (воспитатель показывает  детям на подносе разновидности).

- А что вы знаете о сахаре?

(Ответы детей).

- А откуда вы это всё узнали?

(Ответы детей).

- Когда вам нужно о чем-то узнать, то где вы ищите знания?

(Ответы детей).

- Ребята, есть разные методы изучения и исследования веществ, разнообразных явлений. Информацию можно получить из разных источников, можно посмотреть в интернете, прочитать в книге, спросить у другого человека, подумать самому, понаблюдать и провести эксперимент.

Мудрая сова предлагает вам заняться исследованием сахара и отправиться в  лабораторию и попробовать себя в роли ученых. Вы согласны?

 (ответ детей)

- Тогда проходите в лабораторию. Надевайте значки «Юные исследователи», галстуки. Ну что, готовы?

- Да!

- Юные исследователи, все ученые, перед тем как заняться исследованием составляют план. И мы с вами тоже составим такой же план. Давайте и мы подумаем, в каком порядке будем изучать сахар. Расположим наши методы исследования, что будет первым? (Раскладываем).

1.Подумай сам

2.Наблюдение

3.Эксперимент

4.Интернет (ссылка на видео)

5.Спроси у другого человека.

- А когда ученые проводят свои исследования, то всё, что они узнали записывают в карту исследования. Как вы думаете для чего?

(Ответы детей).

- Конечно, чтобы ничего не забыть, чтоб в конце по своим записям сделать доклад, рассказать обо всем, что узнали. И я вам тоже предлагаю такие карты - планшеты, они у вас лежат на столе, возьмите их, пожалуйста, мы с вами тоже будем всё фиксировать, зарисовывать, чтоб это помогло вам сделать доклад (рассказ) в конце нашего исследования.

- Итак, приступим к исследованию?

- Да.

- Первый метод исследования какой?

- Правильно.  Подумай сам, давайте сейчас вспомним, что вы уже знаете о сахаре?

(Ответы детей).

 - Да, он сладкий, белый, сыпучий, имеет запах, но не всегда. Как это можно обозначить?

- Символами, знаками,  рисунком. (Ответы детей).

- Коллеги, а вы знаете из чего состоит сахар? Давайте понаблюдаем и узнаем, возьмите лупы. Да, он состоит из кристаллов. И это зарисуем в планшетах.

- Хорошо, что у нас следующее по плану?

(Ответы детей).

- Правильно, эксперимент, и я вам предлагаю растворить сахар в воде. Потрогайте воду, какая она в обоих стаканах? Да, теплая и холодная. Давайте с вами выдвинем гипотезу (сделаем предположение) одинаково ли быстро сахар растворится в теплой и холодной воде? Сейчас проверим. У вас на столах стоят стаканы, я сейчас налью в них воды, затем берем по кусочку сахара рафинада в каждую руку, и одновременно опускаем в воду, что с ним произошло?

Ответы детей. (Он растворился в теплой воде быстрее, чем в холодной).

- Совершенно верно, в теплой воде сахар растворяется быстрее, нежели в холодной. (Обязательно сказать о том, что подтвердилось ли наше предположение!?)

Зарисуем и этот результат.

- Ученые, а вы знаете откуда берется сахар?

Может растет на дереве? Может течет по трубам?

(Ответы)

- А я знаю, что делают его из сахарной свеклы. А хотите узнать, как?

(Ответы)

- Какой же у нас следующий метод исследования?

(Ответы).

- Посмотреть в интернете. Я вам сейчас раздам ссылку видеофрагмента о сахаре, а вы «Юные исследователи» посмотрите дома в своих компьютерах, а потом обязательно мне все расскажете.

И это нам тоже нужно будет потом  зафиксировать в картах исследования.

- А вот, скажите, к какому мы методу не обратились?

(Ответы детей).

- Да, это метод спроси взрослого. У нас сегодня с вами есть замечательная возможность спросить у наших гостей о сахаре. Желающие, подойдите и задайте свой вопрос.

(Руслан А., София Х., София Ф.).

Исследователи,  а вы знаете в какие продукты добавляют сахар?

(Ответы детей).

- Мы сегодня применили множество разных методов исследования, и пришло время убрать свои рабочие места и подготовиться к докладу, посмотрите свои карты исследования - планшеты и вспомните что мы сегодня узнали нового и интересного. Планшетами вы можете пользоваться во время доклада. Ну что, кто из исследователей готов сделать доклад?

- Доклад делает юный исследователь (имя). Говорите громко, чтобы всем было слышно и понятно, а остальные ученые - исследователи слушайте внимательно и готовьте свои вопросы.

- Спасибо вам за доклад, у кого-нибудь есть вопросы или дополнения?

Рефлексия:

- Что было для вас самым  интересным?

-Что было для вас трудным?

- Где вам это может пригодиться?

(Ответы).

- Мудрая сова очень довольна вашим исследованием и приготовила для вас награду – сладкие  медали.

- На этом наша работа в лаборатории подошла к концу, карты исследования можете взять с собой, чтобы дополнить их новыми знаниями. Спасибо вам за интересную работу, уважаемые юные исследователи, новых вам открытий и знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Аквагрим сделаем сами»

Развитие в детях инициативы и самостоятельности, креативности и творческого мышления....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...

Занятие – квест «Увлекательное путешествие» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Количество детей:13 человекВозраст детей: 4-6 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....