Конспект НОД "Путешествие в мир народной игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка». Прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_v_mir_narodnoy_igrushki.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народная культура и традиции»
Путешествие в мир народной игрушки.
Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка».
Задачи:
- прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
- развивать внимание, мышление, творчество детей;
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании;
- дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Материалы и оборудование:
- картинки, фото для показа;
- предметы декоративно-прикладного искусства: филимоновская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка, обрядовые куклы, игрушка «Матрёшка»;
- шаблоны игрушки «Матрёшка», кисти, краски, баночки для воды, салфетки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- художественная литература;
- познание (познавательно – исследовательская);
- художественное творчество (рисование);
- коммуникация.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий материал для проведения данного мероприятия. Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в «Мир народной игрушки». На чём мы отправимся в путь?
Дети: На машине!
Воспитатель: Хорошо! Согласна!
Дети становятся за воспитателем друг за другом в колонну по одному, делают вид, что держат в руках рули.
Все вместе: Приготовились? Поехали!!! (Воспитатель и дети перемещаются по группе).
2. Первая остановка: «Народное творчество».
- Ребята, посмотрите, какие виды народного творчества здесь представлены: Филимоновская роспись, Городецкая роспись. А что мы о них знаем? Как они родились?
Дети: Их создавали люди (народ).
- Верно! Столетиями жители деревушек работали в поле и огороде – нелёгкой была эта жизнь. Не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками: украшали деревянную и глиняную посуду замысловатыми узорами, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку тепла и души (показ фото).
2. Физкультурная минутка «Буратино».
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл!
Чтобы ключик нам достать - надо на носочки встать!
(все выполняют движения)
3. Остановка «Творческая мастерская»
- Ребята, нам нужно добраться на наших машинах до остановки «Творческая мастерская». Предлагаю отправиться в путь!
Все вместе: Поехали! (двигаются по группе «на машинах»)
- Вот мы и добрались до «Творческих мастерских». Присаживайтесь за столы. Сегодня я хочу познакомить Вас с ещё одной русской куклой-сувениром.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети называют матрешку.
- Как ребята догадались, что речь идет о матрешке? (Ответы детей.)
Показываю игрушку. Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.
- На кого похожи эти куклы?
- Из чего сделаны эти игрушки?
- Как они выглядят?
- Похожи они друг на друга. Чем?
- Чем отличаются друг от друга?
Вопросы о размере, цвете, форме.
История рождения Матрешки.
-Родилась эта кукла в Московской игрушечной мастерской. Игрушки там создавали народные мастера-умельцы. Сначала это были, одетые в костюмы жителей разных регионов России (показ фото). Однажды Василий Звёздочкин, токарь по образованию, увидел «подходящую чурку» и выточил её по форме монашенки (показ фото). А раскрасил и украсил эту куклу Сергей Малютин. Художник изобразил её чернобровой красавицей с петухом в руках. Днём рождения этой куклы считается апрель 1900 года.
Послушайте стихотворение о Матрешке:
Россия наша славится
Расписными ложками,
А еще гордится
Русскими матрешками.
В каждом доме ей почет,
Все встречают с ласкою,
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
- Матрёшка не всегда была сувениром. Изначально она создавалась для маленьких детей, как игрушка. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, дети, так же как и вы удивлялись этому чуду.
4. Продуктивная деятельность
- Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?
-Хотите узнать, что случилось?
Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?
Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания. (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)
Предлагаю детям перед тем, как рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».
"Цветы"
Наши красные цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок немножко дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветочки
Закрывают лепесточки,
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
(потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
(затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
(кисти рук наклоняются влево и вправо)
(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
(показать пальчиками, как лепестки закрываются)
После, дети садятся за столы, работают. (Работа 4- 5 мин.)
4. Рефлексия.
- Ребята, наши гости хотят посмотреть, какие красивые куклы у нас получились!
Дети выставляют на стенд свои работы, отмечают, чья понравилась больше и почему.
- Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями! А подружки «Матрешки» останутся у нас в группе и будут радовать наши глаза (До свидания!)
Матрешки уходят, и, прощаясь, говорят о том, что у них сложилось хорошее впечатление о детях и поднялось настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему: "народная игрушка"
Конспект...
Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна
Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....
Конспект. В гости к народной игрушке
В гости к народной игрушке...
Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой»
Цель:1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине.Материал:- домик- матрешка двухместная по количеству дете...
Конспект образовательной деятельности: «История народной игрушки»
Цель: продолжать знакомить с русским народным творчеством, с народными промыслами, с видами народной игрушки.Задачи: - Расширять знания о народных игрушках, способах её изготовления....
Конспект занятия по ФЦКМ "Народная игрушка"
формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа...
Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой"
Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой_ Матрешкой" Выполнила воспитатель Жалилова Гульфия Махмутовна...