Конспект. В гости к народной игрушке
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1161
Конспект ООД
в старшей группе № 7
« Гномики»
Тема: «В гости к народной игрушке»
Воспитатели:
Котова Г.А.
2017 г.
Программное содержание:
-Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи;
- закрепить названия некоторых видов народных игрушек: семеновские, полхов-майданские,загорские матрешки,филимоновские свистульки, богородские резные игрушки, дымковские игрушки;
- развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать;
- упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики;
-развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.
Развивающая среда:
Матрешки, филимоновские свистульки, дымковские игрушки, предметные картинки с изображением богородских игрушек, загорских матрешек, картонные силуэты матрешек, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.
2. Лепка по мотивам дымковской игрушки.
3. Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи.
Словарная работа:
Музей, экскурсия, экскурсовод, экспонат, лучина, орнамент, кокошник.
Ход :
-Ребята, кто из вас был в музее?
-А вы знаете, что такое музей? (ответы детей)
Музей – это место, где собирают и выставляют для просмотра различные вещи, у которых есть своя история.
-А вы хотите побывать в музее?
Сегодня мы с вами отправимся в музей народной игрушки на экскурсию. Что такое экскурсия вы знаете (ответы детей). Экскурсия – это ознакомление с чем-либо, а человек, который проводит экскурсию называется экскурсовод.
Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки, свистульки, глиняные игрушки). Наш первый экспонат- предмет на выставке- это матрешки. Первую матрешку придумали и создали больше ста лет назад. Ее создатели – Василий Звездочкин - он выточил матрешку. Сергей Малютин – он ее разукрасил.
-Ребята, а как сейчас выглядят матрешки, сколько штук внутри спрятано (пять матрешек и все похожи на первую большую).
А первая матрешка состояла из 8 фигурок, мальчик чередовался с девочкой, а последняя матрешка была в виде младенца. Потом матрешки разъехались по разным городам и селам и везде их разрисовывали по-своему. Сейчас наиболее известны семеновские, полхов-майданские и загорские матрешки.
Давайте посмотрим на них и сравним, чем же они отличаются (дети сравнивают). Семеновские матрешки отличаются большой площадью незакрашенного дерева и пышным букетом цветов на фартуке. При росписи этих матрешек используют в основном яркие цвета – желтый и красный. Полхов-майданские матрешки отличаются большим цветком розы с большим количеством лепестков, рядом с которым могут быть нераспустившиеся бутоны на ветках. В росписи используют как яркие, так и темные цвета. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру. Матрешки из Загорска отличаются отсутствием цветов на фартуке, все детали лица и одежды обведены черным контуром.
Следующий экспонат на выставке – это богородские игрушки.
- Почему они так называются? (их делают в селе Богородское)
-Из чего они сделаны (Из дерева)
Правильно, традиционная богородская игрушка- неокрашенная фигурка из мягких пород дерева- липы, гольхи и осины. Самой популярной игрушкой до сих пор остается игрушка «Кузнецы», установленная на двух движущихся планках. Если потянуть за них в разные стороны, то фигурки будут двигаться. Среди игрушек есть «Музыканты», «Плясуны», «Грибники». Все игрушки старались сделать подвижными – либо на движущихся планках, либо на тумбочке, в которой спрятана пружинка. Богородские мастера стремились к простоте, они не вырезали четкие детали лица и одежды.
Следующий экспонат- это филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. У барышень и солдат в руках были букеты или кувшины, в которых были спрятаны свистульки. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.
Какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий).
У филимоновских игрушек сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками.
Мы переходим к следующему экспонату- это дымковская игрушка.
-Почему они так называются? ( ответы детей)
Эти игрушки делают из глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.
-Давайте сравним роспись филимоновкой и дымковской игрушек, чем они отличаются7 (ответы детей) правильно, это традиционные дымковские узоры – геометрический орнамент-. Краски мешали на квасе и яйце и сразу до десяти красок. Расписывали фигурки самодельными кисточками0- из лучинок – тонкие щепки – и тряпочек, но у всех мастеров обязательно были тонкие хорьковые кисточки для прорисовывания черт лица. После росписи игрушку золотили- покрывали золотистой фольгой кокошник барышням, гребешки петухам и индюкам.
-Какие дымковские игрушки вы знаете (ответы детей) Среди них есть и многофигурные композиции – «Гуляния», «Чаепитие» и др.
-Вы хотите себя попробовать в качестве мастеров?
Давайте еще раз посмотрим на матрешку и назовем основные узоры. Теперь мы переходим в нашу мастерскую.
(дети садятся за столы, перед ними лежат фигурки матрешек, дети расписывают их).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:
Конспекткомплексного занятияв средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:...
Конспект НОД на тему: "народная игрушка"
Конспект...
Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна
Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....
В гости к народной игрушке
В гости к народной игрушке...
Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой»
Цель:1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине.Материал:- домик- матрешка двухместная по количеству дете...
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе на тему: «В ГОСТИ К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ»
Интегрированный подход в образовательной деятельности способствует развитию эстетического вкуса, художественно-творческих способностей детей, расширению интереса к народным традициям.Эффективность пре...
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка»....