Проект «Где прячутся листочки?» по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (средняя группа)

Елена Викторовна Козлова

Экологический проект позволит каждому ребенку стать первооткрывателем, исследователем того мира, в которм он живет. Поможет воспитывать в детях способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gde_pryachutsya_listochki.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Где прячутся листочки?»

по экологическому воспитанию  

детей среднего дошкольного возраста

Автор: Козлова Елена Викторовна

МБДОУ д/с № 486, город Новосибирск.

Время реализации проекта: весенний период.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. С наступлением первого месяца весны - марта мы с детьми много говорили о приходе весны. Рассказывали детям, что скоро растает снег, прилетят птицы, появится травка, а на деревьях распустятся листочки. А ребята спросили: «А где сейчас находятся листочки?». Тогда мы и решили поторопить весну. Принесли и поставили в вазу с водой веточки деревьев и кустарников, которые растут на участке нашего сада. И стали за ними наблюдать.

Актуальность проекта: 

     В настоящее время все больше внимания в дошкольных образовательных учреждениях уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания и экологической культуры детей. Интерес к проблеме  экологического воспитания не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него.

   Наблюдая за детьми своей группы, отметила, что они проявляют большой интерес к растительному миру.  Расспрашивают о деревьях и цветах, рассматривают книги о природе, делятся впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Но к сожалению,  имеют поверхностные знания о пользе деревьев, их взаимосвязях с живой и неживой природой.

    Экологический проект «Где прячутся листочки?» позволяет каждому ребенку стать первооткрывателем, исследователем того мира, в котором он живет. Поможет воспитывать в детях способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Так же при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. А непосредственное общение с объектами живой  природы обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта:   Расширять знания детей о деревьях и кустарниках родного края. Способствовать повышению интереса к наблюдению и исследовательской  деятельности.

Задачи проекта:

1.Расширять знания детей о березе, тополе и сирени.

2. Дать представления о значении деревьев в жизни человека  (оздоровительном, хозяйственном, эстетическом).

3. Формировать у детей представления о том, что дерево – живой организм.

Для его существования в природе необходимы условия: вода, свет, тепло.

4. Развивать наблюдательность, способность исследовать какой либо объект, делать умозаключения.

5. Активизировать и обогащать словарь детей.

6.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

7.Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость  наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.

Ожидаемые результаты:

1.Расширятся знания детей о растительном мире родного края – деревьях и кустарниках.

2.Дети в процессе исследования и наблюдений  усвоят значение воды, света и тепла для распускания листьев на деревьях.

3.Пополнится словарный запас по данной теме.

4.Родители приобретут знания, которые помогут воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней.

Этапы реализации:

1 этап - организационный: выбор темы и подбор методической литературы по теме проекта, отбор наглядного материала,  изготовление дидактических игр по теме, подбор материалов для творческих работ, составление плана, привлечение родителей к реализации проекта.

2 этап - познавательно – практический: проведение тематических бесед,  наблюдение, ведение календаря наблюдений, дидактические, словесные и подвижные игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, лепка, рисование, предоставление родителям консультаций.

3 этап - заключительный: анализ полученных результатов, презентация проекта.

Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

План реализации проекта

1 неделя:

Беседа  «Какие бывают деревья?» (Приложение 1)

Наблюдения: «Деревья и кустарники нашего участка», «Рассматривание веток тополя, березы, сирени». (Приложение 2)

Рассматривание альбома «Деревья родного края», «Гербарий».

 Чтение художественной литературы: рассказ К.Д.Ушинского «Спор деревьев». (Приложение 3)

Художественное – эстетическое развитие (Рисование): «Большое дерево».

Дидактическая игра «Детки и ветки».

Словесные  игры: «Назови ласково»,  «Какая? Какой?». (Приложение 4)

Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги». (Приложение 5)

Мини – этюд «Я — листочек». (Приложение 6)

Работа с родителями: Консультация  «Природа как воспитатель». (Приложение 7)

2 неделя:

Беседа «Для чего нужны деревья?» (Приложение 1)

Наблюдения: «Знакомимся со строением почек», « Наблюдение за почками тополя». (Приложение 2)

Рассматривание альбома  «Тополь».

Чтение художественной литературы:   Чтение стихотворений А. Черный  

«Hа могучем тополе...», О. Вербицкая «Тополиный белый пух …». (Приложение 3)
Художественное – эстетическое развитие (Лепка): «На тополе появились листочки».

Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

Словесные  игры: «Посчитай», «Сравни». (Приложение 4)

Подвижная игра «Найди такой же листочек». (Приложение 5)

Мини – этюд «Тополиные пушинки». (Приложение 6)

Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть деревья, растущие возле их дома.

3 неделя:         

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?». Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?». (Приложение 1)
Наблюдения: « Наблюдение  за проклюнувшимися почками», «Наблюдение  за распускающимися листьями». (Приложение 2)

Рассматривание альбома  «Береза».

Чтение художественной литературы: рассказ  Г. Снегирева «Рассказ о берёзе», стихотворение И. Агеевой «Белоствольная береза». (Приложение 3)
Художественное – эстетическое развитие (Рисование):  «На березе распускаются листья».

Дидактическая игра «Деревья, плоды, листья».

Словесные игры: «Один - много», «Есть - нет»,  «Четвертый лишний». (Приложение 4)

Подвижная игра «Кто быстрей найдет березу, ель, рябину и т д.» (Приложение 5)

Мини – этюд «Березка».  (Приложение 6)

Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми найти предметы в доме, сделанные  из дерева.

4 неделя:

 Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». (Приложение 1)

Наблюдения:  «Наблюдение за цветением березы», «Наблюдение за ветками сирени.  (Приложение 2)

Рассматривание альбома  «Сирень».

Чтение художественной литературы: стихотворение  А. Рысакова «Сирень», рассказ К.Д.Ушинского «Спор деревьев». (Приложение 3)

Художественно – эстетическое развитие (Аппликация): «Ветка сирени».

Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

Словесные  игры: «Что растет в родном краю»,  «Чьи плоды?», «Угадай, про какое дерево я говорю?». (Приложение 4)

Отгадывание загадок. (Приложение 8)

Подвижная игра  «Мяч бросай и деревья, кустарники называй».

(Приложение 5 )

Мини - этюд  «Из  семени  в  дерево».  (Приложение 6)

Работа с родителями: Предложить родителям выучить с детьми загадку, о каком либо дереве, и загадать ее детям в группе.

Вывод

      Проект «Где прячутся листочки?» построен на основе интегрированного подхода, с применением исследовательской деятельности, наблюдений, познавательных бесед и обучающих игр.

    Проект позволил детям расширить знания о природе родного края и о пользе деревьев для человека.   А так же способствовал развитию мышления, памяти, речи дошкольников и способности делать умозаключения.

     Дети получили ответы на интересующие их вопросы и сделали вывод, что для распускания листьев необходимы вода, свет и тепло.

Перспектива

Считаю целесообразным продолжить работу по формированию основ экологической культуры дошкольников. Особое внимание обратить на природоохранную деятельность человека и правила поведения его в природе.

 Используемая литература

1.Алябьева Е.А.  Воспитание культуры повидения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (02).

2.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.

3. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.- (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"

Паспорт экологического проекта содержит цели, задачи, предполагаемый результат, мероприятия с детьми и родителями по организации огорода на подоконнике в группе с детьми среднего дошкольного возраста....

Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Мы защитники природы»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»...

Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...

«Занимательные крышки»   Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

laquo;Занимательные крышки»Проект по экологическому воспитанию детейсреднего дошкольного возраста....