Картотека природоведческих дидактических игр «Деревья»
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Елена Викторовна Козлова

Дидактические игры, используемые в условиях современного детского сада, помогут воспитателю эффектино организовать работу с дошкольниками и научат применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_o_derevyah.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме «Деревья» для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине; 
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе; 
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка. 
Сосна – сосенка. 
Береза – березка. 
Иголка – иголочка. 
Ветка – веточка. 
Шишка – шишечка. 

Осина – осинка.

Тополь – тополек.

Яблоня – яблонька.

Дуб – дубок.

Лист – листок.

Дерево – деревце.

Куст – кустик.

Рябина – рябинка.

Корень – корешок.

Игра «Угадай, про какое дерево я говорю?»

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)

Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

Игра «Один-много» и «Есть-нет»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

 крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леей — лесов;

чаща — чащи — чащ.

Игра «Какая? Какой?»

Береза – березовый.

Ель – еловый.

Рябина – рябиновый.

Сосна – сосновая.

Осина – осиновый.

Смородина – смородиновый.

Липа – липовый.

Яблоня – яблоневый.

Игра «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

Липа, тополь, ива, яблоня (ива);

Береза, дуб, клен, смородина (смородина);

Яблоня, груша, слива, рябина (рябина).  

Игра «Один — много»

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Игра «Посчитай»

одна береза, две…, три…, четыре…, пять …

один пень, два…, три…, четыре…, пять…

одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…

Игра «Что растет в родном краю»

Правила игры: Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.

Яблоня, груша, шиповник, мимоза, 
Ель, саксаул, облепиха, береза, 
Вишня, черешня, сосна, апельсин, 
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан, 
Черемуха, тополь, платан, 
Дуб, кипарисы и слива, 
Багульник, смородина, ива.


Игра «Сравни»

Правила игры: Сравнить веточки разных деревьев.

Цель — найти и назвать веточки разной длины и толщины.

«Мяч бросай и деревья, кустарники называй».

Правила игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Поезд».

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закрепить умение узнавать деревья по форме листа, цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.

«Раз, два, три к дереву беги». 

Правила игры: Двигаться в направлении названного дерева.

Цель: Учить детей двигаться по сигналу воспитателя. Развивать быстроту бега, ловкость.

«Найди такой же листочек».

Правила игры: Взрослый показывает листок,  с какого либо дерева и просит найти такие же.

Цель: Развивать ловкость, умение реагировать на сигнал воспитателя. Развивать внимание.

 «Кто быстрей найдет березу, ель, рябину и т д.»

Правила игры: Взрослый называет дерево, а дети по сигналу бегут к нему.

 Цель: Развивать быстроту бега, ловкость.

 «Я — листочек»

 Как вы думаете, какое сейчас время года? Посмотрите в окошко — сколько красивых листиков. И желтых, и зеленых, и красных! А хотели бы вы сейчас побыть красивыми листочками? Ну, тогда давайте превратимся в разноцветные листочки. Закройте глазки. Я считаю: «Раз, два, три». Вот вы и листочки. Кто желтый листочек, кто красный, а кто зеленый. Живут наши листочки на могучем дереве. Вот какое могучее дерево! Осеннее солнышко пригревает, листочкам очень приятно. Но вдруг подул сильный ветер, и все листочки зазвенели песенку: «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает и...». От сильного ветра листочки один за другим стали падать на землю. Падают листики на землю плавно, неслышно. Легли на землю и отдыхают. А ветер тут как тут, опять подхватил листочки и подгоняет их, подгоняет, листочки опять зазвенели свою песенку: «...И летят листочки, кружат по дорожке, падают листочки прямо к нам под ножки». Наши листики шуршат от ветра. И очутились листики на веранде детского садика. Забились они в угол веранды, чтобы ветер их не нашел. И так на веранде уснули. А нам, ребята, пора возвращаться в группу. Закройте все глазки, я считаю до трех, и вы открываете глаза: «Раз, два, три». Вот мы и вернулись обратно.

 

«Тополиные пушинки»

        Ребята, какое у нас сейчас время года? А какое время года идет за весной? А знаете ли вы, что в самом начале лета бывает все белым-бело? А почему? А это потому, что с тополей облетает пух. Вот сейчас я превращу вас волшебной палочкой в тополиные пушинки. Мы — легкие, воздушные пушинки и летим на землю. Мы летим плавно, купаемся в воздушных волнах и постепенно садимся на землю. Вдруг поднялся теплый, легкий ветерок. Он нежно собирает нас в небольшую кучку и поднимает вверх над землей. Но мы, пушинки, любим свободу, и поэтому мы разлетаемся в разные стороны и кружимся в легком танце. Как это приятно — кружиться над землей. Наверное, люди завидуют нам, что мы, вот так просто, можем подняться вверх и летать. Нежный ветерок закружит нас хороводом. Ему очень нравится с нами играть, резвиться. Но он не может, ему нужно лететь в другие места, быть может, к другим пушинкам. Но мы не обижаемся на него, ведь он обязательно вернется к нам. До свидания. А мы летим к земле, чтобы опять подняться в небо. В ходе упражнения играет легкая, нежная музыка

«Березка»

  Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

«Из  семени  в  дерево»

Ведущий - «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).   Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-дидактическое пособие "Дерево".

Пособие предназначено для закрепления у детей знаний о сезонных изменениях в природе, особенностях жизни лесных обитателей, а так же для развития мелкой моторики детей раннего возраста и развития речи...

Дидактическая игра "Дерево плохих и хороших поступков"

Данная игра направлена на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра " Дерево знаний своих прав"

На основе литературных произведений формировать у детей представления о правах человека....

Дидактическая игра "Дерево здоровья"

Дидактическая игра "Дерево здоровья" для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: закреплять знания у детей о вредных и полезных привычка...

Дидактическое пособие "Дерево ответов и вопросов"

"Дерево вопросов и ответов" - дидактическое пособие, предназначенное для детей дошкольного возраста. Данное пособие поможет развить у детей фантазию, внимание, мышление, речь, мелкую моторику....

Дидактическое пособие Дерево "Времена года"

Пособие выполнено из фетра. Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой пр...

Дидактическая игра "Дерево"

Предназначена для детей...