НОД по экологическому воспитанию "Путешествие к реке" для детей 4-5 лет
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Беляева Анна Ивановна

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_puteshestvie_k_reke.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности с детьми 4-5 лет

«Путешествие к реке»

Воспитатель Беляева А.И.

 Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: Формирование у детей основы экологической культуры.

Задачи:

-Расширить представление детей о природе,

-Продолжать расширить представления детей о реке, водных растениях

-Развивать внимание, память, любознательность, воображение, мышление, речь.

-Вызвать интерес к реке как экосистеме.

-Закрепить правила поведения у водоема

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: макет леса, реки;  карточки-знаки с правилами поведения на природе, дорожные знаки; ноутбук или мультимедийная установка с видеозаписью роста водяной лили , фото водных растений; пластиковые стаканы, бумажные фильтры для воды ; пластиковые тарелки (зеленые), пластиковые ложки, пластилин (желтый); музыка леса и реки, песенка Кота Леопольда «Река», музыка для физкультминутки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами отгадаем загадку:

Всех жарким солнцем обогреет

В цветной наряд луга оденет,

Играть, купаться позовет,

Грибов и ягод принесет (лето)

 (ответы детей)

Воспитатель:-А как вы догадались, что речь идет именно о лете? ( Ярко светит солнце, на лугах цветут цветы).Лето-самое теплое время года. Летом дни долгие, а ночи короткие. Природа надевает зеленый  наряд, распускаются цветы, над лугами летают пчелы и бабочки. Летом мы с удовольствием ходим на прогулки на природу, в лес. Мы сегодня с вами также пойдем в  гости..к реке. Вы ходите на речку? Только сначала необходимо вспомнить, как нужно вести себя на природе.

Дидактическая игра

На столе разложены экологические и дорожные знаки. Среди первых-рисунки, обведенные красным цветом (запрещающие знаки) .  Рассматриваем рисунки. Находим те, которые относятся к правилам поведения на природе, обсуждаем, как правильно вести.

Воспитатель: ну что ребята,  мы теперь знаем, как не нужно себя вести на природе, давайте вместе отправимся  в путешествие к реке.

(звучит аудиозапись звуков леса и реки. Подходим к импровизированной реке, обращаем внимание детей на «берег» реки, котором лежит бытовой мусор

Беседа: Воспитатель:

Мы приехали на речку

 воскресенье провести,

А вот чистого местечка

Возле речки не найти!

Тут сидели, там сидели,

Загорали, пили, ели.

Отдыхали, как хотели,

Веселились, как могли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых ими склянки,

Две размокшие баранки-

Словом мусора гора!....

(С. Михалков)

Воспитатель: посмотрите, ребята, что это? (Рассматриваем то, что лежит на «берегу реки»?) Всюду мусор, вода в речке мутная, растения увяли, лягушки ускакали.

Воспитатель -Разве можно выбрасывать мусор на берегу речки?

Дети: Нельзя

Воспитатель: Конечно нельзя, ведь мусор засоряет реку. А что же с ним делать? Ведь часто после длительной прогулки люди, проголодавшись или испытывая жажду, едят или пьют воду, соки. Остаются бумажки, бутылки, банки…Что  с ними делать?

(дети предлагают убрать мусор и отнести в специальный контейнер).

Воспитатель: Верно, ребята, а если рядом нет такого контейнера, нужно собрать мусор, забрать его с собой, и на обратном пути выбросить его в ближайший  контейнер или урну. А еще вы видели на наших картинках в лесу или на берегу реки нельзя кричать. Как вы думаете, почему? Ведь в лесу никого нет?

(ответы детей)

Воспитатель:  Это только на первый взгляд кажется, что в лесу и на реке никого нет. И лес и река полны обитателями, которых нельзя пугать и нужно беречь.

Воспитатель:-А что можно делать в лесу и на берегу реки?

(ответы детей)

Воспитатель: -Правильно. Можно внимательно рассматривать все, слушать и можно узнать много интересного, нового и полюбоваться на окружающую красоту.

(В заключение игры еще раз формулируем правила поведения на природе)

Воспитатель: Мы с вами все убрали, видите, берег стал чистый, но многое уже попало в реку.  Как помочь реке?

Экспериментирование (очищение воды)

Перед детьми пластиковые стаканчики с грязной водой и пустые стаканы с бумажными фильтрами. Детям предлагается налить воду в стаканчики с фильтрами, посмотреть, как очистится вода и слить ее в чистую банку. Детям объяснить еще раз, что на берегу реки нельзя мусорить и в воду нельзя ничего сливать и выбрасывать. Ведь в реке живут… (вопрос к детям, кто живет в реке), растут различные растения…

Беседа о речных растениях (с просмотров видео и фотоматериалов на ноутбуке)

Воспитатель : в реках произрастает  множество различных растений, например: кувшинка или кубышка, белая водяная лилия, камыш, ряска и многие другие (демонстрация некоторых растений на картинках или на фото)

Пожалуй самые красивые растения на реке, которые вы наверняка много раз видели- это водяные лили

(ребенок читает стихотворение,рассматриваем картинки)

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их лилиями все  зовут

Воспитатель -Листья  и цветы у водяной лилии  растут на стебельках-веревочках, которые связывают их с толстыми корешками, а те лежат  на самом дне реки и кормят растение.  Это растение называют  растение-часы.  Её цветки живут по часам: распускаются в 7 часов утра и закрываются в 5 часов вечера.

(Просмотр видеосъемки того, как раскрываются и закрываются  водяные лилии)

Воспитатель: Давайте с помощью наших пальцев покажем. Как распускаются и закрываются цветки.

Пальчиковая игра «Цветок»

Наши белые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши  белые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головками качают

Воспитатель:

А белые лилии на самом деле так красивы, что многим хочется их сорвать. Люди рвут их, семена лилий не попадают на дно и каждый раз этих цветов становится все меньше и меньше. Таким образом, человек сам себя лишает  такой красоты. Но вы же теперь знаете, что рвать эти цветы не нужно, а лучше каждый год любоваться этими растениями. Правда, ребята?

Воспитатель: Есть еще и другие водные растения:  кувшинки или по другому -кубышки

(ребенок читает стихотворение)

Кубышка - солнышка малышка -
Кругла, игрива, весела...
Как подрумяненная пышка
На фоне тихого пруда.

Воспитатель -Потом цветки кувшинки отцветут и на их месте останутся плоды, похожие на маленькие зеленые кувшинчики. Вот почему эти водные растения так называются. Со временем кувшинчики раскроются, и семена поплыву по воде, а потом упадут на дно. И на следующий год из них вырастут цветы удивительной красоты.

(демонстрация иллюстрации растения)

Воспитатель: Очень часто на реке вы, наверняка, видели вот это растение (детям демонстрируется фото камыша) . Вы знаете, какое это растение?

Дети :камыш

(Ребенок читает стихотворение про камыш и демонстрирует картинку)

На болоте есть тростник —
Головой он не поник,
Верх шершавый, любит тишь.
Тот тростник зовут камыш.

Воспитатель: видите, ребята, какие разные растения есть в реке. И это далеко не все из них. Со многими другими растениями и другими обитателями рек мы еще познакомимся. И все их нужно беречь, чтобы они продолжали расти и радовать нас своим видом.

-Вы, наверное, немного устали, давайте разомнемся.

Физкультминутка «По кочкам»

Воспитатель: Посмотрите, ребята,пока мы с вами разговаривали, кто-то снова оставил мусор! Нам нужно скорее его собрать. Давайте с вами, прыгая по кочкам, соберем этот мусор.

(дети, прыгая по кочкам, собирают  мусор, звучит музыка) .

Воспитатель: Молодцы, ребята, весь мусор собрали.  Теперь берег нашей речки совершенно чист. А знаете, что очень часто использованные предметы могут быть полезны и их можно применить.

Творческое задание

Воспитатель :Сейчас мы с вами из этих предметов сделаем водяную лилию. Как вы думаете, получится?

(дети под руководством воспитателя изготавливают водяную лилию из остатков пластиковой посуды пластилина, на фоне звучит песенка Кота Леопольда «Река»)

Воспитатель: Какие вы молодцы, какие красивые лилии у вас получились. Давайте теперь их пустим в нашу речку. Теперь наша речка чистая и красивая, в ней могут расти наши кувшинки. И другим обитателям речки тоже будет хорошо и уютно в чистой реке.

(Еще раз вспоминаем, как нужно себя вести на природе. Воспитатель озвучивает, что впереди ребят ждут еще занятия, посвященные реке ее обитателям и значении рек в жизни людей).

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, узнали много нового и готовы идти дальше. Вам понравилось наше путешествие? Я очень рада! И мы с вами еще не раз отправимся в путешествие по реке, узнаем о жизни ее обитателей, узнаем, как река помогает людям, почему ее называют «река-река-работница» и еще много нового и интересного.  А сейчас давайте пустим ваши водяные лилии реку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы.

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы » Презентация...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Экологическая акция - метод ознакомления детей с природой и воспитания экологической культуры.

Выступление на семинаре «Технология экологического воспитания дошкольников»...

Долгосрочный проект "Экологический патруль" в дошкольной образовательной организации, который ставит своей целью повышение экологической культуры взрослых и детей.

laquo;Экологический патруль» - долгосрочный проект в дошкольной образовательной организации, который ставит своей целью повышение экологической культуры взрослых и детей, знакомство участников ...

«Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

laquo;Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....