Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ООД
«Насекомые»
(средняя группа)
Цель:
- Закрепить знания детей о внешнем строении тела насекомых.
- Познакомить с жизнью насекомых.
- Упражнять в сравнении насекомых.
- Рассмотреть взаимосвязи в природе.
- Развивать мышление, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: Предметные картинки.
Ход занятия
Сегодня с тобою мы отправимся в лес, чтобы узнать тайны. которые происходят весной в лесу.
- Живут на земле два царства, которые дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря.
Давайте вспомним и назовем, что это за царство?
Правильно, это царство животных - фауна, и царство растений - флора. Жители царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят царство животных, оберегают царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.
В царстве фауна есть удивительный уголок, в котором живут удивительные существа. Их можно встретить повсюду: в низинах, в горах, на земле и под землей, на растениях, в воздухе и воде. А кто это ты узнаешь, отгадав загадки:
1.
Не зверь, не птица - нос как спица
Летит - пищит, сядет - молчит.
Кто его убьет, тот кровь свою прольет. Комар
2.
На вид конечно мелковаты,
Но все, что можно. тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. Муравьи.
3.
Одежды не шьет, но ткань всегда ткет. Паук
4.
С ветки на тропинку, с травинки на травинку
прыгает пружинка- зелененькая спинка. Кузнечик
5.
Домовитая хозяйка, полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком - он поделиться медком. Пчела
- А как вы думаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить? - (о насекомых)
(предметные картинки насекомых)
Какие еще насекомые вы знаете?
А почему их называют насекомые? (от слова "насекать")
Почему они насекомые? - (у них есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть лапок, усики)
Для чего нужны насекомые? - (они опыляют растения и являются кормом для птиц)
Какое из этих насекомых считается самым вредным? - муха.
Какое из этих насекомых приносить сладкую пользу человеку? - пчела.
- Посмотрите. Кто это? - пчела.
Как называется дом, где живет пчела? - улей.
Расскажи как выглядит пчела? - (у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу.
Правильно. Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена.
- Как называется дом, в котором живут муравьи? - муравейник.
Муравьи - великолепные строители.
Из чего построен муравейник? - из хвоинок и мелких растительных остатков.
Как выглядит муравей? - утолщенное брюшко, грудь, голова, 3 пары маленьких ножек. У него сильные челюсти, очень подвижные усики.
Чем любят питаться муравьи? - сладкими соком тли. Они их доят, нежно поглаживая усиками, и получают сладкую, вкусную жидкость. а еще любят березовый или кленовый сок.
Какую пользу приносят муравьи?- (уничтожают гусениц, слизней, они охраняют наши леса.) А еще их называют хищниками, они уничтожают множество насекомых.
У муравьев много врагов? - это медведи, птицы, дятлы.
Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы лечится от паразитов, смазывая свои перья муравьиной кислотой.
А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности земли. Они собираются в тесный ком, и цепенеют до весны. муравьи видят плохо и поэтому важную роль играют усики, с которыми они ощупывают все, что встречается на пути. с помощью усиков они находят дорогу к своему гнезду.
Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха. быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую головку, и еще три глаза на темени.
А как же развивается стрекоза? Самка откладывает яйца в воду, или на водные растения. Из яичек выходят личинка, которая затем перебирается на сушу.
Очень часто мы ловим жуков с красными крыльями и черными точками. Кто это?
Как их называют? Почему они получили такое название?
Божья коровка безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается. Чем она защищается? - выпускает желтое молочко, поэтому ее назвали коровкой.
Давайте вспомним ее строение? - (2 мягких прозрачных крылышка, и два твердых надкрылья). При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. крылья ей позволяют летать.
Чем она питается? - тлями.
Тли - это насекомые, которые истощают растение, высасывают соки, загрязняют своим выделениями листья, как бы душат растения.
Божья коровка - верный помощник человека. В случае опасности, она прижимает лапки к телу, падает на землю и притворяется мертвой.
Бабочки. Как вы думаете, почему бабочки такие красивые, почему их наряды так разнообразны. У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающиеся.
Можно ли трогать бабочки руками? Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении пальцем мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются.
Стоит ли ловить бабочек?
Чем питается бабочки? - нектаром.
Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают.
Одни - улетают, как птицы, другие прячутся, а третьи откладывают яички и умирают.
6.
Муравей ползает, а бабочка?
Гусеница ползает, а кузнечик?
Бабочка летает, а улитка?
Червяк ползает, а стрекоза?
Кузнечик прыгает, а комар?
Паук ползает, а пчела?
Паук ползает. а пчела?
Муха летает, а гусеница?
А что будет, если исчезнут все насекомые? - не будет птиц и т.д., и будет пустыня а если мы будем уничтожать насекомых, то кто станет опылять растения?
Правильно, все в природе взаимосвязано.
Мы знаем, что человек и природа - это одно целое. очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. и жизнь станет для вас богаче и интереснее. вы не будете равнодушными к нашей природе. земле. И жизнь станет для вас богаче и интереснее.
Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не будет ловить бабочек.
Вам стало страшно за нашу землю?
А вы знаете, что вы можете защитить нашу землю?
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защитится
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем - (сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
Повторите чистоговорки
Ры - ры - ры - зажужжали комары
За - за - за - прилетела стрекоза
Ки - ки - ки- ползают жуки
Ла - ла - ла - мохнатая пчела
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...