Проект по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру (средняя группа)

Игнатьева Ольга Павловна

Актуальность.

 

«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».                                                                                                        В.А.Сухомлинский.

 

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_-_nash_obshchiy_dom.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  -

детский сад № 5 с. Раевский РБ

ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

«Земля — наш общий дом».

                                                                                                             

Подготовил воспитатель

Игнатьева Ольга Павловна

                                                                                                             

с. Раевский – 2021 г.

Актуальность.

«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».                                                                                                        В.А.Сухомлинский.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем  каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Как педагогов, наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Задачи:

  • формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
  • расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
  • формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
  • Развивать у детей познавательную активность, активизацию и обогащение их словаря.
  • привлекать детей к посильному участию по защите природы;
  • Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Длительность проекта: С 20.04.2021 по 24.04.2021

Вид проекта: групповой

Форма работы: обучающие видеофильмы  способствующие реализации цели проекта.

Итог:

в ходе реализации проекта дети:

  • формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
  • узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
  • с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

в ходе проекта педагог:

  • осуществляет инновационную деятельность ;
  • повышает свой профессиональный уровень;

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный.

• Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

•  Составление конспектов занятий

•  Привлечение родителей к текущему проекту.

• Подобрать методическую литературу по теме.

• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, видеопрезентации).

• Информационный материал для родителей.

                                                 2 этап - реализация проекта.

Физическое развитие:

  • Игры – эстафеты «Очисти лес от мусора», «Кто дальше?», «По дорожке»
  • Физкультминутка: «Помогатор» (Кукутики)
  • Танцевальная минутка «Злую тучку наказали».

Социально-коммуникативное развитие:

  • Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Поможем растению», «Что где растёт?».
  • Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».

Трудовая деятельность:

  • Совместный труд родителей  и детей по уходу за растениями
  • Уборка территории дачного участка. Приведение в порядок клумб.
  • Помощь маме в домашних делах – дежурство на кухне (сервировка стола), протирание пыли, подметание полов, уборка игрушек…

Познавательное развитие:

  • наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
  • рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;
  • ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
  • рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
  • Рассказ воспитателей (с видеопрезентацией). «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».
  • Просмотр видеофильма, посвященный Дню Земли
  • Просмотр обучающих мультфильмов:  «Планета Земля», «Мальчик и Земля», «Путешествие Капельки. Круговорот воды в природе».
  • Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Речевое развитие:

  • Словесные игры: «Мир вокруг нас», «Что было, что будет».
  • Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
  • Пословицы и загадки о весне, земле.
  • Чтение и заучивание  стихотворений на тему: «День Земли».

«Художественно-этетическое развитие»:

  • Изготовление творческих работ, посвященных Дню Земли
  • «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунков
  • Раскраски по теме: «Земля – наш общий дом».

-         Изготовление стенгазеты «Земля – наш дом»

Работа с родителями:

  • Сбор информации для родителей, материала по данной теме.
  • Консультации  «Экологическое образование в семье»,

                                     «Прикоснись к природе сердцем!».

  • «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунков
  • Привлечение к изготовлению творческих работ, посвященных Дню Земли
  • Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников».

3 этап – заключительный.

  • Оформление выставки рисунков и поделок детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».
  • Оформление презентации.
  • Оформление стенгазеты «Земля – наш дом».

Предполагаемый результат.

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • новые знания о Дне Земли.

-        станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

Выводы и самоанализ:

                В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные игры. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой – поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. На протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

  • сформировано первичное понятие о природоохранной деятельности;
  • взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.

Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание беречь природу.

                                     

                           Пусть на планете Земля будет чистый небосвод

Пусть на планете Земля все живое пропоет

Пусть на планете Земля будет счастлив человек –

И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!

Список литературы

  1. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

  1. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой».

  1. Колдина Д. Н.» Рисование с детьми». «Конспекты занятий».

  1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».

  1. Кравченко И. В. ,Т. Л. Долгова. «Прогулки».

  1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты».

  1. Николаева С. Н. «Юный эколог».

  1. Рыжова Н. А. «Почва - живая земля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...