ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней»
методическая разработка по окружающему миру
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КАМНИ, КАМНИ,
РОССЫПЬ ЦВЕТА.
ВСТРЕТИШЬ ВАС В ЛЮБЫХ МЕСТАХ
И НА СУШЕ. И НА МОРЕ
И В ОЗЁРАХ, И В РУЧЬЯХ!
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны:
- - они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях;
- - в настоящем музее ничего нельзя трогать руками , а вот в мини- музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;
- -экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей
- -в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.
- - в обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец.
Формы деятельности:
- - поисковая;
- - экспериментальная;
- - познавательная.
Цель создания мини-музея:
- Обогащение предметно-пространственной среды группы с целью формирования у детей представлений о многообразии камней и минералов.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием камней и минералов, их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам.
- Развивать познавательный интерес, навыки опытно-экспериментальной деятельности.
- Познакомить детей с новыми сказками и рассказами.
- Развивать коммуникативные навыки
- Развивать творческие способности, воображение.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
- Формировать интерес к музеям.
Ожидаемый результат:
- Активное участие детей и их родителей в оформлении мини-музея в группе.
- Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней.
- Положительное отношение к деятельности по созданию мини-музея.
- Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий.
- Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация).
- Обогащение познавательно-речевой (составление рассказов) и естественнонаучных (опыты, наблюдения) видов деятельности детей.
Размещение.
Мини-музей располагается в средней группе № 4 «Дельфинчики»,на полке рядом с уголком природы в групповой комнате. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты размещены в коробках, пластиковых контейнерах и снабжены этикетками. Дидактические и другие виды игр располагаются на этой же полке и всегда доступны для детских игр. Здесь же представлена детская литература, подборки картинок, мини- лаборатория для экспериментирования. В целях безопасности коллекция используются при работе с детьми совместно с воспитателем.
Хозяин мини-музея сказочный герой - гномик Изумрудик. На видном месте висит информация о правилах поведения в мини-музее.
Содержание и экспонаты.
В мини-музее представлены объекты неживой природы (камни и минералы), разнообразные изделия из этого природного материала. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов – это разнообразные коллекции природных и искусственных камней и минералов, окаменелостей, песка, глины, ракушек.
Экспонаты собирались воспитателями и детьми с родителями группы. Воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир, и найти что-нибудь интересное для музея камня. Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.
Как используется мини - музей.
Материалы мини-музея используются при проведении:
- познавательных и экологических занятий, бесед, наблюдений и опытов,
- экскурсий по мини-музею,
- для свободной деятельности детей (рассматривания, чтения, экспериментирования, релаксации).
Для удобства работы в мини-музее составляется описание каждого экспоната (название экспоната, где и кем он собран). Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.
Все материалы собраны в папках в прозрачных файлах, что позволяет оперативно добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней»
N | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями, Педсовет, Анкетирование | Октябрь 2020 | 1.Определение темы и названия музея. |
2 | Практический этап. | 1.Сбор экспонатов. | Ноябрь 2020 -апрель 2021 | Создания мини-музея «Мир камней» Образовательная деятельность |
3 | Подведение итогов | 1.Обмен опытом педагогического мастерства. | Конец мая 2021 | Альбом «Мини-музей «Мир камней ». Выставка экспонатов мини-музея |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
Тема\дата | Цель |
Конспекты занятий"Удивительные камни"(ноябрь) | -Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами |
«Познание» на тему «Путешествие в мир камней» (ноябрь) | -Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); -Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; -Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; -Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. -Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание) -Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием. |
Опыт № 1. Определение цвета и формы Опыт №2. Определение размера. Опыт №3. Определение характера поверхности. (декабрь) Опыт№4. Рассматривание камней через лупу. Опыт №5. Определение веса. (январь) Опыт№6: Определение температуры. Опыт № 7. Плавучесть. (февраль) | Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде |
Дидактические, подвижные и театрализованные игры (март-май) | Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности |
Опыт №1 «Простые и ценные камни в природе» Опыт №2 «Камни, которые подарило море» Опыт №3 «камень рождённый деревом» (март) | Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами.. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас. |
Рисование на камнях «Превращение камешков»; (в течение года) Лепка «Каменный цветок» в технике мозаики Конструирование «Домик трех поросят» (апрель) |
|
Методическое обеспечение
Методическая и научно-познавательная литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.;
- Н.А.Рыжова. Программа «Наш дом-природа» / «Что у нас под ногами» (песок, глина, камни), «Почва – живая земля» (почва) - М., 2005г.
- Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова. Мини-музей в детском саду- М.: Линка-пресс. 2008.
- Орлова Н.Я. Я познаю мир: драгоценные камни и минералы/ Н.Орлова М.: АСТ, Астрель, 2003
- Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» - М., 2004г.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
- А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
- География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2007г.
- Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) – М.: Издательство Мозаика – Синтез 2008г.
- А.Алексин, С.Михалков, Л.Разгон, В.Хелемендик «Почемучка» – М.: Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
- М.Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М.: Изд. – во АСТ, 2001г.
- Большая детская энциклопедия «Камни и минералы»
- Т.Б. Здорик Приоткрой малахитовую шкатулку. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1979, 255 с, с ил.
- В.Соболевский «Замечательные минералы». М.: Просвещение, 1983г.
- А.А.Плешаков «От земли до неба» атлас-определитель для начальной школы- М.: Просвещение, 2003 г.
- А. Е. Ферсман «Рассказы о самоцветах»- М.: Наука, 1974 –с.252
- Джаспер Стоун «Всё о драгоценных камнях» - СПб: ООО «СЗКЭО», 2008 -176 с., ил.
- Мини-энциклопедия. Драгоценные камни.- Вильнюс: UAB «Bestiary», 2013 - 64 с., ил.
- Мини-энциклопедия. Лечебные и магические минералы. – Вильнюс: UAB «Bestiary», 2012 - 64 с., ил.
- Кораллы./ Воронов В.А.. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004; - 64 с., ил. (Мини-энциклопедия).
- В. Л. Зверев «Каменная радуга» - М.: «Недра», 1990.
- В.И. Лебединский «В удивительном мире камня» - Москва: «Недра», 1978 - 160 с.
- Аркадий Кленов «Малышам о минералах» - М.: Педагогика-пресс, 1993 г.
- Журналы «Юный натуралист» №1-2004 стр.37(янтарный плен), «Обруч» № 4- 2001.
- Мир и человек. Географический атлас для детей. 1987 г.
- Коллекция. Энергия камней. Минералы сокровища земли. Еженедельные издания.
- Ресурсы интернета.
Детская художественная литература:
- П.П.Бажов. Серебряное копытце: сказы / П.П.Бажов. - М.: Эксмо, 2014 - 72 с.: ил. – (Книги - мои друзья)
- П.П.Бажов Малахитовая шкатулка. Сказы/ П.П.Бажов. - М.: Эксмо, 2014 - 160 с.: ил. – (Книги - мои друзья)
- В.Волков. Волшебник Изумрудного города. Семь подземных королей:
Сказочные повести - М.: пресса, 1992.-512 с., ил.
- «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия)- сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова – М.,1999г.
- Папки с подобранным литературным материалом:
- «Сборник сказок народов мира и рассказов о камнях»:
- Анчарова К.Е. Человек с горячим сердцем.
- Бажов. П.П. Каменные сказы. Сборник уральских сказов.
- Вода камень точет. Познавательная сказка.
- Волшебный камень. Калмыцкая народная сказка.
- Волшебный камень. Психотерапевтическая сказка.
- Волна и камень. Сказка.
- Гайдар А. Горячий камень.
- Гора самоцветов. Туркменская народная сказка.
- Два камня. Психотерапевтическая сказка.
- Драгоценный камень. Дунганская народная сказка.
- Камень у дороги. Притча.
- Камни батыра и медведя. Башкирская народная сказка.
- Камни-богатыри. Украинская народная сказка-легенда.
- Косарева О. О камне (рассказ-миниатюра).
- Рыжов И. О чём шептались камешки. Сказка.
- Сакович. Н. Драгоценность. Психотерапевтическая сказка.
- Сказка про камень и дорогу. Уральский сказ.
- Сказка для Данилки. Познавательная сказка.
- Сказка о гноме и камне-радуге.
- Сушённые камни. Рассказ.
- Сказка о камне.
- Повелитель камней и руд. Словацкая народная сказка.
- Фраерман Р. Девочка с камнем. Рассказ.
- «Сборник легенд о камнях и минералах»
- «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о камнях и минералах»
Методические разработки:
- «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми по знакомству с неживой природой» (конспекты и картотека опытов с почвой, песком, глиной и камнями).
- «Народные и дидактические игры с камешками» (картотека игр)
- Ширма-передвижка для родителей:
- «Коллекционируем с ребёнком …. камни»,
- «Игры с камнями».
Альбомы с фото и иллюстративным материалом:
- «Наш музей».
- «Дворцы и замки из камня» (набор открыток).
- Иллюстрации к сказкам о камнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»
ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ» СодержаниеСведения об авторском коллективе……………………..……&helli...
паспорт мини-музея "Мир камней"
папорт мини - музея "мир камней"...