паспорт мини-музея "Мир камней"
проект (старшая группа)

Емшанова Анна Сергеевна

папорт мини - музея "мир камней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИР КАМНЕЙ Паспорт мини – музея МБОУ СОШ №34 ДО Новосибирск 2021 Выполнила: Емшанова Анна Сергеевна Воспитатель 1 кв категории

Слайд 2

Содержание Сведения об авторе…………………………..……………..………………...3 Паспортные данные мини-музея…………………...........................………..4 Аспекты музейной деятельности……………………………………………6 Положение о музее ……………………………………………………..……7 План работы по созданию мини-музея «Мир камней»……………….. …..8 Разделы мини-музея……………………………………….............................9 Тематический план занятий в мини-музее…………………………….......10 Приложения………………………………………………………………….12 Экспонаты мини-музея……………………………………………………...15 Используемая литература…………………………………………………...23

Слайд 3

Сведения об авторе Емшанова Анна Сергеевна Образование: средне-специальное Должность: Воспитатель Педагогический стаж: 10 лет Категория: 1 квалификационная

Слайд 4

Наименование мини-музея: «Мир камней» Профиль музея: познавательный, естественнонаучный экспериментальный Цели : Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, направленных на изучение богатейшего мира камней. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков, предпосылок экологической культуры. 2. Обучать взаимодействию с природными объектами посредством органов чувств. 3. Формировать у дошкольников представления о музее. Развивающие: 1. Развивать наблюдательность, любознательность и воображение в процессе исследования природных объектов; 2. Развивать мелкую моторику, творческое воображение. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы, к экспонатам мини — музея. 2. Воспитывать коммуникативные навыки, экологическую культуру, самостоятельность. 3. Продолжать развивать взаимодействие с семьёй.

Слайд 5

В основу решения этих задач положены следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения. Основные критерии оформления Разнообразие и целесообразность объектов; Характеристика помещения: групповая Соответствие возрасту; доступность; безопасность Площадь, занятая под экспозицию: полочка в групповой комнате

Слайд 6

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Мой опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Слайд 7

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ «Мир камней» 1. Общие положения 1.1. Музей является систематизированным собранием различных форм работ с камнями. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. 2. Цели и задачи 2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа. 2.2. Задачами музея являются: - Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры. - Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям. 3. Содержание и формы работы 3.1. Актив музея проводит следующую работу: Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея; Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения); Обеспечивает сохранность музейных предметов; Создаёт и обновляет экспозиции;

Слайд 8

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней» N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат 1 Подготовительный этап. Привлечение родителей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование Март 2021 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 2 Практический этап. Сбор экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми. Проведение опытов, Знакомство с литературой Изготовление экспонатов для музея с детьми Апрель – май 2021 Создания мини-музея «Мир камней Прибайкалья» Образовательная деятельность 3 Подведение итогов Приглашение на выставку в мини-музей специалистов ДО Конец мая 2021 Альбом «Мини-музей «Мир камней». Выставка экспонатов мини-музея

Слайд 9

РАЗДЕЛЫ МИНИ - МУЗЕЯ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. «Галерея камней и изделий из них » экспонаты данной коллекции собраны детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». «Выставка книг» экспонаты данной коллекции представлены родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает. «Игротека» экспонаты данной коллекции представлены педагогами группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки — это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя, формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве. «Лаборатория - экспериментирования» экспонаты данной коллекции предоставлены родителями и педагогами группы. Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Слайд 10

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ Тема\дата Цель Демонстрационный и раздаточный материал. Конспекты занятий "Удивительные камни " . -Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами «Познание» на тему «Путешествие в мир камней» Опыт № 1. Определение цвета и формы Опыт №2. Определение размера. Опыт №3. Определение характера поверхности. Опыт№4. Рассматривание камней через лупу. Опыт №5. Определение веса. Опыт№6: Определение температуры. Опыт № 7. Плавучесть. -Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); -Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; -Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; -Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. -Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание) -Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде -компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «Волшебный мешочек» с различными по свойствам камнями; -коллекция камней, картины из камней, украшения из полудрагоценных и драгоценных камней (кольцо с рубином и цирконием, бусы из опала, граната, браслет из разнообразных полудрагоценных камней). -емкость с водой; -цветной песок, клей, кисточки, трафареты, карандаши, камешки для сувениров; -ноутбук -наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней. Набор крупного строительного материала. Ящик ощущений. Набор схем – рисунков. Кассета с таинственной музыкой. Шапка ученого. Знаки: вопросительный, восклицательный. Набор камней на каждого ребенка. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением. Стакан с водой, ложка. Большие подносы

Слайд 11

Дидактические и подвижные игры Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности опыт №1 «Простые и ценные камни в природе» опыт №2 «Камни, которые подарило море». опыт №3 «камень рождённый деревом » Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни – могут быть ровными и гладкими, и неровные , разной формы, бывают и с острыми углами.. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас. - кусочки мрамора и гранита - сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка) -иллюстрации: горы -коллекция различных камней -аудиозапись «шум волн» -глобус -на каждого ребёнка: прозрачный стакан с водой ,салфетка -иллюстрации: смола, янтарь (застывшие насекомые) -янтарь, каменный уголь -выставка украшений из янтаря рисование на камнях «Превращение камешков»; (рыбки) лепка «Каменный цветок» в технике мозаики; конструирование «Домик трех поросят » Учить детей видеть прекрасное вокруг себя. Воспитывать интерес и любовь к природе. Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе рисования. Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного цвета. Воспитывать аккуратность. Камни, гуашь , кисти №3, №5, №8, вода, салфетки. Различные плоские камешки. Набор для строительства из камня.

Слайд 12

Приложение Выставка книг - П.Бажов «Серебряное копытце» “Каменный цветок”. - И. Н. Рыжов «О чем шептались камушки»; - Р. Сеф «Камень»; Л. Татьяничева «Малахит» сказки П.Бажов «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка» В. Волков «Волшебник изумрудного города», Братья Гримм «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»; энциклопедии для детей «Все обо всем», «Энергия камней»

Слайд 13

Игротека -Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Узнай по описанию», «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная мозаика», «Бусы для феи волшебной шкатулки» , Что лишнее? " "Найди пару" "Продолжи ряд" " «Живая, неживая природа» - подвижные народные игры: «Камень - беги», «Время собирать камни», «Найди камень» (на ориентировку в пространстве)

Слайд 14

- исследовательская деятельность «Свойства камней», «Волшебное дерево» «Волшебный камень», «Сами вырастим кристалл»; - изодеятельность рисование на камнях «Превращение камешков»; лепка «Каменный цветок» в технике мозаики; конструирование «Домик трех поросят»

Слайд 15

ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

Слайд 16

КАРТИНА ИЗ ЯКУТСКИХ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ СТАТУЭТКА «НОСОРОГ» ИЗ МАЛАХИТА

Слайд 17

БУСЫ ИЗ ЯШМЫ ВИНОГРАДНАЯ ГРОЗДЬ ИЗ ОПАЛА

Слайд 18

ОКАМЕНЕЛАЯ РАКУШКА ЧАШЕЧКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МЕЛКИХ УКРАШЕНИЙ ИЗ ОПАЛА

Слайд 19

НАБОР МОРСКИХ И РЕЧНЫХ КАМНЕЙ НАБОР ДЕКАРОТИВНЫХ КАМНЕЙ

Слайд 20

ПОСУДА ИЗ ОПАЛА ПОСУДА ИЗ МАЛАХИТА

Слайд 21

НАБОР КАМНЕЙ НАБОР КАМНЕЙ

Слайд 22

БУСЫ ИЗ ГРАНАТА БУСЫ ИЗ ОПАЛА БУСЫ ИЗ МАЛАХИТА БРАСЛЕТ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Слайд 23

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.Ц., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2010 2. Л.А. Парамонова. Развивающее занятие с детьми 5-6 лет/ М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011г. 3. Н.П. Посвянская . Неживая природа. Камни Земли/ М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005г. 4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Мини – музей в детском саду./ М.:Линка – ПРЕСС, 2008 5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ» СодержаниеСведения об авторском коллективе……………………..……&helli...

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней»

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свобо...

Мини -музей "Волшебные камни" паспорт

Предметно развивающая среда в ДОУ...