Проект "Птицы Кузбасса"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Илларионова Светлана Анатольевна

Данный проект обогатит и уточнит представления детей о разнообразии  птиц родного края, расширит словарный запас, будет способствовать развитию познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_kuzbassa_1.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

   Птицы Кузбасса

Белово 2020

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

        

Птицы Кузбасса

Проект по экологическому воспитанию

                                                                                                        

Белово 2020                                

Составитель: Илларионова Светлана Анатольевна, воспитатель

                       

Проект долгосрочный  с 1 февраля 2020 г.  по 31 марта 2020 г.

Проект направлен на расширение представлений детей о птицах Кузбасса, развитие познавательных интересов детей, навыков исследовательской деятельности, развитие лексической стороны речи детей.

Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………………..4

1. Название проекта……………………………………………………………4

2. Основные разработчики проекта…………………………………………...4

3. Актуальность проекта……………………………………………………….5

4. Цель, задачи………………………………………………………………….6

5. Этапы и сроки реализации проекта…………………………………….......8

6. Ожидаемые результаты………………………………………………….....13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение……………………………………………………………………....15

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Птицы Кузбасса».

Основные разработчики проекта

Педагоги, воспитанники, родители

Цель и задачи проекта

Цель: формирование целостного представления о птицах Кузбасса, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц у детей с ОНР, развитие их познавательного интереса.

Задачи:

1.Сформировать целостное представление детей о зимующих, оседлых, перелетных птицах.

2. Выработать потребность в постоянном самообразовании.

3.Сформировать предпосылки поисковой деятельности.

4.Обеспечить развитие познавательных интересов в процессе реализации проекта.

5.Активизировать и расширить словарный запас детей.

6.Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

7. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап – подготовительный –  1 - 3 февраля.

II этап – планирование деятельности  6 февраля – 31 марта

III этап – заключительный – 31 марта

Перечень основных мероприятий

  • разработка плана реализации проекта;
  • проведение занятий (нод) по образовательным областям,
  • наблюдения за птицами,
  • чтение художественной литературы,
  • проведение дидактических игр по теме;
  • эксперимент
  • взаимодействие с родителями: изготовление книжек-малышек, кормушек, экологических плакатов «Берегите птиц Кузбасса!»
  • разработка методических материалов для реализации проекта;

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, родители,

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- у детей будут сформированы знания о разных видах птиц Кузбасса, появятся навыки исследовательской деятельности, дети научатся получать знания наиболее приемлемым для них способом, активизируется их речь;

- родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, в совместную деятельность с детьми.

Актуальность проекта.

          Проект «Птицы Кузбасса» направлен на детей с общим недоразвитием речи.  Как известно, у дошкольников  с  общим недоразвитием речи     существует  проблема в овладении лексической стороной речи, в частности по теме «Зимующие и перелетные птицы». У детей с ОНР  так же снижен познавательный интерес, речевая активность. Эта проблема является актуальной на протяжении многих лет. И сегодня она не утратила свою силу, а, наоборот, становится все более востребованной.

У детей с ОНР наблюдается преобладание пассивного словаря над активным, поэтому необходимо активизировать речь детей, расширить объем словаря. Т.к. речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности, то её развитие повлечет за собой развитие познавательного интереса.

Данный проект обогатит и уточнит представления детей о разнообразии  птиц родного края, расширит словарный запас, будет способствовать развитию познавательного интереса.

Новизна материала

          Так, как дети, на которые направлен проект, это дети с общим недоразвитием речи, у которых страдает восприятие, активизация и расширение словаря, а так же познавательная активность, то вся работа с этими детьми  направлена на коррекцию этих  недостатков, а так же на активизацию познавательной деятельности детей на теме ознакомления с перелетными птицами,  чему и способствует данный проект «Птицы Кузбасса».  Кроме того проект реализуется с непосредственным участием родителей в мероприятиях проекта.

 Цель проекта: формирование целостного представления о птицах Кузбасса, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц у детей с общим недоразвитием речи, развитие познавательного интереса.

Задачи:

1. Сформировать целостное представление детей о перелетных птицах.

2. Выработать потребность в постоянном самообразовании.

3.Сформировать предпосылки поисковой деятельности.

4.Обеспечить развитие познавательных интересов в процессе реализации проекта.

5.Активизировать и расширить словарный запас детей по данной теме.

6.Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс                      7. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам. 

Гипотеза:  если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

• возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;

• станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;

• и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный. 

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании детской книжки—малышки.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая».

Участвовать в создании экологических плакатов «Берегите птиц Кузбасса!».

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- Выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Этапы и сроки реализации проекта.

I этап – информационно – накопительный  – 1 – 3 февраля.

1. Формирование проблемы: дети задавали много вопросов о птицах: почему не все птицы улетают в теплые края, где живут зимующие птицы и др. На основе изучения интереса детей были поставлены цели проекта.

2. Постановка цели и задач:

- знакомство с разнообразными видами  птиц Кузбасса;

- формирование познавательного интереса;

- развитие свободной творческой личности ребенка;

- воспитание, любовь и бережное отношение к птицам Кузбасса;

- активизирование и обогащение словаря детей;

3. Сбор и анализ литературы  для детей и взрослых, диагностика детей, анкетирование родителей по  этой проблеме.

II этап – планирование деятельности:  6 февраля – 31 марта.

Вид деятельности

Мероприятия

Срок реализации

1

Познавательное развитие - ФЦКМ

1. Рассказ воспитателя о птицах Кузбасса.

2. Птицы - наши друзья.

3 Беседа: «Что ты знаешь о птицах»

4. Беседа: «Чем питаются птицы зимой?»

6 февраля

9 февраля

2

Познавательное развитие - ФЭМП

НОД: В гостях у  птиц Кузбасса.

13 февраля

3

Речевое развитие

1. Рассматривание картинок  птиц Кузбасса.

2. Рассказывание по картинкам «Зимующие птицы».

3. Заучивание стихов, поговорок, загадок.

14 февраля

22 февраля

4

Художественно –эстетическое развитие:конструирование

Лебедь

28  марта

5

Художественно –эстетическое развитие: аппликация

Сказочные птицы

Снегири на ветках

Скворечники на дереве

26 марта

6

Художественно –эстетическое развитие: рисование

Лепка «Перелетные птицы», рисование «Пернатые друзья», обводка птиц по трафаретам, работа в книжках-раскрасках.

21-26 марта

7

Художественно –эстетическое развитие:музыкальное

Слушание пения птиц, разучивание песен.

6 февраля -27 марта

8

Речевое развитие: ознакомление с художественной литературой

1. Чтение сказок «Дикие лебеди», «Лиса и журавль», «Хроменькая уточка» (украинская сказка в обраб. А.Нечаева). А.М.Ремезов «Гуси-лебеди», И.Я.Билибин «Белая уточка».

2. Пословицы и поговорки о перелетных птицах.

3. Заучивание стихов, загадок.

4. Рассматривание энциклопедий, книг познавательного характера.

5. Чтение рассказов Н.Сладкова «Гнездо», В.Бианки «Кто чем поёт?», В.Сухомлинского «Пусть будет и соловей и жук».

В течение недели

9

Игровая деятельность

Дидактические игры «Чей клюв?», «Что сначала, что потом», «Если б я был птицей», «Кто где живёт», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Расскажи о птице», «Загадки – отгадки», «Кто как голос подает», «Узнай птицу по описанию».

В течение всего проекта

10

 Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения: За птицами и кормление их на участке, вывешивание кормушек на участке, рассматривание скворечника. 

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

В течение всего проекта

11

Экспериментальная деятельность

1. «Из чего состоит перо».

2. «Почему птицы летают».

3. «У кого какие клювы?»

4. «Чем питаются птицы зимой»

 Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт - на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

13февраля-26 марта

12

Взаимодействие с родителями

Создание книжек-малышек.

Создание экологических плакатов: «Берегите птиц Кузбасса!»

Февраль - март

13.

Физическое развитие

Подвижные игры. «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Сова», «Воробушки и кот», «Лягушки и цапли», «Кукушка»

В течение всего проекта

14.

Социально – коммуникативное развитие

1. Беседа «Почему нужно беречь птиц».                           2. «Правила поведения в природе».                                  3. Участие в акции «Покормите птиц зимой».      4. Участие в создании экологических плакатов на тему: «Берегите птиц Кузбасса!»

Февраль - март

III этап – заключительный – 31 марта.

1. Организовать выставку книжек-малышек «Моя перелетная птица».

2. Организовать выставку экологических плакатов «Берегите птиц Кузбасса!»

2. Провести итоговое занятие на тему: «Птицы – наши друзья».

Ожидаемые результаты

В результате осуществления данного проекта:

          - у детей будут сформированы знания о разных видах  птиц Кузбасса, появятся навыки исследовательской деятельности, дети научатся получать знания наиболее приемлемым для них способом, активизируется их речь, обогатится словами: кормушка, клест, глухарь, тетерев, рябчик, свиристель, скворец, скворечник, вьюрок, жаворонок, перья, клюв, оперение, птицелов, стая, гнездо, две ноги; словами-действиями: перелетают, вылетают, слетают, высиживают, вылупляются; словами-признаками: длинноногий, длинношеий, насекомоядные, водоплавающие;

- наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться, природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы. Они научатся практическим действиям по охране природы Кузбасса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда; 

          - родители будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, в совместную деятельность с детьми.

                                      Список литературы

          1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! [Текст]: перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста / О.А.Воронкевич. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] / Сост. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: сценарии занятий / Н.В.Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

4. Мамеко И.М. День рождения леса [Текст] / И.М.Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. № 1. – с. 81-85.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л.Г.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголь-черное золото Кузбасса

Реализация представленного   конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля....

Проект «Красная книга Кузбасса»

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области. Основными причинами исчезновения многих видов животных является нерациональная, а, поро...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Игра "Путешествие по родному "Кузбассу" к 300 летию Кузбассу

В 2021 г наш родной регион Кузбасс празднует 300-летие обобразования .В рамках ознакомления дошкольников с родным краем,провели вместе с детьми  игру   " Путешествие по родному &qu...

Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/

Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/...