СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Социально-педагогическая программа «Окружающий мир» составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения особенностей получателей социальных услуг со сложной структурой дефекта и опыта воспитательной работы с инвалидами с детства в условиях детского дома-интерната.
Программа разработана с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей получателей социальных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_no_26_rts_okr._mir_ivantsovam.v._-_kopiya.docx | 56.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития»
Комитета по социальной политике
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № ____________ | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ____________ Директор _____________ |
Структурное подразделение «Центр социальной и трудовой реабилитации»
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий мир»
на 2021 год
Группа № 1
Составитель:
Иванцова М.В.,
воспитатель
Санкт-Петербург
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-педагогическая программа «Окружающий мир» разработана на 2021 год на получателей социальных услуг 1 группы структурного подразделения «Центр реабилитации».
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006);
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ;
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2017);
- СанПиН 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Локальные акты и Устав СПб Учреждения.
Социально-педагогическая программа является составной частью системы воспитательной работы в учреждении и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Характеристика контингента группы
Для получателей социальных услуг 1 группы характерны специфические особенности развития навыков познания окружающего мира.
Получатели социальных услуг данной группы отличаются несформированностью осознанно-ответственного отношения к окружающей природе; несформированностью знаний о природе живой и неживой, знаний о признаках живой природы; знаний по охране окружающей среды и правилах поведения в природе; выраженной конкретностью мышления и слабостью обобщений. Следует отметить отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый материал без специальной педагогической поддержки и трудовой практической деятельности.
Снижение познавательной активности является основной характеристикой данного контингента получателей социальных услуг. Также для получателей услуг данной группы характерно системное недоразвитие речи тяжелой степени, выражающееся в неумении воспринимать и передавать полученную информацию, что существенным образом влияет на становление адаптации в обществе.
Получатели социальных услуг данной группы имеют проблемы с формированием жизненно необходимых навыков, с последовательностью выполнения определенных операций, имеют проблемы с развитием коммуникативных функций. Сталкиваются с трудностями зрительного и слухового восприятия. У них присутствует социальная неуверенность в себе. Таким образом, приобретение практических и теоретических знаний, развитие коммуникативных способностей позволит позитивно изменить образ жизни получателей социальных услуг, приобрести уверенность в себе и лучше познать окружающий мир.
Описание программы
В настоящее время существует много экологических проблем. Люди стали относиться потребительски к природе, поэтому необходимо с раннего детства на занятиях по природоведению формировать у получателей услуг с проблемами в развитии экологические представления, вырабатывать навыки и привычки культурного поведения в природе, искоренять потребительское отношение к природе, вырабатывать нравственно-эстетические чувства при соприкосновении с окружающим миром.
С возрастом у получателей услуг с проблемами в умственном развитии формируются обобщённые представления об окружающем мире, о связи между явлениями и предметами в природе. Эти представления закрепляются на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром». Они узнают о взаимосвязях живой и неживой природы, как человек влияет на природу и наоборот; каким должно быть отношение человека с окружающей средой, т.е. формируется экологическая культура.
Освоение программы предполагается через экскурсии, практические работы, формирование у получателей услуг ответственного отношения к природе, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, а также эстетического и нравственного воспитания.
Цель программы
Цель: Создать систему комплексной помощи в формировании осознанно-ответственного отношения к окружающей природе получателей социальных услуг с ограничениями в умственном развитии. Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач…
Обучающие:
Формировать систему знаний о природе живой и неживой, временах года и их признаках, о диких и домашних животных и их различиях, о свойствах воды, о правилах поведения в природе и об охране окружающей среды.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) на основе наблюдений и выполнения практических заданий, различных упражнений, опытов, рисунков.
Воспитательные:
Воспитывать потребность и к бережному отношению к природе;
Вовлекать получателей социальных услуг в разнообразные виды деятельности по охране природы.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные
- Будет сформировано понимание значимости природы для человека и основы бережного к ней отношения (охрана природы);
- Будет сформирован интерес к занятиям, экскурсиям, наблюдениям, играм, практическим действиям.
- Будут развиваться мыслительные процессы (восприятие, память, внимание)
Предметные
- Получатели социальных услуг обогатят знания о природе: живой и неживой; живых организмах (насекомые, птицы, животные, растения), воде – её свойствах; временах года и их признаках.
- Будет формироваться потребность и заинтересованность к общению с природой посредством наблюдений, экскурсий, занятий, конкурсов, игр и др.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование специальных принципов:
- Принцип гуманизации – уважение и принятие ребёнка с ментальными нарушениями развития как личности.
- Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность образовательного процесса, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует регулярного контроля динамики изменений состояния, поведения ребёнка и его реакций. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить содержание работы на занятии, используемые методы и средства.
- Принцип индивидуализации предполагает подбор содержания, темпа, приёмов и способов взаимодействия с ребёнком, пространственную и временную организацию занятия с учётом его возможностей («зоны актуального и ближайшего развития»), а также состояния в данный момент.
- Принцип доступности предполагает соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребёнка.
Принцип концентричности – материал предлагается по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма информации. Условия реализации программы: набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии ДДИ №1, психолого-педагогической медико-социальной консилиума структурного подразделения. Предполагаемый объем учебного времени – 1час в неделю (исходя из 32 недель в году).
Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН, во второй половине дня - 1раз в неделю. Продолжительность занятия по времени 45мин. В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая. Занятия проводятся в виде: беседы, игры, экскурсии и т.д. Программу реализуют воспитатели группы.
Описание помещения и оборудования
Учебный класс, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- доска классная; столы и стулья для получателя социальных услуг, педагога;
- ковер напольный;
- шкафы, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
- предметные и сюжетные картинки;
-дидактические материалы;
Состояние помещений соответствует санитарным нормам и проектируется на основе реализуемой в РЦ образовательной программе; требований нормативных документов; общих принципах построения среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого получателя социальных услуг, уважение к потребностям и нуждам).
Успешная реализация программы предполагает, наличие определённой материально-технической базы, включая в себя: оборудование – компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска, звуковая аппаратура, проектор мультимедийный, проектор потолочный, экран на штативе, мольберт, информационный стенд, доска магнитная, доска школьная, подвижный стенд для доски, посадочные места на 16 человек (учебный, компьютерный классы, помещение группы).
Тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
Окружающий мир | |||
I | Введение | 1 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
II | Природа живая и неживая | 7 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
III | О братьях наших меньших | 7 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
IV | Вода – источник жизни | 7 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
V | Природа нашего окружения | 12 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
VI | Итоговое занятие | 1 | Карта итогового контроля, портфолио, фото |
Всего: | 35 |
Календарный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего недель | Количество часов | Режим занятий |
01 апреля 2021 года | 30 декабря 2021 года | 35 | 35 | 1 раз в неделю по 45 мин. |
Содержание программы
Содержание обучения.
Введение «Земля – наш дом»
Вопросы для изучения: описать, что такое природа, рассказать о признаках жизни. Выяснить, что получатели социальных услуг знают о влиянии человека на окружающую среду; познакомить с правилами поведения в природе, охране природы.
Основные понятия: природа живая и неживая, окружающая среда.
Методы проведения занятия: беседа.
Форма организации занятия: групповая.
Контрольные задания: проверочные задания, тестирование.
Оснащение занятия: иллюстрации, плакат с правилами поведения в природе.
Раздел I. Природа живая и неживая.
Тема 1. Живая природа (признаки жизни). Мир живой природы.
Вопросы для изучения.
Повторить материал о мире живой природы: трава, цветы, кусты, деревья; побеседовать о значении растений для человека и животных; определить правила поведения друзей природы и знаки охраны природы. Определить признаки жизни (питание, движение, рост, развитие, смерть).
Основные понятия: мир живой природы, стадии развития растений, расселение растений, признаки жизни.
Методы проведения занятия: рассказ по иллюстрациям, беседа. Экскурсия в оранжерею.
Форма организации занятия: групповая.
Контрольные задания: тестирование.
Оснащение занятия: иллюстрации, плакаты, комнатные растения.
Тема 2. Неживая природа.
Вопросы для изучения: познакомить с понятием «неживая природа». Учить называть основные признаки неживой природы: не питается, не растёт, не размножается, не дышит, не умирает. Дать понятие о том, что существование неживой природы, необходимо для жизни всего живого на земле.
Основные понятия: мир неживой природы, признаки неживой природы, три состояния: жидкое, твёрдое, газообразное.
Методы проведения занятия: наблюдения, беседа.
Форма организации занятия: групповая, экскурсия.
Контрольные задания: тестирование.
Оснащение занятия: фотоаппарат.
Тема 3. « Зимний лес полон чудес» (экскурсия в зимний лес).
Вопросы для изучения: расширять знания о зимнем периоде года. Понаблюдать за изменениями в лесу. Как изменилось поведение животных и птиц. Рассказать о приметах зимы (стало холодно, повсюду лежит снег, редкие птицы пролетают в парке, часто идёт снег, дует холодный ветер).
Основные понятия: сугробы, холодный ветер, признаки, приметы.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, наблюдения в природе.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: фотоаппарат, натуральные объекты.
Контрольные задания: тестирование, рисунки.
Тема 4. Конкурс рисунков «Природа зимой».
Вопросы для изучения. Поговорить о том, что получателям социальных услуг понравилось больше всего на экскурсии; обратить внимание на красоту природы в зимнее время года, выполнить рисунки и обсудить их; напомнить правила охраны окружающей среды.
Основные понятия: результаты экскурсии, названия растений, птиц; охрана окружающего мира.
Практическая работа: выполнение рисунков по теме экскурсии.
Методы проведения занятия: беседа.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: фотографии, бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры.
Контрольные задания: представление рисунков на конкурс.
Раздел II. «О братьях наших меньших».
Тема 1. Домашние животные».
Вопросы для изучения: поговорить с получателями социальных услуг о животных, которые живут с человеком (кошки, собаки, коровы, овцы и др.). Рассказать о признаках жизни животных: дышат, двигаются и т. д., их питании; деление по признаку – кто, что ест (растительноядные, всеядные, хищные). Объяснить о связи животных с окружающей средой (стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»).
Основные понятия: признаки жизни животных (растительноядные, всеядные, хищные).
Методы проведения занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра: «Животные-растения».
Форма организации занятия: групповая, подгрупповая.
Оснащение занятия: иллюстрации, маски животных.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 2. «Сто друзей - ста мастей».
Вопросы для изучения: познакомить получателей социальных услуг с некоторыми породами собак (овчарка, колли, мопс), отличием диких животных от домашних (образ жизни, питание, польза, приносимая людям).
Основные понятия: порода собак, масть, образ жизни, польза.
Методы проведения занятия: рассказ, беседа, игра, общение с животными (собаки).
Форма организации занятия: групповая.
Контрольные задания: тестирование, рисунки.
Оснащение занятия: карточки с изображением пород собак, живая собака (занятие в спортивном зале).
Тема 3. «Дикие животные».
Вопросы для изучения: Поговорить с получателями социальных услуг о животных, которые водятся в наших лесах (лоси, волки, кабаны, зайцы и др.) Рассказать о признаках жизни животных: дышат, двигаются и т. д., их питании, делении по признаку – кто что ест (растительноядные, всеядные, хищные) Объяснить о связи животных с окружающей средой (стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»).
Основные понятия: загадка, стихотворение, животные.
Методы проведения занятия: чтение, рассказ, беседа.
Форма организации занятия: групповая.
Контрольные задания: тестирование.
Оснащение занятия: стихи, карточки с изображением животных.
Тема 4. «Птицы».
Вопросы для изучения: Поговорить с получателями социальных услуг о птицах, которые живут в нашей местности. Их условия проживания, способы питания. Напомнить, что к ним надо относиться бережно, охранять их. Польза птиц.
Основные понятия: птицы, дупло, гнездо, способ питания, польза.
Методы проведения занятия: рассказ, беседа, чтение, показ иллюстраций.
Форма организации занятия: групповая.
Контрольные задания: тестирование.
Оснащение занятия: картинки с изображением птиц, музыкальные записи.
Тема 5. «Экскурсия в лес» (наблюдение за изменениями в природе летом).
Вопросы для изучения: закрепить знания о разнообразных растениях леса, изменениях растительного мира летом (листва, цветение растений, созревание ягод). Учить вести наблюдение за цветущими растениями и поведением насекомых; закрепить правила охраны растений.
Основные понятия: разнообразие растительного мира, мир насекомых, охрана растений.
Методы проведения занятия: экскурсия (объяснение, показ, беседа, наблюдение).
Форма организации занятия: групповая, экскурсия.
Контрольные задания: опрос, тестирование.
Оснащение занятия: фотоаппарат.
Раздел III. «Вода – источник жизни».
Тема 1. Вода в моем доме и в природе.
Вопросы для изучения: как появляется в доме вода, как мы её используем, обратить внимание на бережное расходование воды, вспомнить и перечислить источники воды в природе, нужны ли они и для чего и кому, воспитывать бережное отношение к воде как к источнику жизни.
Основные понятия: использование воды, природный источник.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, наблюдения.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: карточки с видами водоёмов, иллюстрации.
Контрольные задания: вопросы по рассказу, тестирование.
Тема 2. Опыты, эксперименты с водой (свойства воды)
Вопросы для изучения: закрепить знания о свойствах воды, при выполнении практической работы с водой - учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; провести беседу о важности воды в жизни человека, животных и растений; воспитывать потребность бережного отношения к воде.
Основные понятия: опыт, наблюдение, сравнение, вывод, состояние воды.
Методы проведения занятия: беседа, опыты, наблюдения.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: стаканы с водой, губки, соль, сахарный песок, цветные полоски бумаги, апельсиновый сок, одеколон.
Контрольные задания: вопросы по проделанному, тестирование.
Тема 3. Экскурсия к водоёму.
Вопросы для изучения: выяснить, какие растения произрастают вблизи водоёмов, на поверхности воды и в воде. Рассказать о животных и насекомых, живущих в воде; повторить правила охраны природы (водоёмов и их обитателей).
Основные понятия: водоёмы, охрана водоёмов, обитатели водоёмов.
Методы проведения занятия: экскурсия.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: фотоаппарат, корм для уток.
Контрольные задания: составление краткого рассказа о своих впечатлениях от экскурсии (по типу: вопрос-ответ).
Тема 4. Конкурс рисунков «Водоёмы и их обитатели».
Вопросы для изучения: учить воспроизводить в рисунках увиденное на водоёме; развивать способность описывать своими словами свой рисунок; воспитывать эстетическое восприятие природы.
Основные понятия: обитатель водоёма, утка, водомерка, камыш.
Методы проведения занятия: беседа, наблюдения, практическая часть.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: альбомы для рисования, краски, кисти, фломастеры.
Раздел IV. «Природа нашего окружения».
Тема 1. Растения территории ДДИ.
Вопросы для изучения: закрепить знания о разнообразные деревья и кустарников на территории ДДИ. Вспомнить их название, предложить подумать, зачем они здесь посажены. Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям.
Основные понятия: название деревьев и кустарников: дуб, липа, ель, берёза, рябина, малина, шиповник, барбарис.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, наблюдения в природе.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: фотоаппарат, наглядность (экскурсия).
Контрольные задания: вопросы, тестирование.
Тема 2.Комнатные растения
Вопросы для изучения: поговорить о том, какие есть комнатные растения, как за ними ухаживать, как правильно пересаживать, размножать.
Основные понятия: растения, уход, полив, опрыскивание, пересадка.
Методы проведения занятия: рассказ, объяснение, показ, практическая работа по размещению комнатных растений с учетом тепла и света.
Форма организации: групповая.
Оснащение занятия: картинки с изображением комнатных растений, предметов ухода за ними.
Контрольные задания: тестирование, опрос.
Тема 3. Животные нашего края
Вопросы для изучения: закрепить знания получателей социальных услуг о животных, которые живут в нашей местности. Способы жизни, их отличительные признаки.
Основные понятия: дикие животные, отличительные особенности, хищники.
Методы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: иллюстрации с изображением животных, маски зверей.
Контрольные задания: тестирование, опрос.
Тема 4. «Птицы, которых мы видим».
Вопросы для изучения: поговорить с получателями социальных услуг о видах птиц, которых они видят вокруг. Их внешний вид, повадки, способы питания и проживания.
Основные понятия: оперение, гнёзда, способы питания, места обитания;
Методы проведения занятия: объяснение, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, рассказ, пояснения;
Форма организации занятия: групповая, подгрупповая.
Оснащение занятия: картинки с изображением птиц, музыкальные записи.
Контрольные задания: тестирование.
Тема 5.«Экскурсия в лес». (Наблюдение за изменениями в природе осенью)
Вопросы для изучения. Расширять знания об осеннем периоде года. Понаблюдать за изменениями в лесу. Рассказать о приметах осени (расцвечиваются и опадают листья, день становится короче – ночь длиннее. Птицы (перелётные) улетают в тёплые края. Люди собирают урожай.
Основные понятия: расцвечивание листьев, перелётные птицы, признаки, приметы.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, наблюдения в природе.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: фотоаппарат, натуральные объекты.
Контрольные задания: тестирование, рисунки.
Тема 6. Коллективная работа «Природа вокруг нас».
Вопросы для изучения: Поговорить с получателями социальных услуг о том, что им понравилось и запомнилось больше всего на экскурсии, обратить внимание на красоту природы; выполнить рисунки и обсудить их, напомнить правила сохранения окружающего мира.
Основные понятия: результаты экскурсии, названия растений, насекомых, сохраним окружающий мир.
Практическая работа: выполнение рисунков по теме экскурсии.
Методы проведения занятия: беседа, объяснение, показ.
Форма организации занятия: групповая.
Оснащение занятия: иллюстрации, бумага, краски, фломастеры, кисточки, стаканы с водой.
Контрольные задания: представление рисунков на обсуждение самими получателями социальных услуг.
Итоговое занятие. Оценка знаний получателей социальных услуг; вопросы, анкетирование.
Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии
Общепедагогические методы – словесные, наглядные, практические.
Технологии: здоровье сберегающие, личностно – ориентированного взаимодействия, игровые (сюжетно–ролевые, деловые, ситуационные), информационно-коммуникативные, развивающего обучения.
Дидактические материалы к темам:
I. Введение.
- Глобус, плакаты с изображением растительного и животного мира, раздаточный материал (карточки с изображением животных, деревьев, птиц). Карточки с изображением неживой природы.
II. «Живое и неживое в природе».
- Книги тематического содержания «Растения», «Животные», «Птицы».
- Плакаты с изображением живой природы, карточки с изображением неживой природы, раздаточный материал по теме «Неживая природа», «живая природа».
- Набор карточек с изображением живой и неживой природы.
- Альбомы для рисования.
- Наборы красок, гуаши, цветных карандашей.
- Книжки – раскраски тематического содержания.
III. «О братьях наших меньших».
- «Книги тематического содержания: «Животные», «Птицы».
- Плакаты с изображением диких и домашних животных, птиц.
- Живые собаки (спортивный зал РЦ).
- Альбомы для рисования.
- Наборы красок, гуаши, цветных карандашей, фломастеров.
IV. «Вода – источник жизни».
- Раздаточный материал к практическому занятию: стаканы с водой, соль, сахарный песок, цветные полоски бумаги, апельсиновый сок, туалетная вода или одеколон, чайные ложечки, салфетки и др.
- Наборы картинок с изображением растений и насекомых.
- Книжки – раскраски тематического содержания.
- Альбомы для рисования.
- Наборы красок, гуаши, цветных карандашей, фломастеров.
V. «Природа нашего окружения».
- Плакаты с изображением растительного мира.
- Книги тематического содержания: «Растения» «Животные», «Птицы».
- Книги с загадками о живой природе и о временах года.
- Наборы картинок с изображением растений, животных, насекомых, птиц, и др.
- Альбомы для рисования.
- Книжки – раскраски тематического содержания.
- Альбомы для рисования.
- Наборы красок, гуаши, цветных карандашей, фломастеров.
Способы определения результативности
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение за деятельностью и личностным развитием получателей социальных услуг;
- педагогический анализ активности получателей социальных услуг на занятиях, в самостоятельной деятельности;
- мониторинг динамики усвоения получателями социальных услуг программного материала.
Виды диагностической работы:
- начальный контроль (проводится в начале календарного года с целью определения уровня возможностей, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;
- текущий контроль (проводится в течение всего календарного года с целью определения степени усвоения программного материала, определение готовности к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;
- промежуточный контроль (проводится в середине календарного года с целью определения степени усвоения получателями социальных услуг программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, а также проводится открытое занятие;
- итоговый контроль (проводится в конце календарного года с целью определения динамики усвоения программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования социально-педагогической программы и методов обучения). В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого получателя социальных услуг, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в виде оценки реабилитационного потенциала воспитанника РЦ и оцениваются по пятибальной шкале:
1 балл – выполняется только в совместной деятельности;
2 балла – выполняется с помощью и поддержкой взрослого;
3 балла – выполняется под контролем взрослого;
4 балла – выполняется под частичным контролем взрослого;
5 баллов – выполняется самостоятельно.
Литература
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 1 – 4, Москва «Просвещение»
- Дьяконова Л. Ю. Программа экологического воспитания школьников, коррекционная специальная школа v вида, г. Данков, Липецкая обл.
- Клепинина З. А.Титова М.Ф. Природоведение 3- 4кл., Москва «Просвещение», 1995г.
- Рянжин с. В. Экологический букварь, Санкт – Петербург, Пит- Тал, 1996г.
- Целоусова Т. Ю. Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир, 3 класс, Москва «ВАКО», 2004г.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. Земля – наш дом. Что такое природа. | 1 | 01.04. |
Раздел 1.» Природа живая и неживая» | 7 | ||
2. | Тема 1.Живая природа (признаки жизни). Мир живой природы. | 1 | 08.04. |
3. | Тема 2. Неживая природа. | 2 | 15.04. 22.04. |
4. | Тема 3.Зимний лес полон чудес (экскурсия в природу). | 2 | 29.04. 06.05. |
5. | Тема 5. Конкурс рисунков «Природа зимой». | 2 | 13.05. 20.05. |
Раздел 2. « О братьях наших меньших» | 7 | ||
6. | Тема 1. Домашние животные (беседа, стихи и загадки о животных). | 2 | 27.05. 03.06. |
7. | Тема 2. «Сто друзей – сто мастей» (о собаках, теория и практика). | 2 | 10.06. 17.06. |
8. | Тема 3. Дикие животные. | 1 | 24.06. |
9. | Тема 4.«Птицы. | 2 | 01.07. 08.07. |
10. | Тема 5. Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе летом. | 1 | 15.07. |
Раздел 3. «Вода – источник жизни» | 7 | ||
11. | Тема 1. Вода в моём доме и в природе. | 2 | 22.07. 29.07. |
12. | Тема 2. Опыты – эксперименты с водой (свойства воды; практические занятия). | 2 | 05.08. 12.08. |
13. | Тема 3. Экскурсия к водоёму. | 1 | 19.08. |
14. | Тема 4. Конкурс рисунков «Водоёмы и их обитатели». | 2 | 26.08. 07.10. |
Раздел 4. «Природа нашего окружения | 11 | ||
15. | Тема 1. Растения на территории ДДИ№1 (экскурсия). | 2 | 14.10. 21.10. |
16. | Тема 2. Комнатные растения. | 2 | 28.10. 04.11. |
17. | Тема 3. Животные нашего края. | 2 | 11.11. 18.11. |
18. | Тема 4. Птицы, которых мы видим. | 2 | 25.11. 02.12. |
19. | Тема 5. Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе осенью. | 1 | 09.12. |
19. | Тема 6. Коллективная работа «Природа вокруг нас». | 2 | 16.12. 23.12. |
Итоговое занятие | 1 | 30.12. | |
Итого | 34 |
Приложение 2
Диагностика, динамика усвоения программного материала
Характеристика | 2021 | |||
Январь первичная | Июнь промежуточная | Декабрь итоговая | ||
Даёт определение природе. | ||||
Знает, что и кто относится к живой и неживой природе(показывает на карточках). | ||||
Называет признаки жизни. | ||||
Называет и различает растения, произрастающие на территории ДДИ№1, показывает их. | ||||
Знает времена года, называет их признаки (показывает на картинках). | ||||
Знает животных, которые водятся в наших лесах, называет их и показывает. | ||||
Знает и называет (показывает) домашних животных | ||||
Умеет отображать в рисунках увиденное на экскурсиях. | ||||
Знает, что такое вода, называет её свойства. | ||||
Знает, что такое водоём; называет и показывает растения и животных водоёма. | ||||
Знает и называет птиц нашей местности | ||||
Знает правила поведения в природе, соблюдает их | ||||
Называет диких животных, их место проживания, показывает их. | ||||
Называет отличие диких животных от домашних. | ||||
Знает (показывает ) 1-2 комнатных растения, правила ухода за ними | ||||
Проявляет желание убирать сухие ветки, листья, мусор на территории. | ||||
Итог по разделу: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание группы, осуществляющей реабилитационную и социально-педагогическую программу с применением зоотерапии
В нашем дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 24» занятия с животными проводятся недавно, но уже можно сказать, что занятия дали положительные результаты. Мы заключили догов...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Социально-педагогическая программа "Одаренный ребенок"
Работа с детьми с признаками одаренности выступает одним из вариантов реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывает особую потреб...
Дополнительная социально – педагогическая программа «Одаренный ребенок»
Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей нельзя переоценить. На сегодняшний день открываются новые возможности для развития личности воспи...
Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный
Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...