Мастер-класс «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру
Мастер-класс
«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_-_istochnik_poznavatelnogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Золотой петушок»
г. Губкин Белгородской области
Мастер-класс
«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
в рамках проведения заседания ММО
воспитателей средних групп
дошкольных образовательных организаций
Губкинского городского округа
(в режиме ВКС)
Подготовила: воспитатель Суворенкова Л.А.
2021 г.
Мастер-класс
«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Основная особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире, как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование. Важнейшая особенность экспериментирования, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель экспериментирования: Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи экспериментирования:
- Расширять представление детей о физических свойства окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлечь родителей к совместной деятельности. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы по экспериментированию.
В нашей группе функционирует «Центр экспериментирования». Центр оснащен разнообразным оборудованием в соответствии с программой: разные виды бумаги и тканей; цветные стекла; лупы; чашка петри; колбы; пробирки; пипетки; микроскоп; природный материал; глина; минералы; бросовый материал и т.д. Все оборудование находится в свободном доступе для детей.
На участке группы в теплое время года функционирует мини лаборатория, где дети также могут экспериментировать и проводить исследования.
При проведении опытов мы знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В процессе воспитательно-образовательного процесса в течении года проводились опыты с водой: «Конфетная радуга», «Вода ползет вверх», «Тонет – не тонет», «Вода не имеет цвета», «Вода не имеет запаха»; «Почему белый медведь выходит сухим из воды?»; проводились опыты с ветром; наблюдение песчинок под лупой. Зимой мы посадили рассаду петуний и наблюдали за ее ростом. Также наблюдаем за стоящими в вазе веточками вишни, как набухли почки, появились цветочки и даже прорезаются листочки.
С детьми также проводим дидактические игры: « Природа-неприрода », «Четвертый лишний». Игры с водой: д/и «Что из чего?», д/и «Определи по запаху», д/и «Чудесный мешочек», д/и «Подбери и назови», д/и «Кто найдет пусть возьмет», д/и «Вершки-корешки», д/и «Определи на вкус», д/и «На что похоже?».
В данном направлении проводится работа с родителями. Проводятся консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Как организовать игры с водой»; «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»; «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов в домашних условиях». Имеются папки-передвижки: «Домашняя лаборатория: пять физических опытов для детей»; «Наблюдения и эксперименты», а также буклеты по привлечению детей с поисково-экспериментальной деятельности. Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
В процессе экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Подводя итог, можно сказать, что главные достоинства экспериментирования в детском саду: воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Активно развивается речь ребенка. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; Формируются трудовые навыки. Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников
Детское экспериментирование важно для развития познавательных процессов, для формирования самостоятельности, целеполагания. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осущес...
Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»
Карта программных требований знаний, умений и навыков детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....
Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставитьвопросы и получать на них фактическиеответы, оказываясь на более высокомумственном и нравственном уровнев сравнении с теми, к...
БУКЛЕТ «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно...
Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"
проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздейств...
Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"
Проект, целью ктотрого является создание интереса к познавательно-исследовательской деятельности...